Середина марта в Беларуси прошла под знаком дипломатического конфликта с Российской Федерацией. Поводом стало интервью посла РФ Михаила Бабича информационному агентству «РИА «Новости»». Формально то, что сказал посол России трудно назвать открытием: были повторены старые тезисы о поддержке Россией Беларуси, защите минского режима от цветных революций и необходимости шагов по дальнейшей «интеграции». Более того, Бабич подтвердил тезис Лукашенко о святости суверенитета, но при этом выразил недоумение «намёками» на то, что именно РФ пытается влиять на Беларусь в информационном поле.

Касаемо последнего тезиса, это намёком назвать сложно. Лукашенко тему поднимал во время своего «большого разговора» и позже уточнил формулировки, прямо обвинив российские СМИ в распространении фейков.

Но даже, несмотря на это, интервью Бабича ничем не выделялось на фоне десятков других бесед с руководителями российского посольства. Тем не менее, последовал резкий ответ беларуского МИДа, который, если отбросить специфику формулировок языка дипломатов мог бы звучать «эй, паренёк, ты берега не попутал?!»

Российское внешнеполитическое ведомство выразило возмущение и потребовало «уважения к послу». Заодно была отложена на неопределённое время дата проведения межмидовской встречи, посвящённой развитию сотрудничества в гуманитарной сфере.

Но конфликт получил продолжение. 18 марта посол РФ Бабич давал пресс-конференцию в Минске, которую бойкотировали, с одной стороны беларуские государственные СМИ, с другой, ведущие независимые и оппозиционные медиа.

Возникает вопрос: в чём причина такого обострения?

Российская политика и функции нового посла

Российская Федерация всерьёз намерена усилить, либо хотя бы сохранить свой уровень влияния на события в Беларуси. Учитывая идущие процессы, времени у РФ не так много — максимум 3-4 года, после чего позиции официального Минска станут намного сильнее.

На этом фоне в Минск посылается новый посол, успевший поработать в правительстве Чечни после второй войны и представителем президента в Приволжском Федеральном Округе. За короткий промежуток «чеченкой командировки» в Михаилу Бабичу приклеилась кличка «мясник». Думаю, знающие процессы в Ичкерии того времени, понимаете, что это никак не связано с любовью к мясной кухне.

При этом Бабич наделяется значительно большими полномочиями чем обычный посол. Задачи перед ним так же шире:

  • обеспечить вхождение российского бизнеса в ключевые отрасли беларуской экономики
  • наладить контакты с беларуской элитой, и определить круг лиц, потенциально более лояльных Москве чем Минску
  • пытаться создать широкую сеть общественных организаций, движений, которые в перспективе можно трансформировать в пророссийскую политическую силу. Одну или несколько.

Параллельно с этим проходят безрезультатные переговоры Путина и Лукашенко. С середины лета 2018 года таковых набралось около десятка. Результаты — продавливание кандидатуры Бабича на пост посла (чему Минск противился достаточно долго) и февральская договорённость «расширить гуманитарное сотрудничество Беларуси и России». Явно не то, чего ожидали получить в Кремле. Более того, даже с гуманитарным сотрудничеством как-то на слишком красиво получается. Вроде договорились, но в это же время:

  • в Беларуси начинает вещать украинский новостной канал
  • 2 украинских развлекательных получают разрешение буквально через месяц
  • в очереди на право вещания стоит такой «монстр» как группа 1+1 с их одноимённым флагманским каналом.
  • российский развлекательный контент постепенно (уже не первый год) замещается в сетке вещания беларуских каналов продукцией других стран.

И, наконец, в стране обсуждается концепция информационной безопасности, в которой прямо указывается угроза от возможного размытия «национального менталитета» иностранной информационной и развлекательной продукцией.

Посол Бабич в сложной ситуации, но пытается действовать настойчиво и по-военному прямо. С периодичностью раз в 2-3 месяца даёт развёрнутые интервью, в которых пытается по пунктах пройтись по аргументации беларуской стороны в диалоге с РФ, попутно утверждая, что Россия чуть ли не содержит Беларусь и официальному Минску необходимо проявлять благодарность за такую позицию Москвы.

Популярні новини зараз

Вже 190 гривень за кіло: в Україні злетіли ціни на яблука та виноград

Процес зубожіння росіян невідворотний — економіст

Чорнобильську пенсію отримають не всі: в Україні посилили перевірку виплат

Тарифи на газ та світло злетять уже з 2025 року: експерт Попенко назвав основну причину

Показати ще

Активно берётся за восстановление работы по созданию «российских землячеств», болезненной теме для обоих сторон, поскольку Минск видит в гражданах РФ потенциальную угрозу, не гнушаясь кампаниями высылки нарушителей закона с территории страны. Параллельно проходит процесс «гражданской ассимиляции» — всё меньше русских-граждан Беларуси называют себя таковыми, меняя национальную идентификацию на «беларусы». Если в 1999 году перепись зафиксировала 11,37% русских, в 2009 таковых осталось 8,26%. В 2019 году будет ещё одна перепись, но данные социологии говорят о вероятном очередном уменьшении количества жителей страны, готовых назваться «русскими» — таковых может быть зафиксировано уже около 7-7,5%. Естественно, что в интересах РФ остановить данный процесс, в интересах Беларуси наоборот продолжать.

И, наконец, Бабич пытается возобновить контакты с частью беларуской оппозиции. Так, например, недавно произошла встреча руководства движения «Говори правду» в посольстве РФ. Надо отметить, что это пока единственная политическая сила, «удостоенная чести» лично за закрытыми дверями говорить с посланником Кремля. Возможно, не случайно — ещё на заре возникновения движения, его лидеры публично, в том числе в СМИ признавались в наличии денег из Российской Федерации, говоря, что это помощь беларусов, проживающих там. В принципе, ничего в этом удивительного нет — аналогично украинцы, проживающие под Москвой и в Ростове сегодня поддерживают некоторые украинские политические проекты.

Контуры конфликта

На этом фоне посол Бабич даёт расширенное интервью российским СМИ. Признаться, оно мало чем отличается от более ранних откровений посланника Путина, либо его предшественника в посольстве РФ. Более того, Михаил Бабич признаёт позицию Беларуси по незыблемости суверенитета, но «обижается» на антироссийскую риторику. Он говорит о том, что Минску необходимо определиться с форматом интеграционной повестки, предлагая на выбор ЕАЭС и реализацию положений договора о создании «Союзного государства».

Тем не менее, рядовое интервью вызывает резкую реакцию беларуского МИД. Тут лучше не говорить, а просто зачитать пару абзацев документа.

«Честно говоря, не всегда хватает времени на то, чтобы читать все интервью Михаила Бабича. Благо все они схожи и менторская линия рассуждения не сильно меняется.

Поэтому, не вчитываясь, могу точно сказать, что отношения между нашими странами и народами гораздо более глубокие и всеобъемлющие, нежели искусственный, подтасованный набор цифр, за которые регулярно хватается российский дипломат. Но это его право определять для себя планку, которая превращает его в счетовода либо подающего надежды бухгалтера.

Хотелось бы порекомендовать больше времени посвятить тому, чтобы вникнуть в специфику страны пребывания, познакомиться с ее историей и проявить немного уважения. Иногда такой стиль работы дает гораздо больший результат, чем апробирование на себе совершенно нехарактерной для серьезной российской дипломатической школы роли адепта «публичной дипломатии».

На мой взгляд, за короткое время работы в Беларуси он просто не понял разницы между федеральным округом и независимым государством. Думаю, в ближайшее время нашим партнерам будут даны детальные ответы на заявления господина Посла.»

Если отбросить дипломатичность, то посла РФ мягко говоря послали на три буквы. В Российском МИДе были озадачены такой реакцией, выразили возмущение и даже перенесли на неопределённый срок запланированную межмидовскую встречу. Сам Бабич нервно отреагировал на риторику беларуского МИД, саркастически заметив, что это видимо уровень беларуской дипломатии.

Больше РФ, пока что предпринять ничего не смогла. Почему?  Давайте разбираться и для начала возьмём единственный реальный шаг беларуской стороны.

Итак, работники МИД РФ решили не встречаться с беларускими коллегами. Это можно было бы воспринять как негативный момент, если бы не тема консультаций — «развитие гуманитарного сотрудничества». Если вы ещё не поняли — вернитесь чуть выше — в интересах Беларуси максимально затормозить этот процесс. И первая удача налицо. Теперь российские дипломаты оказались в сложной ситуации — быстро возобновить диалог равносильно демонстрации слабости своей позиции и неадекватности Бабича на должности посла. А это значит, что подобные эксцессы будут регулярно продолжаться.

Отложить мероприятие и не возвращаться к теме — означает работать против плана Путина по усилению влияния на процессы в Беларуси. Более того, если выдвинуть условием «извинение беларуской стороны», то таковые ждать придётся достаточно долго — время работает на официальный Минск.

Ещё один результат, который продемонстрировала беларуская сторона — консолидированная позиция в данном конфликте. Ответ МИД Беларуси широко разошёлся не только по государственным СМИ — его поставили практически все ключевые оппозиционные ресурсы.

Ниже привожу текст заявления:

«Сёння ў прэс-цэнтры «Sputnik Беларусь» праходзіць прэс-канферэнцыя пасла Расіі ў Беларусі Міхаіла Бабіча, прысвечаная «пяцігоддзю ўваходжання Крыма ў склад Расійскай Федэрацыі».

Мы, рэдакцыі беларускіх недзяржаўных СМІ, узважыўшы ўсе плюсы і мінусы прысутнасці нашых журналістаў на гэтым мерапрыемстве, прынялі рашэнне ўстрымацца ад удзелу ў ёй.

Мы падкрэсліваем, што гэтае рашэнне ні ў якім разе не азначае ігнараванне пасла Расіі ці адсутнасць цікавасці да яго пазіцыі. Мы гатовыя сустрэцца са спадаром амбасадарам у фармаце прэс-канферэнцыі або асобных інтэрв’ю па тэме беларуска-расійскіх адносін, задаць усе пытанні, якія цікавяць нас, і данесці да нашых чытачоў яго адказы. Некаторыя з нас ужо адпраўлялі заяўкі на такое інтэрв’ю.

Аднак, улічваючы заяўленую тэму прэс-канферэнцыі, мы не хочам, каб прысутнасць нашых журналістаў там была вытлумачана нашымі чытачамі як падтрымка адной з пазіцый па падзеях у Крыме ў 2014 годзе. Акрамя таго, пазіцыя Расеі па гэтай тэме шырока і даўно вядома.»

Впервые за достаточно долгий срок официальная позиция беларуской стороны была положительно воспринята всеми лидерами мнений, в том числе даже оппонентами Лукашенко, не желающими идти на компромиссы с режимом. Более того, Беларуская Христианская Демократия начала сбор подписей за объявление Михаила Бабича Персноной нон-грата в Беларуси.

Вторая серия спектакля произошла сегодня, в 18 марта. Посол РФ давал пресс-конференцию в «Доме Москвы» в Минске — базой гуманитарных проектов России. Организовывало мероприятие информационное агентство «Спутник». Пресс-конференцию бойкотировали представители беларуских государственных СМИ. А утром 18.03 руководители наиболее крупных негосударственных и оппозиционных медиа заявили о том, что присоединяются к бойкоту и не придут послушать посла РФ.

Такая реакция, думаю, была неожиданной не только для российской стороны, но и для окружения Александра Лукашенко. И в Кремле, и в Минске увидели, что консенсус среди лидеров мнений можно получить на теме противодействия попыткам РФ усилить своё влияние на процессы в Беларуси.

Получилось, что посол России в Беларуси проводит пресс-конференцию с помощью российского СМИ на базе российской структуры для российских журналистов. Ради справедливости стоит, например, заметить, что Бабич попытался сгладить острые углы. Например, по вопросам непризнания Беларусью аннексии крыма он заявил, что «Это было воспринято как позиция суверенного государства». Сгладил остроту вопроса и по «бухгалтеру», заявив, что имели место рабочие моменты и сотрудничеству двух стран зачастую мешают «отдельные люди» по обе стороны границы.

Тем не менее, получилась прекрасная демонстрация восприятия активности посла Бабича. И это, вероятнее всего, будет основным признаком действий официального минска в отношении данной личности.

Логика беларуской стороны

Официальный Минск не может пойти на резкое изменение риторики по отношению к РФ — формальный отказ от интеграционных инициатив вызовет даст повод Кремлю обвинить Минск в «предательстве России» и может стать отправной точной для реализации конфронтационных сценариев воздействия. В то же время в Беларуси не против изменить договорную базу в сторону отказа от части обязательств.

В такой растяжке реализовать свои интересы можно единственным путём — вынудив Россию первой (хотя бы формально) сделать шаги «в строну от интеграции». Тогда действия беларуского режима будут подаваться как «зеркальный ответ». Мол, мы предлагали — вы не захотели.

В этой логике можно смело предсказать продолжение давления на российского посла. Естественно, не линейно — в ближайшие недели в Минске продемонстрируют «потепление отношения», а уже в перспективе пары месяцев будет очередной холодный душ. С каждым разом маятник будет всё больше склоняться в сторону негативной реакции на действия посла РФ.

Пример с единым тезисом беларуских СМИ в освещении ответа МИД, бойкот пресс-конференции свидетельствует о том, что в Минске Бабичу будут создавать имидж «нерукопожимаемого», сокращая количество и качество содержательных контактов на различных уровнях.

Естественно, что до объявления посланника Путина персоной нон-грата дело не дойдёт. Более того, Лукашенко использует факт сбора подписей для новой «интеграционной сказки» — мол беларуские националисты требуют выслать Бабича, но мы его терпим. Кстати, в этой логике, Папа Коли заинтересован в том, чтобы петиция набрала не менее пары десятков тысяч подписей.

Но со временем, чем меньше будет контактов российского посла, чем более они будут бесполезными, тем активнее в Миске будут цитировать слова самого Бабича о том, что делу мешают «отдельные личности». Так рано или поздно (думаю, уже к 2021 году) беларуская сторона прямо заявит, что посланник Путина завалил работу российского посольства в Минске и, естественно, ради углубления интеграции, развития Союзного государства, его надо срочно заменить. Кремлю, по большому счёту, возразить будет нечего.

Альтернатива — изменения подходов к работе самого Бабича, отказ от наиболее неприятных для официального Минска инициатив и проектов. Но в таком случае российский посол де-факто будет саботировать реализацию российской политики по удержанию Беларуси. Такой посол в Минске очень даже желанный.

Одним словом, события развиваются в очень интересном ключе и мне действительно интересно, какие словесные формы сотрудники беларуского МИД выберут, чтобы следующий раз послать на три буквы посланника российского президента?

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook