Собственно, наибольшее количество вопросов вызывает главный кандидат на должность омбудсмена — Валерия Лутковская, бывшая заместителем главы Минюста с 2006 по 2011-й гг, а затем правительственным уполномоченным по делам Европейского суда по правам человека (в Минюст попала с очень интересной должности, пять лет до этого пробыв управляющим партнером юридической фирмы «Лавринович и партнеры» — комментарии излишни). Ведь, как известно, сию даму, которую столь активно лоббирует Минюст, «прокатили» на заседании Комитета Верховной Рады по правам человека, отвергнув ее кандидатуру.
Комментируя ситуацию, член Венецианской комиссии, советник президента Марина Ставнийчук пояснила, что главной причиной отклонения кандидатуры Лутковской стало отсутствие у нее необходимого опыта правозащитной работы. «Достаточно проблематично выглядит ситуация, когда на должность уполномоченного по правам человека номинируется человек, который от имени правительства представлял Украину в Европейском суде. Однако, дела Украины в этих вопросах не на самом высоком уровне», — сказала Ставнийчук в эфире «5 канала».
Ставнийчук отметила, что за последние несколько лет Украина балансирует на грани исключения из Парламентской ассамблеи Совета Европы за невыполнение решений Европейского суда по правам человека. В этих условиях назначать на «главного по правам человека» в стране личность, тесно связанную с властью, не очень-то умно. В этих условиях, убеждена Ставнийчук, на должность омбудсмена куда уместнее было бы избрать, например, Евгения Захарова, либо же просто переизбрать имеющую колоссальный опыт Нину Карпачеву. По крайней мере, кандидатура последней не вызывает раздражения в Европе, хотя о ее эффективности на данном посту можно и поспорить.
Насчет Европы упомянуто явно не ради красного словца. Правовой беспредел в Украине известен уже далеко за ее пределами. Вспомнить хотя бы тот факт, что, согласно ежегодному докладу правозащитных организаций «Права человека в Украине 2011», в прошлом году почти 1 млн. человек пострадали от насилия в милиции. По словам исполнительного директора Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Аркадия Бущенко, за последние два года в Украине существенно ухудшилась ситуация с обеспечением права на жизнь. «Мы наблюдаем значительное увеличение количества людей, которые погибли в райотделах милиции», — заметил Бущенко и добавил, что по сравнению с 2009 годом этот показатель возрос почти вдвое. Также никакого улучшения эксперты не отмечают в преодолении проблемы истязаний и нечеловеческого обращения. Так, если в 2010 году количество пострадавших от незаконного насилия в милиции составляло более 790 тыс. человек, то в 2011 году — 980 тыс.
Проще говоря, Украина неуклонно превращается даже не в полицейское, а откровенно фашистское государство, направленное на издевательство и истребление собственного народа, «визитной карточкой» которого является правовой беспредел. В этих условиях назначить на пост омбудсмена человека системы, к тому же играющего в «темные игры», означает вбить гвоздь в крышку гроба отношений Киева с Брюсселем. Проще говоря, это был бы мощный удар по европейским устремлениям Украины, безвизовому режиму с ЕС и прочим прелестям евроинтеграции.
А насчет «темных игр» информации сейчас хватает. Так, в интервью «Главкому» председатель Комитета ВР Олег Зарубинский рассказал о том, что во время рассмотрения кандидатуры претендента от Партии регионов Валерии Лутковской на Комитете, была обнародована информация о ее заангажированности. После увольнения из Минюста и конфликта с тогдашним главой Сергеем Головатым, она работала в фирме «Лавринович и партнеры», а после возвращения Александра Лавриновича снова вернулась в Минюст. По словам Зарубинского, данный факт фигурировал при обсуждении кандидатур, — в частности, об этом говорил представитель Нины Карпачевой.
Собственно, это дает понимание того факта, почему, как писали СМИ, глава Минюста Лавринович лично собирал депутатские подписи в поддержку Лутковской, и многие нардепы попросту не знали, кого поддерживают. Еще бы: мало вместе поработать с министром юстиции на должности его зама, надо еще стать бизнес-партнером его сына, чтобы получить такую мощную поддержку. Да и самому Лавриновичу свой омбудсмен очень кстати — будет кому отмазывать перед ЕС относительно махинаций с угнанными в Европе авто класса «люкс».
Здесь можно вспомнить о сюрреалистической ситуации, возникшей летом 2007 года, когда вспыхнул международный конфликт между ОАО «Гостиница «Днепр» и австрийским ООО «Альфа проект холдинг». Когда эти две структуры сражались за землю в центре Киева, интересы австрийской компании защищала фирма «Лавринович и партнеры», а украинское ОАО представляло Министерство юстиции Украины в лице министра юстиции Лавриновича — отца владельца фирмы «Лавринович и партнеры», и замминистра Валерии Лутковской, которая до этого была, как мы упоминали, партнером той же юридической фирмы. Больший абсурд трудно себе представить.
N.B. Согласно данным, предоставленным «Хвиле» пресс-службой «Лавринович и партнеры», ООО «Альфа проект холдинг» никогда не было клиентом данной юридической фирмы. Недостоверная информация о фирме была распространена в 2007 году рядом анонимных интернет-страниц, не являющихся зарегистрированными средствами массовой информации.
Но и это не все. Лутковская, будучи правительственным уполномоченным по делам Европейского суда по правам человека, совершила чиновничий подвиг, по сути признав, что имеет прямое отношение к покрывательству издевательств над гражданами в Украине. Так, буквально 2 дня назад в СМИ появилось письмо Министерство юстиции Украины, в котором Европейскому комитету Совета Европы по предупреждению пыток сообщается об устранении некоторых недостатков в соблюдении прав заключенных в Украине, указанных в предварительном заключении Комитета по итогам его визита в Украину с 29 ноября по 6 декабря 2011 года. Письмо подписано госпожой Лутковской.
Так вот, в письме отмечается, что относительно практики приковывания наручниками пациентов к больничным койкам в отделении для задержанных Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи проведена проверка и предписано исключить безосновательное применение спецсредств. На замечание Европейского комитета относительно использования металлической клетки, в которую помещаются задержанные во время медосмотра фельдшером, в ИВС Киева, Минюст сообщает, что по состоянию на 4 января 2012 года по указанию руководства МВД Украины клетка демонтирована. «С целью устранения недостатков, изложенных в предварительных замечаниях ЕКПП, в Харьковском следственном изоляторе демонтированы и выведены из эксплуатации боксы для содержания заключенных, а также организован демонтаж металлических жалюзи с окон режимного корпуса учреждения… Кроме того, во время разработки Государственной пенитенциарной службой новой Инструкции по организации надзора в следственных изоляторах будет пересмотрена целесообразность использования временных боксов для содержания заключенных в режимных корпусах следственных изоляторов», — сказано в ответе Минюста Европейскому комитету по предупреждению пыток.
Таким образом, Лутковская признала, что как во время ее работы заместителем главы Минюста, так и в роли правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека, в подведомственных структурах вовсю практиковалось издевательство над людьми. И только личный приезд европейских представителей и выявление этих фактов заставил госпожу Лутковскую совершать некие телодвижения, чтобы рапортовать ЕС: все, что вы увидели, и что вас шокировало, мы уже исправили. Хотя из названия должности ясно, что сия госпожа должна была все это делать без всяческих подсказок — собственно, для того ее на эту должность и назначили.
Скільки заробляють військовослужбовці в Україні та світі: порівняння зарплат
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Київстар оновив тарифи на зв'язок та інтернет: абоненти зможуть заощадити
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
А потому с омбудсменом у нас может очень скоро случиться нехороший казус — как раз в стиле всего, происходящего в последнее время на властном Олимпе в Украине. Когда те, кто по определению должен быть сторожевым псом прав граждан и интересов народа, становится послушной собачонкой власти или, того хуже, — частью системы.