В Украине начал широко муссировать тот факт, что для начала нового витка «дружбы» с Минском Киев пошел на серьезные уступки. В частности, был решен вопрос украинского долга перед Белоруссией – Украина согласилась поставлять соседям электроэнергию по крайне льготным ценам. Кроме того, по итогам встречи президенты решили вопрос о ратификации договора о совместной границе. В то же время, президент Украины пообещал поддержку Белоруссии в обретении ею полноправного членства в Совете Европы, откуда ее вывели в 1997 году после разгона парламента страны. В свою очередь, Александр Лукашенко публично поблагодарил Виктора Ющенко «за колоссальную поддержку», которую он «оказал Белоруссии на протяжении нескольких последних лет по выстраиванию отношений с другими государствами и, прежде всего, западными, США». «Эта поддержка дорогого стоит», – заявил белорусский лидер.

Российские СМИ сразу принялись утверждать, что в обмен Киев рассчитывает сделать Минск своим союзником в противостоянии давлению со стороны России. Российский «Коммерсант» пишет со ссылкой на безвестных белорусских экспертов: «Практически все белорусские эксперты расценили это как выражение поддержки со стороны белорусского президента Украине в ее попытках противостоять российскому давлению, а по белорусским телеканалам прошли сюжеты о потенциале стратегического сотрудничества между двумя странами». «Московский комсомолец» указывает: «Прежде на мировой арене Лукашенко всегда защищала Россия, теперь роль защитника перешла к Ющенко… Шантаж — один из главных белорусских политических инструментов».

На одном из российских экспертных форумов член российского Совета по национальной стратегии Игорь Шатров прокомментировал: «На самом деле все прозаичнее. Виктор Ющенко и Александр Лукашенко, действительно, нужны друг другу, потому что однажды может случиться так, что больше никому они не будут нужны… В этой «теплой» компании друзей не хватает только Михаила Саакашвили». 

Что ж, в России давний кремлевский принцип «кто не с нами (или все же – «под нами»?), тот против нас» пока никто не отменял. Не бросаешься в братские объятия Москвы – жди оттуда «дружеских приветов».

Вместе с тем не думаю, что Лукашенко ищет союзников среди братьев по бывшему СССР, находящихся во «взвешенном состоянии», чтобы сформировать эдакое «сообщество изгоев». Так же едва ли можно считать своевременными и обоснованными заявления самого Лукашенко о том, что Украина и Беларусь «не дружат» против третьих стран, что традиционно настораживает подозрительную по отношению к соседям Россию. Эти объяснения сбивают с толку.

Пытаясь понять нынешнюю политику Минска, лучше всего поставить себя на его место, учитывая, что Лукашенко далеко не так примитивен и движим исключительно желанием «подоить» РФ, как это часто представляют в Москве. Беларусь в последнее время демонстрирует сильный позыв к самоидентификации и определению своего места в европейском сообществе, нынешние лавры второго Уго Чавеса едва ли прельщают Лукашенко, плюс – у Беларуси не те ресурсы, чтобы играть в «европейскую Венесуэлу».

Между тем, Европа предлагает Беларуси слишком долгий и извилистый путь на сближение к ЕС, без четких ориентиров и без понятного результата. В этой ситуации Минск вполне прогнозированно выбирает в качестве партнера и попутчика Украину – те же проблемы с однозначным восприятием на Западе, тот же (если брать период шире, нежели последние 5 лет какой-то пусть номинальной, но все же определенности) клубок интересов и противоречий с Россией.

Беларусь, очевидно, воспринимает Украину в диалоге с Евросоюзом в роли такого же партнера, как Грузия воспринимает ее в диалоге с НАТО. Украину как европейскую (по географии) державу можно критиковать и унижать, можно хвалить, можно открыто ненавидеть, но ее нельзя игнорировать – не то географическое положение, размеры и ресурсы. Вместе с тем, при любых политических изменениях в Украине она едва ли откажется от курса на евроинтеграцию. И в этом, если Минск настраивается на диалог с Западом (что мы и наблюдаем в последнее время), Киев для него – естественный союзник. А, учитывая опыт «общения» Киева с Европой – и идеальный в случае с Минском арбитр.

Тем более, что и сама Европа рассматривает возможность сближения с Беларусью все-же в связке с Украиной. Яркий пример этого – предложенный Брюсселем и Киеву, и Минску формат инициативы «Восточное партнерство».

В общем-то, визит Лукашенко это и подтвердил. Так, согласно информации с официального сайтаПрезидента Украины, в контексте обсуждения международной и региональной проблематики речь шла о как можно большем привлечении Беларуси к общеевропейским процессам. «Украина приветствует шаги Республики Беларусь, направленные на нормализацию отношений с европейским сообществом, и готова к активному обмену опытом с белорусскими коллегами в вопросах европейской интеграции. Одна из первоочередных задач, стоящих перед двумя государствами, — полноценная реализация всех возможностей в рамках Инициативы ЕС «Восточное партнерство». В частности, в результате завершения договорно-правового оформления государственной границы между Украиной и Республикой Беларусь открываются возможности для совместной реализации проектов в рамках этой инициативы. В рамках «Восточного партнерства» Европейский Союз планирует выделить 50 млн. евро на реализацию Программы интегрированного управления границами. Инициатива также открывает доступ к финансовым ресурсам Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, предусмотренных на потребности «Восточного партнерства» – комментирует официальное интернет-представительство Президента Украины.

То, что Россия ревностно отнеслась к «дружбе» Лукашенко и Украины, и принялась активно мусолить это сближение, комментируя его на все лады, едва ли является показателем. Подобная «дружба» может впечатлить разве что россиянина, формирующего собственное мировоззрение из сюжетов телеканала РТР. Объективные данные свидетельствуют, что Киев и не был далек от Минска, — может быть, именно поэтому «дружественный» визит Лукашенко никакого особенного ажиотажа в Украине не вызвал.

По словам Виктора Ющенко, за последний год товарооборот двух стран составил 5 млрд долл. Поскольку автор этой цифры не раскрыл ее составляющих, обратимся к более точным данным. Их, в частности,озвучил в октябре этого года первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко, указав, что товарооборот Беларуси и Украины по итогам 2009 года превысит $3 млрд. Он констатировал, что за последние годы торгово-экономические отношения двух стран динамично развивались, и в 2008 году взаимный товарооборот достиг $5 млрд. «В этом году ситуация похуже, мы идем примерно по графику 2007 года и несколько выше, — сказал первый вице-премьер. — Думаю, что по итогам 2009 года товарооборот будет свыше $3 млрд. Этот показатель существенно лучше в сравнении с другими странами».

Популярні новини зараз

Петро Кульпа: Трамп висуне ультиматум Росії та Україні

У ПФУ відповіли, які документи потрібні пенсіонеру для проходження відеоідентифікації

Нацбанк змінив правила обміну валюти: які долари не приймають у касах

Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки

Показати ще

В Минске констатируют: Украина является одним из основных торговых партнеров Беларуси. В 2008 году по объему товарооборота с Беларусью Украина занимала второе место среди стран СНГ и третье в общем объеме внешней торговли. В свою очередь Беларусь входила в первую десятку (седьмая позиция) внешнеторговых партнеров Украины. В 2008 году товарооборот между двумя странами составил $4,9 млрд., экспорт — $2,8 млрд., импорт — $2,1 млрд. при положительном сальдо $674 млн. В условиях мирового финансово-экономического кризиса в январе-августе текущего года произошло снижение белорусского экспорта в Украину, который составил $1017,8 млн., или 49,1% к январю-августу 2008 года. При этом импорт сократился до $784,5 млн., или на 46,1%. Сальдо сложилось положительное в размере $233,3 млн. Объем экспорта в августе 2009-го составил $170,5 млн. — 54,3% от объема экспорта в августе 2008 года.

Основной объем импорта, закупаемого в Украине, приходился на промежуточные и инвестиционные товары, которые составляли более 90% всего импорта. Это металлопродукция, комплектующие, узлы и детали для сборки техники, жмыхи и подсолнечное масло для производства комбикормов, лаки и краски, газовые турбины, вагоны. Как заявляют в Минске, предпринимаемые согласованные действия позволили обеспечить минимизацию влияния мирового экономического кризиса на торговое сотрудничество с Украиной и удержать объем экспорта в Украину выше уровня 2007 года на 25,3%.

Таким образом, трудно говорить о необходимости создания экономических предпосылок украино-белорусской дружбы: такое экономическое сотрудничество всегда было и в последние годы только процветает.

Если же говорить о якобы начинающейся «дружбе против России» Украины и Беларуси, тут я предлагаю прислушаться к мнению политолога российского Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары. В ходе экспертного интернет-обсуждения визита Лукашенко в Украину он написал: «…Пройдет совсем немного времени, и, вместе с трансформацией политических режимов, изменится и взаимовосприятие в украинско-белорусских отношениях: элита Беларуси будет считать своим главным союзником не Польшу, не Литву и не Россию, а именно Украину… Перспектива России в этой связи – получить в среднесрочном будущем на западном и юго-западном направлениях то ли внутренне консолидированного, но дружественного украинско-белорусского соседа, то ли очередной «санитарный кордон». Альтернатива – дружественный сосед либо «санитарный кордон» – зависит прежде всего от политики российского руководства; вообще, именно от России зависят двусторонние отношения со странами СНГ». Добавить к этому мнению российского политолога, пожалуй, нечего.

Дмитрий Тымчук, главный редактор ФЛОТ2017