На фоне потрясений вокруг, так называемых, «реформ» образования, здравоохранения, ЖКХ, пенсионной «реформы» имени Петра Порошенко, политический проект «децентрализация» остался, в основном, за пределами внимания общества, за исключением отдельных наиболее вопиющих дел. Наоборот, стараниями западных гранто-доноров подавляющее большинство жителей больших городов знают об этом проекте по многочисленным хвалебным статьям и материалам в бесчисленных СМИ. Что реально там происходит мало кого волнует, в конце концов, чего-чего, а проблем в нашем Отечестве хватает и без этой самой «децентрализации».
Но интересная деталь. Политика «децентрализации» состоит из двух составляющих. Одна из них – бюджетные трансферы местным органам власти из государственного бюджета. Официально – с целью «расширения возможностей местных властей по финансированию своих программ». Точка, продолжительные аплодисменты.
Да, мэры крупных городов освоили очень большие, по их меркам бюджеты, в разы большие, чем до «децентрализации». Казалось бы, горожане должны этих самых мэров целовать взасос? Но не случилось! Политические последствия оказались весьма «странными»: партия мэров «пролетела» на летних выборах этого года с грандиозным свистом, причём даже в тех округах, которые находились под полным административным контролем мэрских структур. Да, и, разумеется, местные СМИ, которые благодаря этой же политики «децентрализации», оказались «привязанными» к местным властям «золотыми цепями», ничего не смогли с этим поделать. И без особого воображения можно представить себе, как из мэрий, 22 июля раздавались вопли: «Твою мать! Твою мать! Твою мать!»
Оказалось, (вот диво?!), что, даже, горожане миллионников не испытывают ни малейшей благодарности своим мэрам. И «децентрализация» их не спасла. Можно предположить, что люди устали от бесконтрольной деятельности своих мэров по дерибану бюджета и собственности.
Но если мэрии в кулуарах отметили матом итог политики «децентрализации», то публично все выглядит совсем не так. То есть, абсолютно по-другому.
Когда я слышу термин «Децентрализация», произносимый публично, то перед моим взором сразу возникает очередной семинар для журналистов, на деньги ЕС или USAID, который уверенно проводит эксперт Знайка. Речь его в меру спокойная, деловитая и эмоциональная «Децентрализация – это магистральный путь Украины по реформе местной власти. С одной стороны, мы в разы повысили суммы, направляемые из государственного бюджета в местные бюджеты, а, с другой — мы создаём новые органы – объединенные территориальные громады, которые смогут самостоятельно финансировать оказание услуг населению местной властью. Опираясь на опыт Европейского Союза и используя деньги наших внешнеполитических доноров, мы преобразуем страну, подготовив её для новой, ориентированной на европейский опыт, административно-территориальной реформы».
Тут хотелось бы сделать одну ремарку. Ну, в США, слава Богу, вообще невозможно осуществить подобный проект «децентрализации». А вот в Европе такое возможно. Одна проблема: тот политик, который бы попытался сделать нечто подобное, может, без сомнения, поставить крест на своей политической карьере. Навсегда. Но при этом чиновники и из ЕС, и из Госдепартамента с удовольствием дают деньги на подобные проекты у нас. Почему? Это отдельный разговор.
Итак, мы остановились на монологе эксперта Знайки.
И тут, сидящий в первом ряду невзрачный региональный журналист, по фамилии Незнайка, который может себе позволить приехать на такой семинар только за счёт денег гранта, осторожно спрашивает: «А вас не смущает, что «децентрализация», начатая Яценюком и продолженная Гройсманом под контролем Порошенко, как известно, была задумано ещё в конце нулевых рядом киевских чиновников, а своё нормативное воплощение получила в 2012 во времена Януковича? Великий строитель собственной криминальной КПСС увидел в этом проекте большую перспективу для себя лично, но реализовать не успел – помешал Майдан».
Вы хотите узнать, что сказал эксперт Знайка? А ничего. Зачем? Эксперта Знайку слушает «весь цивилизованный мир», «все украинские СМИ». Зачем ему спорить с каким-то Незнайкой?
А Незнайка продолжает «дразнить гусей»: «Общественные активисты неоднократно выражали опасения, что «политика децентрализации» развращает местную власть, получающую дополнительно деньги для дерибана, при этом контроль громады над местными органами власти остаётся чисто номинальным. Мало того, местная власть получает возможность дополнительного подкупа элит и СМИ частью этого бюджетного пирога».
В ответ эксперт Знайка посмотрел на часы и сообщил, что время, отведенное на вопросы, закончилось. И сообщил, что к весне следующего года политика объединения громад будет успешно закончена.
Незнайка попробовал напомнить, что продекларированные в законе об объединении громад референдумы для создания новых громад никогда не проводились и проводится не могут, так как в стране запрещены местные референдумы. А общественные слушания, которые также обещаны, но не реализованы на практике, не могут проводиться, так как нет нормативного определения, как их проводить. Так что реализовать «свободу выбора» при создании новых объединенных громад в принципе было невозможно, все эти декларации – чистая фикция.
Кислиця різко відреагував на захід ООН і РФ із захисту від тероризму
Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку
У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
В ответ эксперт Знайка заявил, что не нужно мешать проведению семинара для журналистов и сообщил, что лично он поддерживает принудительное объединение громад, если люди никак не хотят собраться, чтобы создать новый орган власти.
Собравшиеся журналисты, представляющие, в основном, бывшие «районные газеты» приветствовали выступление эксперта Знайки. Ведь согласно действующему законодательству, новые объединенные громады имеют право финансировать «освещение» своей деятельности, и многочисленные бывшие «районные» СМИ надеются таким образом выстоять в условиях, когда были вынуждены отказаться от своего статуса печатного органа районных властей. Одна их надежда, что руководители новых объединенных громад будут давать им деньги для собственного прославления. Бюджеты на это у них есть.
Журналист Незнайка пытался напомнить, что, например, в Одесской области процесс «объединения громад», в условиях атомизации общества, отсутствия реальных политических партий и независимых лидеров на местах, приводит к тотальной феодализации в регионе.
На что эксперт Знайка заявил, что во всей Украине с политикой «децентрализации» все хорошо, только в Одесской области плохо. «И чтобы не говорили критики, а к весне будут созданы все эти сто с лишним новых объединенных громад, и в стране будет проведена административно-территориальная реформа».
И вот тут журналист Незнайка впервые понял, в чем смысл этой грандиозной аферы, которую пытался начать Виктор Янукович, затем взял на щит Петр Порошенко. Характерно, что в 2014-2015 годах из регионов раздавались отдельные протесты против этой безумной программы, но этот паровоз шёл вперёд, в отличие от реальных реформ, которые Порошенко, де факто, зарубил на корню. А теперь, судя по всему, эту программу решил использовать и Владимир Зеленский.
Суть этой программы: вместо 26 областей, в стране образуется 120-130, фактически, политически бессильных структур. Региональная политика при этом просто умрет, так как каждая из этих объединенных громад будет слишком маленькой, чтобы иметь реальную власть.
Впрочем, надежды на то, что это может, даже, чисто теоретически, улучшить систему местного самоуправления, более, чем призрачны. В лучшем случае, можно говорить лишь о 10-15 процентов более-менее удачных опытов по созданию новых громад. Однако в существующих политических условиях, и этот результат ничего не даст. Скорее наоборот: местное самоуправление на уровне громад будет все более носить чисто имитационную характер.
К сожалению, после смены власти в стране, ничего не изменилось в сфере местного самоуправления. И люди остались те же, и эксперты не изменились, и, даже намека на реальное обсуждение итогов политики «децентрализации» не наблюдается.
А вот с региональным самоуправлением будет просто катастрофа. Конечно, еще Леонид Кучма, опираясь на тогдашнюю Верховную Раду, резко ограничил права регионального самоуправления в Украине, превратив реальные области в некие фиктивные «объединения территориальных громад». Сам термин был выброшен из законодательства, а полномочия были существенно урезаны, в пользу центральной власти. И все-таки остатки региональной власти сохранились в стране.
Новая модель полностью ликвидирует региональное самоуправление. Фактически это означает, что центральная власть получает полную свободу рук, так как местные лидеры замыкаются на уровне своих территориальных громад и более не будут конкурентами Киеву в принципе. Одесситы хорошо знакомы с прецедентом подобной стратегии. В своё время мэр Одессы Эдуард Гурвиц ликвидировал в городе районные советы, хотя сам стал мэром именно из такого районного Совета. Какими бы громкими словами не объяснял тогдашний мэр свои действия, суть состояла в главном: резко сокращалась вероятность появления конкурентов мэру. Во всяком случае, такой конкурент уже не мог «вырасти» в Одессе. Им мог стать только «варяг» из столицы.
Политика децентрализации полностью уничтожает политический ландшафт за пределами кольца вокруг Банковой.
Лозунги при этом вывешиваются самые патриотические: унитарной стране не нужно региональное самоуправление, мы боремся с влиянием России, не дадим «ватникам» влиять на нашу политику и так далее.
Надо прекрасно понимать, что реализация этой схемы при наличии чисто пропорциональной системы выборов, просто уничтожит в Украине политическое разномыслие. Любая не киевская политическая элита станет абсолютно бесправной и и бессильной.
Совершенно очевидно, что это неизбежно станет началом самого страшного политического застоя. Кстати, и Виктор Янукович, и Петр Порошенко делали активные ставки именно на «застой», как главный свой политический механизм. И реализация схемы Порошенко сейчас, неизбежно придаст политическому застою чудовищную силу.
Застой, в относительно «нищей» стране, всегда означает, что общество будет двигаться от одного чудовищного потрясения к другому. В этом неизбежное свойство эпохи «застоя»: он заканчивается не сменой парадигмы, а потрясением.
Конечно, сама эта система была заложена ещё Леонидом Кучмой, который первый из наших президентов решил станцевать джигу на брежневском поле. Все это кончилось первым Майданом. Однако все пришедшие к власти после Кучмы президенты, упорно пытались по-новому выстроить «застой» имени Леонид Даниловича.
Украина — не Люксембург. Если в стране не будет регионов, не будет региональной политики, то обновление власти будет происходить только через потрясения и кровь. Нет иных механизмов политического обновления в стране, где имеется сотня с лишним бесправных громад и столица. Чем ближе подходит окончание политики «децентрализации», тем отчётливее видно: перед нами, даже, не тупик, а пропасть!
- Если вам понравилась статья, поддержите ее автора: 5168742222119400
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook