Деятельность команды Зеленского по реформированию страны всё больше приобретает проолигархический, антинародный характер.
Наиболее показательным в этом плане является тот факт, что новая власть не может и не хочет разбираться с прошлыми коррупционными оборудками топ-олигархов в сфере приватизации, но начала успешно расправляться с различными социальными группами населения Украины, которые не могут оказать ей достойного сопротивления.
В результате начатой правительством Гончарука реорганизации Кабмина, слиянии ряда министерств и переименовании практически всех 36-ти центральных органов власти оказались подвешены около 10 тысяч чиновников в Киеве, которые теперь ждут уволят их или нет, будут они переназначены на те же должности, но в отделы и департаменты ведомств с другими названиями, или нет. В конечном счёте вся рать этих чиновников, от которых зависит управляемость государства, оказалась в личностной зависимости от персональных настроений и благорасположенности к ним (часто коррупционной) новых министров и их доверенных лиц.
Явно не улучшит управляемость регионами страны и решение правительства Гончарука о сокращение 20 тысяч чиновников в районных государственных администрациях. Пока до украинской глубинки дойдёт разрекламированная диджилизация там случится настоящий коллапс власти. А ведь ко всему прочему за каждым из увольняемых или переназначаемых чиновников центральных и провинциальных органов госуправления стоит личная судьба конкретного человека и его семьи. Это, с одной стороны. А с другой, — каждый из уволенных должен получить положенное им по КзоТу приличное выходное пособие из бюджета министерства, ведомства или районной госадминистрации. Ведь их увольняют из государственной структуры, в которой все зарплаты и налоги платятся «по белому».
Начала новая власть и перезагрузку прокуратуры путём переаттестации её работников. Из имеющихся 11 тысяч человек должны сократить порядка 10%-15%. Неужели надо быть «семь пядей во лбу», чтобы на примере негативного опыта «реформ» последних 5 лет понять: как ни трансформируй милицию в полицию в условиях квазирыночной экономики и господства «глубинного государства», всё равно получится милиция худшего, чем раньше образца. И нет ни малейших надежд на то, что реформу и прокуратуры, и Государственной таможенной службы, и украинских судов ждёт лучшая судьба.
Но прижимает команда Зеленского не только чиновников, прокуроров, таможенников и судей, которых в народе традиционно считают главными коррупционерами, и, соответственно, не жалеют, но и представителей малого бизнеса, а именно, «Физических лиц-предпринимателей». Их по разным данным в Украине насчитывается от 1,2 млн до 1,5 млн. Как известно, принятыми Верховной Радой 3 октября законами № 1053 и №1073 Фопы обязали с 1 января 2021 года использовать кассовые аппараты или специальные программы для смартфонов для учёта товаров и работы с наличкой, а также для них намерены ввести процедуры «кэшбека».
Но это было бы понятно, если бы власть сначала занялась наведением порядка в вопросе минимизации прибыли и уклонения от налогов большого бизнеса, а уже затем малого. Но комитет по финансам, налоговой и таможенной политике уже два месяца не может согласовать для утверждения и передачи на рассмотрение Верховной Раде законопроекты № 1210 и №1209, которые предполагают повышение рентных ставок на добычу руды, отмену льготных ставок ренты и использование сервисных контрактов для добычи природного газа из новых скважин, снижение чрезмерно завышенных тарифов для «зелёной энергетики», и введение налогообложения прибыли зарубежных компаний граждан и нерезидентов Украины в низконалоговых юрисдикциях (так называемую деофшоризацию крупного бизнеса).
То есть из-за давления на комитет Гетманцева олигархов тот ничего не может сделать с пресечением многомиллиардных уклонений от налогов крупного бизнеса. Более того, импотентность власти в вопросе повышения рентных платежей наглядно продемонстрировал бюджетный процесс: ко второму чтению в проекте главного финансового документа страны, представленном в Верховную Раду, доход по этой статье уменьшен на 3,7 млрд гривен.
Президент и правительство провозгласили возобновление широкомасштабной большой приватизации. По утверждению и Зеленского и Гончарука она призвана найти эффективных собственников для находящихся в плачевном состоянии государственных предприятий, инвестиции для их развития, и создаст новые рабочие места для граждан страны. Как говорят официальные данные на сегодня в Украине насчитывается 3654 крупных госпредприятий, из которых по утверждению главы Кабинета Министров функционирующих -порядка 2300. Но на большинстве госпредприятий, как действующих, так и части простаивающих, есть свои трудовые коллективы. И каждый их работник имеет свои законные права на получение установленной тарифной сеткой зарплаты (конечно, очень низкой), даже если её по объективным причинам задерживают. По нашим подсчётам таковых насчитывается двести пятьдесят-триста тысяч.
В результате приватизации крупных госпредприятий даже при самом благоприятном развитие ситуации большинство работников этих предприятий будет сокращено. Наглядный пример – «АрселорМиттал Кривой Рог», которое было создано на базе повторно приватизированного в 2005 году металлургического комбината «Криворожсталь». На этом предприятие, несмотря на детально выписанные инвестиционные условия его покупки сроком на 25 лет, на сегодняшний день количество работников различными ухищрениями сокращено на 40%.
Показательны в данном отношение слова Президента Зеленского, который в ряде своих интервью, на вопросы журналистов, почему власть не предпринимает никаких действий по возвращению в госсобственность приватизированных ранее коррупционных путём крупных предприятий посетовал, дескать на них же сегодня трудится большое количество работников, которые пострадают от этого. Так и хочется спросить, почему вы, господин Зеленский, заботитесь о судьбе одних, а намерены наплевать на других?
Возникает также вопрос к «политике» нынешней власти в целом: вы радеете за создание инвесторами новых рабочих мест, а куда девать тех людей, которые окажутся за забором после приватизации их предприятий, что вы собираетесь с ними делать? Ведь правительство озабочено лишь тем, чтобы путём «реформирования» существующего Кодекса законов о труде, его упрощения, облегчить работодателям возможности увольнения своих сотрудников, освободить их от выполнения традиционных социальных обязательств (той же оплаты декретного отпуска для женщин) перед своими подчинёнными.
Подобная ситуация может возникнуть и в случае открытия рынка сельскохозяйственных земель. Одним из её результатов станет то, что без работы останется порядка одного миллиона жителей села. Из-за произошедшей за последние 20 лет деиндустриализации страны большинство из них не сможет найти работу в городе. А ведь глава правительства Гончарук окрестил свою Программу деятельности на 5 лет «человекоцентричной». А Президент неоднократно утверждал, что одной из главных его задач является прекратить отток украинских заробитчан за границу.
В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг
Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Пиком антинародной политики власти на сегодняшней день стало намерение правительства Гончарука пересмотреть формулу, по которой сейчас рассчитывают размер различных социальных выплат (на детей, по инвалидности, по безработице и другие), «отвязать» пенсии и пособия от прожиточного минимума. Это делается для того, чтобы они не росли при каждой корректировке прожиточного минимума.
А вот некоторые штрафы и налоги, которые сейчас также привязаны к прожиточному минимуму, «отвязать», согласно разработанному Минсоцполитики законопроекту, от него почему-то забыли. То есть, эти платежи при повышении прожиточного минимума тоже будут расти.
На фоне практически фронтального наступления команды Зеленского на права различных социальных групп населения, ущемления тем или иным способом их материальных интересов, поразительно контрастирует бездеятельность новой власти в отношение ревизии результатов грабительской приватизации в Украине. Можно приводить много примеров: Никопольский южно-трубный завод, «реструктизированный» ради шкурных интересов Пинчука, Никопольский ферросплавный завод, предприятия «Укррудпрома», практических всех энергетических компаний и облгазов, металлургических и химических комбинатов, «Укртелеком», авиакомпании и т.д.
Но на сегодня наиболее показательным является сложившаяся ситуация с «Укртелекомом». Напомним, что Фонд госимущества в начале 2011 года продал на неконкурентно-коррупционном конкурсе 92,79% акций «Укртелекома» за 10,58 млрд гривен украинской «дочке» австрийской компании — ООО «ЕСУ», за которой стояли Фирташ, Лёвочкин, Виктор Янукович и Горбуненко. Так как у неё не было достаточно денег, чтобы купить «Укртелеком», за несколько недель до перевода на счет ФГИУ второго транша за госпакет «ЕСУ» выпустила облигации на сумму 4,2 млрд гривен (на то время это составляло $525 млн., сегодня это примерно $250 млн). Их по указанию президента Януковича выкупили государственные «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк».
В 2013 году компания «СКМ» Ахметова перекупила «Укртелеком» у «ЕСУ». Так как последняя не смогла вовремя выкупить свои облигации обратно, в 2015 году приватизированный «Укртелеком» взял на себя обязательство выкупить их на сумму 2 млрд гривен у Ощадбанка и Укрэксимбанка до марта 2017 года. Но свои обязательства не выполнил.
Поэтому в дальнейшем по искам ФГИУ были приняты решение Хозяйственного суда города Киева и постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 2017 года о расторжении договора купли-продажи 92,791% акций «Укртелекома» и возвращения этого пакета акций в государственную собственность. Однако в июле 2018 года вышеуказанные судебные решения были отменены постановлением Верховного суда и дело направлено на новое рассмотрение в Хозяйственный суд города Киева, который в ноябре 2018 г. уже изменил своё предыдущее решение о возврате Укртелекома в госсобственность на противоположное.
В августе 2019 года Исполнительная служба наложила арест на почти 93% пакет акций «Укртелекома» из-за долга ООО «ЕСУ» Рината Ахметова (владелец пакета акций «Укртелекома» перед «Ощадбанком». Арестованные акции «Укртелекома» должны быть проданы в процедуре исполнительного производства через публичные торгов для погашения долга ООО «ЕСУ» в размере почти 1,8 млрд гривен.
В сентябре 2019 года Верховный суд Украины частично удовлетворил кассационную жалобу Фонда госимущества (ФГИ) и отменил решения судов низших инстанций, отказавших в удовлетворении иска ФГИУ к ООО «ЕСУ» (владелец пакета акций «Укртелекома») о расторжении договора купли-продажи 92,79% акций «Укртелекома» и взыскании $81,9 млн пени за просрочку исполнения обязательств по исполнению инвестпрограммы, и направил дело на новое рассмотрение.
Но ни новое руководство Фонда госимущества, ни правительство в лице подчинённых ему органов власти не торопится поставить окончательную точку в реприватизации «Укртелекома». И это при том, что «Укртелеком» был приватизирован частной структурой фактически наполовину за государственные средства!!!
Зато Президент Зеленский на личной встрече с собственником этой телекоммуникационной компании Ринатом Ахметовым в частном порядке договаривается о покупке последним 200 машин «Скорой помощи» для медицинского обслуживания районных больниц. Как будут реагировать на такие посылы судьи низших инстанций на новом, уже третьем витке разбирательств по «Укртелекому», не трудно догадаться. А ведь, повторимся, сумма задолженности телекоммуникационной компании Ахметова перед государственными Ощадбанком и Укрэксимбанком составляет даже без пени 4,2 млрд гривен.
И пример с «Укртелекомом», и множество других свидетельствуют, что новая власть боится связываться с сильными, каковыми являются олигархи со своими деньгами и материальными активами, и не церемонится со слабыми, то есть с различными социальными группами населения, которые не могут оказать ей достойного сопротивления. Аргументация ТОПов команды Зеленского, что нельзя расследовать коррупционную приватизацию госактивов олигархами в предыдущие десятилетия, так как это подорвёт «институт частной собственности» в Украине и ухудшит инвестиционный климат в стране, юридически ничтожна.
Когда преступник ворует у гражданина деньги или его личные вещи/собственность, то правоохранительные органы заводят уголовные дела по факту произошедшего, проводят расследование этого события, ищут и арестовывают грабителя, а суды определяют степень его вины и выносят им приговоры с конкретными сроками и обязательствами по компенсации нанесённого потерпевшим материального ущерба. Чем же лучше олигархи простых воров, что их, в отличие от последних, нельзя привлекать к юридической ответственности за приобретение госактивов коррупционным путём и по низкой цене? Хотя бы путём доплаты за это? Почему в Англии при премьерстве Тони Блэра в 2007 году это сделали в виде закона об одноразовом налоге за приватизированные по низким ценам во времена руководства правительством Маргарет Тэтчер госшахт, водоканалов и ряда других госпредприятий, а у нас нельзя.
ВСЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ ПРЕЗИДЕНТА ПО АУДИТУ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В ЧАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАК СКАЗАТЬ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» СТРАНЫ ИМЕЮТ СМЫСЛ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СОБЛЮДАЕТСЯ ПРИНЦИП «БОГАТЫЕ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ЗА ПРОВОДИМЫЕ РЕФОРМЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БЕДНЫЕ». Это, ко всему прочему, вытекает из статьи 1 Конституции, в которой записано, что Украина является социальным государством.
Сегодня же, говоря образными выражениями политтехнолога Михаила Чаплыги новая власть, пытаясь построить «новое современное здание Украины». хочет снести старый существующий «Дом» вместе с его жильцами. От себя могу только добавить, что при этом команда Зеленского намерена заставить наших простых граждан — «жильцов старого Дома» — ещё заставить заплатить «коммунальные платежи» его подлинным владельцам-олигархам за три года вперёд.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.