Первые сто дней президентства Владимира Зеленского обозначили ряд ключевых моментов, которые существенно отличают режим нового президента от Порошенко.
Руководитель политических программ Украинского института будущего Юрий Романенко разбирает ключевые тенденции первых ста дней Владимира Зеленского.
Друзья, всем привет. Я Юрий Романенко. Вы на моём канале. После летних отпусков я возвращаюсь к свои обзорам, их будет много, хороших и разных.
И, конечно же, ключевой вопрос, который мне задают мои подписчики на Facebook, пишут там, Telegram-канал читают, и здесь – что я думаю по поводу серьёзных шагов Зеленского, которые обозначились после победы на парламентских выборах, старта работы Верховной Рады и появления нового правительства.
Итак, что мы видим? На самом деле, мы видим то, что я говорил зимой, что зря вы недооценивали оппонента Зеленского, зря вы недооцениваете клоуна, как они его считали, не видя в нём больших амбиций, которые просматривались в самом его поступке, в самом заходе в президентскую власть. То есть, когда человек решился выйти из зоны комфорта, то это уже говорит о многом. Тем более человек, у которого есть миллионы, которые он заработал своей головой и т.д.
И я тогда говорил, что ребята, вы очень серьёзно заблуждаетесь, когда смотрите так примитивно на него, поскольку из него вполне может получиться наш Эрдоган. Ну не знаю, Батька Лукашенко вряд ли. Но вот Эрдоган, и вот что-то такое вполне.
У нас много мифологии относительно Турции, и мало людей понимают что происходит. Но тем кто не знает, я напомню, что Эрдоган, когда пришёл к власти в 2002 году, он взял почти столько же голосов как Зеленский, чуть меньше там, 37-мь с копейками процентов, это позволило сформировать его большинство. И Эрдоган провёл огромнейшие реформы в Турции, в экономике начался сумасшедший рост. И Турция из, скажем так, одной из беднейших стран Европы (а я отношу её к Европе) превратилась в высокоразвитую страну с достатком на уровне Испании.
И те кто ездит в Турцию не только на пляжи в район Анталии, а вот по той стране – а я достаточно много поездил, чтобы говорить с каким-то пониманием – они знают, что Турция очень серьёзно поднялась за эти эрдогановские годы. Там появился фактически полноценный средний класс, там масса бедных людей резко увеличили свой достаток, там появились десятки аэропортов, там появились серьёзные инфраструктурные проекты, плотины, электростанции очень серьёзные, особенно на востоке, в центре, там появились автобаны, там появились скоростные поезда.
Короче говоря, там появилось очень много всего, своя промышленность автомобильная. Кто не в курсе, что 20-ть с лишним лет назад в Турции практически не производились автомобили, а сейчас производится 1.700 000 автомобилей, и это было ещё два года назад. А Украина за 20-ть с лишним лет, которая в 1990-х производила 400 000 автомобилей, а сейчас производит тысячи. Вот вам сравнение.
Так вот, Эрдоган проводил очень серьёзные реформы, в том числе имплантируя европейское законодательство, заключив таможенный союз с ЕС. И это позволило получить ему свою устойчивую электоральную поддержку. И мы видим, как год за годом он эти успехи конвертировал в крепкие электоральные результаты.
Естественно, скажем так, турецкая демократия имеет свой специфический душок, в котором присутствуют авторитарные корни. И это не удивительно, потому что общество такое, армия играла очень большую роль на протяжении десятилетий со времён Ататюрка. Да и до Ататюрка в Османской империи тоже янычары и армия тоже играла очень большую роль.
Я это веду к тому, что вот то, что в Украине происходит, мне очень напоминает в определённых моментах, в ряде серьёзных моментов напоминает то, что происходило в Турции. И вот прорыв Эрдогана, он для Украины является таким хорошим уроком. И Зеленский в своих первых шагах мне очень напоминает Эрдогана, потому что он тоже стремится сконцентрировать власть, никакой парламентской республики…
Помните, многие эксперты говорили о том, что вот, победит Зеленский, у нас будет парламентская республика, потому что слабый президент, ему нужно будет договариваться со старыми элитами… Да, нужно договариваться, и с определённой частью старых элит ему удалось договориться, то же фактор Авакова, которого опять назначили министром внутренних дел.
МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Но мы видим, как Зеленский концентрирует власть, и никакой парламентской республики не произошло. Наоборот, мы видим как мы возвращаемся к президентской республике.
То, как Зеленский, допустим, забрал Национальную гвардию, показывает, что Зеленский очень хорошо уже понимает значение вот таких институтов и пытается усилить контроль над ними. То, как сейчас он загнал уже парламент фактически под контроль через снятие депутатской неприкосновенности показывает, что у нас будет принципиально другая модель отношений с парламентом. Если раньше с парламентом президенты заигрывали даже имея контроль над фракциями правящей коалиции, то сейчас президент будет контролировать парламент с помощью таких жёстких и действенных элементов, как снятие депутатской неприкосновенности, контроль над силовиками тотальный.
Потому что ещё одна инициатива, которую мы видим проводит Зеленский, это переподчинение НАБУ, вот этих антикоррупционных всяких органов под президента, чтобы президент напрямую назначал без всяких витиеватых метаний глав и, соответственно, имел контроль над ними. Потому мы видим законопроекты, связанные с легализацией тех инструментов, которые насоздавал Порошенко для того чтобы себя обогащать, та же самая НКРЭ (комиссия, которая занимается энергетикой) неконституционная. Вот как раз сегодня было заседание в Верховной Раде, где был обозначен законопроект, который должен легализировать эти инструменты.
И понятно, что эти инструменты нужны для того, чтобы президентский контроль над стратегической инфраструктурой, в энергетике той же самой – а мы вот говорили с Дацюком о том, что энергетика является ка раз президентской вотчиной, потому там крутятся огромные деньги – так вот, чтобы это контроль был лояльным и легитимным. И президент над этим работает.
И первое заседание Верховной Рады показало, что, в общем то, они голосуют как зайчики, т.е. его фракция голосует вот так. Не только они голосуют, и Юлия Владимировна голосует, потому что она хорошо понимает, что для неё вываливаться из мейнстрима нет смысла, и можно получить серьёзные проблемы, которые получил уже Порошенко.
И Зеленский анонсировал уже проблемы и у Медведчука в интервью, которое мы смотрели на выходных, посвященное 100 дням его президентства.
Так вот, это всё, в принципе, говори о том, что Зеленский пытается выстроить нормальную, полноценно работающую вертикаль. Но ключевой вопрос заключается в следующем – а выстроит ли он её? Я, честно говоря, пока ещё не знаю. Потому что мы это должны увидеть в ближайшие три месяца, сейчас можно говорить о том, что вся полнота власти оказалась у Зеленского, и от него напрямую зависит, насколько он будет эффективным.
Потому что это правительство реформаторов так называемое, которое, кстати, вызвало тоже у меня такой хохот в том плане, что когда оно появилось, то многие порохоботы и люди, которые чуть ли не кипятком писали от того что Зеленский побеждает или уже победил весной, и они кричали, что, дескать, новый президент это реванш, Россия возвращается.
А сейчас многие из них, из этих людей, Фурса тот же самый такие осанны поёт, что ну просто диву даёшься, вот сегодня написал на Facebook – Боже, это правительство реформаторов, это какая-то магия, это какое-то чудо, что всё то, что мы, что не реализовывалось при Порошенко сейчас может быть реализовано досрочно, дерегуляция, деолигархизация и всё остальное.
Ребята, так вы сами в своих фантазиях настолько были слепые когда была президентская кампания, вы настолько были ослеплены Порошенко – кто-то за деньги, кто-то без денег, кто-то по идиотизму своему – что вы игнорировали очевидные вещи. Что, в общем то, никакое это не чудовище, не такое уж чудовище – помните, как в «Служебном романе» Новосельцев говорил, что не такое уж вы и чудовище. И оказывается, что и ваши друзья вдруг массово пошли, которые работали с Порошенко, вдруг все как один пошли в правительство, Тимофей Милованов, и Гончарук, и Абромавичус оказался в Укроборонпроме, и не так уж всё страшно получается, потому что у нас не так много людей, которых можно расставлять по позициям.
И это проблема Зеленского в том числе. Потому что быстрота, с которой расставлялись люди… Потому что я, например считаю, что Тимофей Милованов на посту министра экономики – это большая ошибка, поскольку он чистый ботаник, чистый теоретик, который очень плохо представляет себе, что такое реальная экономика, и может напортачить кучу делов. Хотя другие ребята, как например Андрей Загороднюк по Минобороны у меня не вызывает вопросов, я считаю что это очень удачное назначение, потому что Андрей, я его лично знаю, он как раз тот человек, который очень даже не помешает и даже укрепит нашу оборону.
И вот пока что половинчатое, лично у меня такое ощущение происходящего, потому что, с одной стороны правительство появилось в кратчайшие сроки, парламент заработал в кратчайшие сроки, запал большой, мы видим пачки законопроектов которые вываливаются. Но ключевая проблема заключается в том, чтобы все эти реформаторы, которые сейчас оказались в правительстве, смогли развернуть полноценную инфраструктуру реализации того, что заявляется.
Потому что у нас всегда есть проблема с реализацией, т.е. должны быть какие-то бэк-офисы. Если само правительство неспособно реализовать, то оно должно опереться на какие-то бэк-офисы в лице знающих и умных людей, которые бы подстраховывали и которые бы давали возможность опереться на профессионалов, и тем самым реализовывать эту политику. Потому что если такие профессионалы не будут подтянуты к правительству, и оно останется в позиции коммуникаторов…
Потому что мы видим сегодня, что правительство насыщено коммуникаторами они преуспели в этом. Гончарук, буквально вчера появился ролик, посвященный первому сентября, где он на самокате катался по Кабмину. И очень классный коммуникационный ролик, который показывает там искренность намерений и т.д. И вот этом, конечно же, большинство из этих людей, которые оказались в министерских креслах, они преуспели, он прекрасно коммуницируют.
Но сложность момента заключается в том, что нужно не только хорошо коммуницировать, это кстати был провал у Порошенко, потому что он постоянно не доносил до населения что он хочет делать, и почему тот или иной шаг, который они хотят сделать, он необходим для страны. Потому что у него же были не только плохие шаги, были и неплохие шаги. Но был чудовищный провал в коммуникации с населением.
И вот у Зеленского пока что с коммуникацией всё неплохо. Просто коммуникация эта нестандартная, она вываливается за пределы привычного понимания, потому журналисты недовольны, Зеленский не хочет с ними коммуницировать. А ему и не нужно, потому что у него высокий рейтинг, он прекрасно общается через социальные сети, через ту инфраструктуру коммуникации, которая ему выгодна, и которая ассоциируется у него с успехом. И пока что это срабатывает.
И это приводит, как в случае с Трампом, многие медиа в бешенстве, потому что многие люди привыкли, и журналисты и эксперты в том числе к той позиции, что ни значимы, что они на что-то влияют и т.д. И сейчас вдруг оказалось, что они не нужны, что Богдан открыто троллит СМИ и издевается над ними. И в общем-то СМИ пока что ничего не могут делать, хотя затаили, конечно же, обиду. И я думаю, что это на следующих этапах, когда будут ошибки со стороны команды Зеленского, что всё-таки «обратку» они от медиа получат.
Так вот, если будет только одна коммуникация без прагматиков, реалистов, которые будут имплантировать вот эти хорошие инициативы на уровень земли, когда сигнал командный, он должен проходить по всем иерархиям, и через, допустим, 20 минут, достигать конкретного инспектора, конкретного человека, который отвечает за то, чтобы воля президента либо воля другого высокого лица, она была воплощена в конкретные действия.
Это то, чего не было при Порошенко – было много слов, но реального контроля над системой власти у него не было. По сути он выступал таким primus inter pares, феодалом, первым среди равных, среди других феодалов, которые создали это феодальный консенсус (олигархический консенсус, как мы с Дацюком рассматривали в наших роликах), и вот в рамках этого консенсуса всё худо-бедно эта вертикаль работала.
И работала всё хуже и хуже, потому что она разваливалась, становилось всё меньше ресурсов, а на руководящие позиции расставлялись свои, часто бездарные люди, когда там какой-нибудь руководитель автосалона ставился на «Антонов» и т.д. для того чтобы покрывать всю эту коррупцию, откачку денег из бюджета, которые являются сутью теневого государства. То есть, элита, в рамках, используя инструменты теневого государства, она контролирует ключевые потоки, и чувствовала себя хорошо.
Но это привело к тому, что население стало бежать из страны, экономика сокращалась как шагреневая кожа, и привело к тому кризису, когда у нас была электоральная революция, которая по сути привела Зеленского к власти, и под старой элитой зашаталось, начала гореть почва.
Так вот, ключевой вопрос – где брать этих технократов. Их сейчас у Зеленского пытаются искать и подтягивать для того чтобы реализовать те реальные инициативы, которые у них есть.
И вот это мы будем видеть в ближайшие несколько месяцев, потому что, в принципе я думаю, что до зимы, в общем-то, архитектура их основных шагов, она уже будет понятной. И лично у меня нет каких-то завышенных ожиданий, потому что мы видим, что пока что, хотя для этого не было оснований, поскольку не было контроля над силовиками, над судами и т.д., Зеленский сегодня сказал, что там судей будут выгонять, и будет существенная зачистка судов.
Но пока что мы не видим, что старые коррупционеры как-то себя плохо чувствуют, что им страшно, что Порошенко, даже тот в принципе ходит в Раду, вольготно себя достаточно чувствует. Да, дёргают там в ГБР на какие-то допросы, да, его там какие-то люди дёргают, но пока что никаких принципиальных решений принято не было.
Поэтому мне кажется, что вот в этой плоскости должен действовать Зеленский, потому что наказание коррупционеров как из прошлой власти, там и из нынешней власти, потому что они наверняка полезут, и много швали всякой пролезло вместе с Зеленским (в команду Зеленского точнее говоря) сейчас в исполнительную вертикаль власти, и депутатов идиотов много пролезло.
Но сейчас у президента пока что есть карт-бланш: высокий мандат, огромный мандат, который он может облечь в огромную власть. Если он (пока что он демонстрирует такую потенцию) и дальше будет продолжать в таком ключе, и будет расширяться в масштабе своего мировоззрения до масштабов проблематики той страны огромной, которую он получил под контроль, то я думаю, что у нас будет всё неплохо. Если в ближайшие полгода не произойдёт это…
Потому что не знаю – к сожалению, либо к счастью – сегодня всё зависит действительно от одного человека.
Насколько он сможет совладать своими амбициями, насколько он правильно отбирает людей, насколько он сможет правильно отсеивать неправильных людей которые его окружают, насколько он сможет установить баланс и равновесие, потому что необходимо будет создать новый баланс сил, в котором присутствует опора на те социальные группы массовые, которые поддержали его, в котором будет баланс элит, старых элит и новых элит которые формируются сейчас, и новый геополитический баланс, новый баланс отношений с нашими ключевыми западными и не западными партнёрами, который обеспечивает устойчивость этой архитектуры. И всё это на фоне надвигающегося глобального экономического кризиса, потому что глобальную экономику трясёт, есть масса признаков на этот счёт.
Ну, вот, где-то так.
Много я, конечно, говорил. Но я перед этим много и не говорил.
Поэтому пока будем завершать. Завтра продолжим. Всем желаю хорошего настроения, боевого, осеннего. Пусть у нас у всех всё будет хорошо, а у плохих людей пусть будут проблемы, которые они заслужили. И ГБР, НАБУ, Прокуратура, что там ещё, обязательно им помогут в этих проблемах разобраться.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, канал Юрия Романенко на Youtube, канал Юрия Романенко в Telegram, страницу в Facebook.