В преддверии второго тура президентских выборов все внимание приковано к шагам двух претендентов на президентское кресло. Штабы придумывают шаги и парируют подачи, симпатики яростно рубятся в соцсетях. Для обоих кандидатов основное — постараться если не привлечь новых сторонников, так хотя бы не наделать ошибок и не растерять тех, что уже есть.

При этом задачи штабов в чем-то и различны. Например, они различаются по своему отношению к сохранению фокуса внимания и к желаемой явке избирателей. Если принять как данность версию о том, что Петр Порошенко надеется победить с помощью масштабных фальсификаций, то чем меньше людей придет на выборы — тем больше можно будет «вбросить». И совершенно наоборот для кампании Владимира Зеленского: чем больше явка, тем меньше пространства для маневра у противника; чем меньше сторонников махнут рукой и проигнорируют выборы — мол, при таком рейтинге победа и так уже у нас в кармане — тем больше шансов получить действительно значимый численный перевес, способный нивелировать и фальсификации, и использование админресурса.

Отсюда и различия в готовности удерживать фокус внимания: Порошенко, по сути, не способен уже сказать своему избирателю ничего нового, любые его обещания неизбежно натыкаются на вопрос почему это не было сделано за 5 лет каденции Президента. Недаром и большая часть предвыборной программы, и публичные выступления, и посты сторонников о прошлом — не о будущем. «Что мы, под руководством меня, такого хорошего, добились за 5 лет». То, что все эти достижения нередко или не столько благодаря, сколько вопреки, то, что на достигнутые результаты работал не один Президент, а множество людей и ведомств обычно игнорируется в провластной риторике чуть меньше чем полностью — подавая очередной повод для раздражения и поиска альтернативы.

Впрочем, это тоже ни власть, ни ее сторонники, как правило, не рефлексируют. Ни дебатов, ни дискуссии такая позиция не предполагает — и тем более не предполагает готовности отвечать на неудобные вопросы о том, что было не сделано. Ну как вы, честное слово, представляете себе вопросы к действующему Гаранту? «Посадили ли вы, господин Президент, пятерых друзей?.. А хотя бы одного?.. А вот, например, этого?» Все, что остается в таком случае Президенту — это повторять слова своего предшественника про «почую кожного». В принципе, он примерно это и делает.

Зато его пиарщики, полагая, что лучшая защита — нападение, пошли на опережение и бросили свои усилия на распространение тезиса о том, что Владимир Зеленский боится дебатов. Хотя, чего ему бояться? Можно просто задавать Порошенко те самые вопросы, а в ответ на его встречные лучезарно улыбаться и рассказывать, как он видит Украину будущего и как приложит к этому все свои усилия. (Как выглядит эта картинка будущего от «Слуги народа» уже расписано в предвыборной программе Владимира Зеленского, ее якобы отсутствие — еще одна наглая ложь порохоботов.)

В том, что Владимир Зеленский не только не побоится прийти на дебаты с Порошенко, но еще и, будучи профессионалом своего дела, имеет все шансы быть более ярким, искренним и убедительным нет никаких сомнений. Повторю: все, что ему нужно, это сохранить внимание аудитории, во многом высокое благодаря таинственности и непредсказуемости («что он еще отмочит?») и обеспечить высокую явку.

Недаром в одном из интервью о том, как работает кампания кандидата Зе в Сети, представитель его штаба говорит о том, что им вообще все равно в каком именно контексте упоминают Зеленского — лишь бы вообще упоминали. Ругали, сомневались, обсуждали фейки — лишь бы не молчали! И в этом смысле активность тех, кого мы называем порохоботами, играет на руку Зеленскому и его штабу: сами они до недавнего времени вообще никак не говорили о Порошенко или других своих соперниках (избегая привлекать внимание к кому-то кроме себя) и следуя негласным правилам хорошего маркетинга о недопустимости дискредитации конкурента (и вот на подсознательном уровне кампания Зеленского воспринимается и гораздо более честной, и исключительно позитивной).

Следующая большая задача обоих избирательных штабов также имеет диаметрально противоположную направленность: одни стремятся сохранить неравенство положения, другие же стараются его нивелировать. Где внушительного вида убеленный сединами муж, опытный хозяйственник и дипломат, член правительства при нескольких президентах и ныне действующий гарант — и где второй: мальчишка, без опыта, актер-комик, который даже главой профсоюза побыть не успел?

А теперь посмотрим с этой точки зрения на недавний хайп вокруг вызова на дебаты и обследования кандидатов. Насколько им удается и решить свои главные задачи текущей кампании, и поставить в неловкое положение соперника?

Для начала можно однозначно сказать, что Зеленскому удается мало того, что развеять миф о том, что он боится дебатов, так еще и повернуть ситуацию так, словно это он навязывает Порошенко и дебаты, и свои условия.

Владимир — шоумен, чего ему бояться стадионов? К тому же при большом стечении народа будет сложнее подтасовать правила игры и подыграть одному из кандидатов. Это он навязывает сопернику свою повестку и заставляет его реагировать, тратить энергию и ресурсы на отражение атаки, вместо того чтобы наступать и устраивать неприятности Зе-команде. А еще он начинает процесс низведения Президента с пьедестала вниз, до уровня обычного гражданина и одновременно повышает свой уровень — с выскочки до Героя, посмевшего вот так говорить с Президентом и выставлять тому условия и сроки их выполнения (недаром ролик с обращением Зеленского к Порошенко стал вирусным в России — там подобное немыслимо, они смотрят и кусают локти — «а что, так тоже можно было?»).

Зеленский если еще и не заявил во всеуслышание, что король-то голый (как он вполне вероятно сделает это не дебатах), то уж точно сделал об этом анонс, по всем правилам шоу. Нам пафос — молебны, Томос, тезис о том, что действующий Гарант на международной арене — ого-го, уважаемый человек. А ему в ответ — пожалте на стадион, 24 часа на ответ. И да, еще и про обследование что-то… И извинения — ужас! И по имени-отчеству отныне извольте…

И вот бывший серьезный политик, претендующий на статус Отца нации, лихорадочно, в рубашке с демократично расстегнутым воротником («смотрите, я свой, я могу быть совсем простым») записывает ответный ролик, почему-то глубокой ночью, чтобы никто не увидел его позора, и согласен бежать сдавать какие-то анализы, куда угодно, даже на стадион (лишь бы не извиняться, да. Тем более — не извиняться перед избирателями).

Популярні новини зараз

За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто

Київстар оновив тарифи на зв'язок та інтернет: абоненти зможуть заощадити

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi

Показати ще

Вполне возможно, что это была неудачная попытка ответного удара, причем произведен он был опять в рамках негативной повестки. Обратите внимание: Зеленский в своем ролике предлагает лабораторно доказать, что никто из них двоих не является ни алкоголиком, ни наркоманом, то есть что они на равных чисты от подобных обвинений. Вызов же Порошенко содержит совершенно другой посыл: да, давай, приходи завтра, мы докажем всем, что подозрения (моим же штабом и подброшенные) небеспочвенные.

А тем временем это удар в свои ворота: страна сутки, смеясь постит баночки с жидкостью подозрительного цвета — вроде бы смеются над «Вовкой», но фишка в том, что Вовке-то не впервой, он и так шут, из тех, кому одному позволено шутить над королем и его двором и говорить правду, из тех, кому закрыть рот — жуткое днище для любого правителя…  А вот для действующего Гаранта — это унижение и низведение как минимум до уровня оппонента… которого сам же уже и назвал и клоуном, и марионеткой. А теперь сам, как кукла на веревочке, следует за кем-то предложенным сценарием и принимает чужие правила игры… демонстрируя то, что ни в коем случае недопустимо при построении властной вертикали-кальки с северного соседа — слабость. Какой админресурс, какая поддержка региональных баронов? Акела промахнулся, всё.

А тем временем в игру уже включились все, играет весь двор. Королевский лекарь сиречь и. о. министра Ульяна Супрун выдает длинную энциклику о том, как сложно сделать обследование на наркотики (не врет, в нашей стране с этим действительно все печально, наши лаборатории в подавляющем большинстве не имеют ни реактивов, ни сертификатов. А если что и есть, то методика наверняка не сертифицирована и о том, не просрочены ли реактивы — лучше не спрашивать. Вообще, состояние системы лабораторной диагностики в Украине — тема отдельного и очень печального разговора) и сколько какие вещества сохраняются в тех или иных образцах. Заодно, с присущим ей апломбом и манерой брать информацию с потолка, сообщает что скорее всего только лаборатория при антидопинговом центре олимпийского комитета способна качественно сделать анализы на наркотики и психоактивные вещества. В результате народ несколько дней подряд обсуждает, что лучше исследовать — кровь? мочу?.. А может, клок волос из действующего Президента выдрать? Или пусть лучше он сам это сделает? В результате Президент почему-то принимает решение сдавать анализы не где-нибудь, а в медпункте стадиона «Олимпийский» (в очередной раз сея сомнения в своей адекватности — для человека явно все равно, что антидопинговая лаборатория Олимпийского комитета, что медпункт при «Олимпийском»).

Не успела вся президентская рать окружить и обследовать «Олимпийский» на предмет шпионов и не аккредитованных журналистов, не успело его руководство смириться с тем, что это всё внезапно («за что-о?») упало им на голову — переменчивый как ветер и привычно несерьезный Шут заявляет что он, видите ли, не доверяет государственным лабораториям (а полностью зависящему от власти Олимпийскому комитету — тем более). И уж тем более он не полезет туда, где может быть ловушка (судьбу лидера гонки, однажды отравленного прямо в ее процессе все помнят) — об этом прямо не говорится, но не хватало позволять непроверенным лицам тыкать иголками в будущего возможного президента. Он выбирает частную лабораторию, которой он может доверять — с высоким европейским качеством и говорящим названием «Евролаб».

Кроме вполне разумных и совершенно прагматичных причин поступить именно так, дальше начинается непереводимая игра аллюзий. Символизм и эзопов язык, даже в мелочах. Какой-какой вектор выберет Зеленский после избрания?.. Для глухих повторяем еще раз — «ЕВРОлаб».

И, наконец, фото, наверняка разошедшееся по всему миру. Ради него можно и на нигде не задекларированное обследование согласиться. Опять символизм. Шут в позе короля, развалившийся на троне (кресле для забора крови), в современной лаборатории — и рядом другое, где Президент в подчеркнуто советском антураже положил руку на первый попавшийся ободранный стул… Грязь, антисанитария, нечто, слепленное из чего попало (примерно как и вся реформа здравоохранения имени Порошенко на ее нынешнем этапе). Почему именно так, здесь, в каком-то непонятном медпункте, почему рядом с ним человек в красной медицинской одежде?.. Чтобы еще больше подчеркнуть отсыл к старому и отжившему?

Уходящее поколение политиков, как и преданные им системные либералы-комсомольцы не видят, не считывают всех этих символов. Это как мифический 25-ый кадр, работа на подсознание — и да, есть очень большие сомнения, что избирательный штаб Зеленского делает это все осознанно. Скорее, это просто чутье. И сколько угодно могут не понимать и брезгливо зажимать носы высоколобые интеллектуалы — это работает.

Это именно они диктуют повестку, они низвели как минимум до уровня Шута почти всемогущего Президента, они предмет зависти (а может, и пример для подражания — а вдруг? — за поребриком).

И как действующему Гаранту теперь встречаться с европейскими партнерами — после этого всего — как смотреть на них?

Говорите, никогда такого не было? В последний раз вот так унижали разве что Билла Клинтона, «самого успешного из американских президентов последнего времени». Да-да, то самое платье Моники Левински — а теперь вот сначала баночка (умозрительная), а потом еще и стульчик — вполне реальный. Вот таким Порошенко и запомнят, увы. Идите, голосуйте за свое посмешище.

А ведь кроме этого есть и другие вопросы, их много. Почему вот так выглядит государственный медицинский сервис — на втором (а то и третьем) году решительных реформ? Почему у нас, по сути, нет никаких доказательств, что кандидаты — оба! — действительно сдали кровь и это именно их образцы доставлены в лаборатории? Если засчитывать этот раунд как проигрыш Зеленскому, с учетом всей путаницы с датами, то точно такие же вопросы можно адресовать и действующему Президенту. Точно также бланк с результатом для него могли просто нарисовать. Точно также вместо него образец, который на самом деле поехал в лабораторию, мог сдать кто угодно. Это кроме того что в представленных результатах обследования нет анализов, отрицающих злоупотребление алкоголем — для этого нужно сдавать другие тесты, о которых Ульяна Супрун почему-то предпочла промолчать.

Для чистоты эксперимента пробы нужно было забирать в независимой от обоих кандидатов лаборатории в присутствии независимого посредника или представителя оппонента. При желании можно было бы еще и обменяться образцами.

Нет, вместо этого мы видим фарс и всеобщее недоверие. Кстати, если все (включая обоих кандидатов в президенты, вместе с действующим) дружно и взаимно не доверяют результатам и государственной, и частной лаборатории, если их результаты обследования так легко поставить под сомнение — чем тогда в принципе занимается наш МОЗ и насколько можно доверять всем нашим лабораториям, их сертификатам и, шире, государственным институциям?

Говорит ли это о том, что один из кандидатов (а то и оба) злоупотребляют алкоголем или наркотиками? Нет, конечно. Можно разве что утверждать, что оба штаба не смогли организовать процесс так, чтобы результаты выглядели достоверными. А еще эта история подтверждает и так всем известные факты: у обоих кандидатов нет в команде консультантов-профессионалов в сфере что медицины, что здравоохранения. И если для Зеленского это просто досадное (и возможно временное) упущение, то для действующего Президента — очередная характеристика тех, кто от его имени занимается «медреформой».

В таком случае, переходя к тому что же получил каждый из кандидатов после всей этой истории, вопрос не в собственно результатах анализов — им все равно никто не поверит. Вопрос в том, у кого получится использовать этот цирк на пользу своей кампании.

Стояла задача максимально привлечь внимание, навязать штабу другого кандидата свою повестку и таким образом связать их инициативу? Выполнено. Стояла задача продолжить низведение действующего Гаранта до уровня того, к кому он и его пиарщики были столь неуважительны? Выполнено. Ладно ваш соперник Шут, ему все можно — а что с вами и вашим штабом не так, Петр Алексеевич?

Прямо на наших глазах рождается новый феномен, вслед за феноменом постправды, когда информации так много, что каждый предпочитает оставаться в своем информационном пузыре и выбирает ту «правду» и те аргументы в ее пользу, которые соответствуют его картине мира и на которые он реагирует иррационально, посредством эмоций. Если есть постправда — должна быть и постложь. Постнедоверие, если угодно. Не важно сторонникам Порошенко что там обнаружилось в сфере гос. закупок для оборонного ведомства — они отбрасывают эти доводы и свидетельства. И точно так же не важно сторонникам Зеленского подделаны или нет результаты его обследования. Более того — все с нетерпением ждут как именно он выкрутится, этот балаганный персонаж, опять попавший в переплет.

И здесь опять аллюзия, это уже было. Помните — как совместить Шута и Героя?.. Достаточно процитировать одного из героев наших недавних мифов, десакрализованных в лучшей карнавальной традиции и перекочевавших в анекдоты. Хотите — Чапаева, хотите — Штирлица. Фанатам Героя все равно, что он делает и как, лишь бы что-то делал. Все равно выкрутится: скажет, что апельсины приносил (С). Завтра баг превратится в фичу, завтра выложат новый квест. Главное — не переключайтесь!

Если бы этой «ошибки» не было — ее, возможно, стоило бы придумать. Кстати, умение превращать ошибки в преимущества — ценное умение политика и руководителя страны. Пусть тренируется. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Кстати, ответ на появившееся уже позже предложение от Добровольной антидопинговой ассоциации (VADA) также можно использовать двояко. Можно согласиться, вновь получить отрицательные результаты – и швырнуть их в лицо Гаранту и порохоботам, пусть извиняются еще и за это. Впрочем, это будет означать движение в присущей оппоненту негативной повестке. А можно отказаться – мол, мы уже все и так сдали, это пройденный этап. В том числе чтобы не застревать в старой теме и двигаться дальше – пусть застревают те, кому больше нечего предложить.

Противник снова занят, его сетевые тролли вовсю обсуждают то, что им позволил обсуждать штаб соперника. Они безнадежно вторичны и просто реагируют на новый повод. Игру ведут не они, мяч лишь ненадолго попадает на их половину поля. Пока они продолжают обсуждать свои баночки, Зеленский продолжает наращивать баллы, обзаводясь поддержкой как внутри, так и вне страны. Например, проведя встречу с Анатолием Гриценко и получив хоть и очень осторожную, но поддержку. И это ж насколько нужно было быть убедительным, чтобы суметь переубедить того, с кем даже наши «оружейники» переговоры вели недели две, если не месяц!

Завтра будет новый день — и новый сюжет карнавального действа-перевертыша, в котором низы и верхи меняются местами, и Шут сначала высмеивает Короля, а потом предлагает и всему народу присоединиться к этой забаве.

Карнавал, конечно, когда-то закончится — кто-то, как это обычно бывает, потеряет репутацию, а вместе с ней и свое блестящее будущее, кто-то удовлетворенно подсчитает барыши и влияние… укрепленное благодаря собранному компромату.

Народ, спустив пар, и насмеявшись на год вперед, станет серьезен, как никогда раньше — вновь уважая власть… впрочем, несколько поистрепавшуюся и порастерявшую свою сакральность — так что не сильно уважать, так, в рамках новой для него идеи что власть, оказывается, может быть для него, а не наоборот.

Серьезный и много чего повидавший за прошедшие дни Шут грустно примерит корону, раздумывая, как бы не повторить путь того, над кем недавно смеялся…

Соседи выдохнут («опять эта Украина! Утихомирились, наконец») и будут думать, как им с нами теперь разговаривать дальше. Усталые бывшие порохоботы начнут потихоньку менять тон своих высказываний и заниматься саморефлексией (ну, кто там на это в принципе еще способен. Остальные просто удалят свои аккаунты). Философы начнут искать повод для создания позитивной повестки — мы ее давно уже заждались. И все у нас будет хорошо. Осталось только немножко потерпеть — а потом найти в себе силы прийти на выборы… а потом — просто работать над этим.

(Отрывок статьи ранее был опубликован на сайте Фокус.)

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook