Самая крупная фракция в Верховной Раде — пропрезидетнская «Слуга народа» казалась монолитной только в первые дни работы 9-ого созыва. И то, кейс нардепа Александра Дубинского, который со старта начал критиковать возможных руководителей фракции, а также часть назначений, показали, что не все так радужно у «слуг», как изначально могло показаться наблюдателям.
По последним событиям становится понятным, что руководство фракции и лагеря «несогласных» точат топор войны, который ударит в первую очередь по эффективности принятий решений новым правительством.
Все началось с того, что в Раде попытались протолкнуть несколько законопроектов, частично ограничивающих свободу и самодеятельность депутатов на «стороне»:
— снятие неприкосновенности (которая прошла под громкие аплодисменты самих же нардепов, понадеявшихся, что на этом история закончится);
— закон N1009 об изменениях в уголовно-процессуальный кодекс (который позволит НАБУ и ГБР слушать нардепов без разрешения Рады). Поскольку руководство НАБУ и ГБР назначается президентом, а независимость этих органов будет такой же фикцией, как и независимость Генпрокуратуры (читаем стенограмму), можно спокойно заявлять о том, что предложенный законопроект позволит президенту прослушивать, а затем манипулировать нардепами;
— императивный мандат 1038, который фактически позволит лишать полномочий депутатов, пошедших против воли партии (фракции), от которой он был избран;
Как известно, голосования за закон 1009 было сорвано во втором чтении. Сорвано с таким «вау-эффектом», что Разумкову даже пришлось досрочно закрыть Раду. На следующий день медиа пестрили инстайтами о том, как на слив голосования отреагировали в ОПУ и руководстве партии. Скажем так, там были, мягко говоря, недовольны.
Проект 1038 вызвал «бурные дискуссии» внутри президентской фракции. В этом лично признался, глава фракции Давид Арахамия, заявив, что законопроект пока что будет отложен. При этом Зеленский же выражал мнение, что 1038 решит вопрос неперсонального голосования нардепами, хотя мы понимаем, что он надеется решить далеко не только эту проблему.
Теперь же происходят события, которые отчетливо показывают, что проблемы в Слуге народа есть. Народные депутаты, периодически читающие законы и голосующие в соответствии со своими (и не только) интересами создают проблемы самой партии.
В интервью Цензору, Ирина Верещук заявляет, что изменения в УПК (1009) будут непременно приняты, а те из СН, кто против «прослушки», уже могут сложить мандаты. Т.е. мы наблюдаем, что в СН не просто готовы, но отчетливо идут на конфронтацию с депутатами-раскольщиками.
О расколе и угрозе потери контроля над фракцией также свидетельствует заявление лидера партии СН Дмитрия Разумкова, который выходит с заявлением о том, что «раскола в партии нет» (а так в свое время говорил и Игорь Кононенко перед тем, как БПП «сели в лужу» и не смогли собрать голоса даже в своей партии), а затем заявляет об уходе с поста лидера политсилы. Если чего-то действительно нет, то вы не станете подтверждать «левые слухи» и что-либо комментировать, и уж тем более — не будете первыми бежать с корабля, не являющегося потенциальным Титаником.
Примером бегущего с «Титаника» также может выступить и Александр Данилюк, который вскоре после назначения покинул должность. СМИ указывают разные причины его решения, но чаще всего упоминается конфликт с Богданом, представляющим Коломойского и, собственно, самим ИВК, имеющим чрезмерное влияние на политику ОПУ. Сам же Данилюк заявил, что он ушел из-за нежелания участвовать в «подковерных играх» и неопытности окружения Зеленского.
Все это пока что лишь «цветочки», поскольку дело еще не дошло до момента, когда у части нардепов вырастут аппетиты и они пойдут на разнообразные сделки с более мелкими интересантами, влияние которых будет заметно по законодательным инициативам, депутатским запросам, выступлениям с трибуны и т.д. После этого рост напряженности внутри фракции обещает ускориться.
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Однозначно негативное влияние на стабильность фракции будут иметь и олигархи, которые потянут своих людей за «ниточки», как только им понадобится надавить на ОПУ. А такой сценарий возможен в связи с тем, что, рано или поздно, у Зеленского могут понять необходимость дистанцирования от олигархического влияния.
Во всех случаях сегодня становится особенно заметным то, что в «Слуге народа» опасаются растерять свое «крепкое» большинство, а потому на фоне конвейерной работы руководство пытается протащить не очень выгодные для нардепов инициативы. Вышеупомянутые проекты лишают «слуг» независимости и плотно подвязывают их под партийно-президентскую линию. Те же считают себя независимыми и как бы напоминают, что они могут быть менее сговорчивыми.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook