31 декабря в Украине стартовала президентская избирательная кампания. Осталось ровно три месяца до дня голосования в первом туре. Кандидаты в президенты в основном определились и начали подготовительную работу. Каковы их исходные позиции на карте будущего электорального боя? С чем они пришли к точке старта? Какова основная интрига предстоящей гонки?
1) ГЛАВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ: ТИМОШЕНКО ПРОТИВ ПОРОШЕНКО
В декабре 2018 года стало понятно, что именно борьба Тимошенко и Порошенко будет определять всю кампанию. Надежды оппонентов на то, что рейтинг действующего президента окончательно сольется и он повторит печальную участь Виктора Ющенко образца 2004 года не оправдался.
Да, Порошенко растерял большую часть сторонников. Это не рейтинг в 54,7%, как было в 2014 году. Многие действия власти не способствовали росту популярности главы государства. Основные инициативы, которые по замыслу штаба Порошенко, должны были прибавить ему популярности (декоммунизация, Томос, украинизация, военное положение и пр.) имели, мягко говоря, неоднозначный результат. Мобилизирующие патриотические темы Банковой создавали лишь фон для формирования электорального представления: “Порошенко хотя бы что-то делает”, “он все же проукраинский” и пр.
Но, чем ближе был старт кампании, тем все больше избирателей делало выбор в пользу Порошенко, не имея реальной альтернативы среди остальных претендентов. Это рост от безысходности.
К 8%, всегда поддерживающих власть (столько давали Порошенко еще в сентябре 2018 года), присоединились электоральные группы “сторонников стабильности и прогнозированности”; тех, кто “не хочет избрания Тимошенко любым путем”; тех, кто “не верит в победу “своего” кандидата и отдает предпочтение “проходному” Порошенко”; тех кто считает, что “Порошенко способен сопротивляться Путину” и пр. Для победы Порошенко в первом туре этого мало, но для того чтобы почти наверняка пройти во второй тур достаточно.
Для Тимошенко борьба с Порошенко является удобным форматом. Во втором туре она становится единым кандидатом от оппозиционных сил. Даже не вступая в предметные переговоры с остальной оппозицией, ей обеспечен переток голосов “непримиримых” во втором туре (тех, кто голосует за кого угодно – только не за Порошенко).
Таким образом, на старте задачами Порошенко является удержать фокус внимания на себе и войти во второй тур, а для Тимошенко – найти новые группы для расширения и преодоления элеторального гетто, в котором она находится (потолок в 20%). Оба фаворита с этим пока справляются.
2) ФАКТОР ЗЕЛЕНСКОГО
Несомненно, что появление Зеленского и Вакарчука в качестве реальных кандидатов в президенты (Зеленский уже заявил о старте своей кампании) – это приговор нынешнему украинскому политикуму. Выбор избирателя в пользу комика или певца иллюстрирует глубокий кризис государственной системы, потерю традиционными партиями доверия граждан, идейною нищету политиков.
В то же время, например, от Зеленского его сторонники ждут соответствия киношному образу “слуги народа”. Он должен “хакнуть систему”. Но сам Зеленский пока не транслирует никаких инновационных смыслов, способных эту систему “хакнуть”.
Да, у него есть шанс. В истории был пример, когда комик стал успешным политиком.
Йон Гнарр – известный исландский комик, в 2010 году создал “Лучшую партию” и на абсурдных лозунгах, приколах и сатире победил на выборах в мэры Рейкьявика. Его программа состояла из таких пунктов как: “спасать белых медведей с дрейфующих льдин и селить в местном зоопарке”; “ввезти в страну евреев, чтобы в Исландии наконец появился хоть кто-то, кто что-то смыслит в экономике»; и главное —“достичь парламента без наркотиков к 2020 году”. Думаю, что в украинских условиях, именно последний пункт был бы наиболее фантастическим.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Условием коалиционного соглашения с социал-демократами в местном совете Гнарр выдвинул просмотр их депутатами всех пяти сезонов сериала «The Wire» («Прослушка»). И это была не шутка! Требование эсдеки выполнили.
Единственным человеком, который имел представление о политике и госуправлении в его команде была выпускница факультета политологии местного универа 24-летняя Хайда Хельгадоттир (начальник штаба).
Однако, это не помешало Йону Гнарру за 4 года мэрства кардинальным образом преобразить комунальное хозяйство города, создать с нуля новую транспортную логистику, сформировать основы массового участия жителей в принятии управленческих решений и пр.
За ним тоже стояло несколько богатых семей с сомнительной репутацией. Позже “Лучшая партия” пошла на альянс с теми, кого критиковала. Но Гнарр сделал отличную работу для своего города и ушел в 2014 году на пике популярности. Ушел снова в шоу-биз. Там ему было интересней.
Повторит ли Зеленский опыт своего исландского коллеги? Хотелось бы ошибаться, но вряд ли.
Процессы вокруг распределения франшиз партии “Слуга народа” в регионах свидетельствует, что в его команде окажутся не “новые лица” или “борцы с системой”, а прожженные коррупционеры и интриганы из прошлой жизни.
Хотите знать как будет выглядеть фракция Зеленского в будущем парламенте? Посмотрите на группу “Возрождение” и Бенину часть “Народного фронта”. Сишком уж жирную тень, напоминающую Игоря Коломойского, отбрасывает лидер “95го квартала”.
3) ВЕЧНО НЕПРОХОДНАЯ “ТРЕТЬЯ СИЛА”
В начале прошлого политсезона большие надежды подавал Анатолий Гриценко, у которого наблюдался астрономический рост популярности.
Для закрепления предстартового успеха Гриценко нужно было масштабное объединение с другими демократическими оппозиционными силами. Нужна была коалиция крупных игроков. Только так можно было сформировать «ожидание чуда» у избирателей.
Союз с «Самопомощью» Андрея Садового, номинальной поддержкой от Михаила Саакашвили, с еврооптимистами и антикоррупционерами мог вывести полковника во второй тур и сделать его очень даже «проходным». Социологи говорили, что задача Гриценко – просто попасть во второй тур, а дальше за него сделает все электоральная арифметика.
Но Гриценко с самого начала видел точкой сборки «третьей силы» исключительно себя. В итоге почти на официальном старте кампании ему пришлось объединяться хотя бы с кем-нибудь.
В компании Чумака, Томенко и Катеринчука сам Гриценко смотрится очень органично. Амбиции всех четырех лидеров явно превышают их политические возможности, все они славятся неуживчивостью, скандальностью и неспособностью сколько-нибудь долго работать в одной команде, а политические перспективы этой нестабильной четверки крайне сомнительны.
Президентской кампании Анатолия Гриценко Чумак, Томенко и Катеринчук вряд ли чем-то помогут. Сам факт объединения вокруг Гриценко бесспорно похвален, но скорее всего он будет нивелирован тем, что союзники будут работать не столько на него самого, сколько на себя лично.
Уже сегодня большинство политологов называет подобное объединение «братской могилой», способной поставить окончательный крест на политических перспективах его участников.
4) РАСКОЛ “ВАТНОГО” СЕГМЕНТА
Интересные процессы происходят и в среде так называемого “ватного” политического сегмента.
То, о чем долго шушукались на политических кухнях, таки свершилось. “Оппозиционный блок” развалился. Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ не договорились. Группа “газовиков” во главе с Левочкиным и Бойко пошла на союз с Медведчуком и Рабиновичем в “Оппозиционной платформе “За жыття”, а “металлурги” пока выступают хранителями бренда “Оппозиционного блока” и выдвигают в президенты Александра Вилкула.
Рейтинги по инерции показывают достаточно внушительные показатели Юрию Бойко. Избиратель продолжает ассоциировать его со старым брендом. Но ситуация далеко не так радужная для Медведчука – Бойко – Левочкина.
Часть базовых регионов “Оппозиционного блока” — Днепропетровская, Запорожская и Донецкая обл., находятся под контролем структур Рината Ахметова. Административный ресурс заводов будет на стороне их кандидата. Кроме того, партийные структуры “Оппоблока”, выстроенные до уровня района, по-большей части не поддержали раскольников.
На фоне харизматичного и энергичного Александра Вилкула Юрий Бойко выглядит “унылым” регионалом времен Януковича.
Как отметил Борис Колесников на своей страничке, «куда он (Юрий Бойко) может идти дальше? Он на прошлых президентских выборах набрал 35 тысяч голосов, и поэтому единым кандидатом от оппозиции он может быть только [на выборах] в Лисичанский городской совет (и то, если пройдет)».
Понимая рассклад и пытаясь помочь делу консолидации “ватного” электората в Украине, Москва, идя на встречу пожеланиям Виктора Медведчука, включила в санкционные списки не только всех сторонников Ахметова в парламенте, но многие его компании.
Путин как бы дает сигнал, что настоящей “ватой” для России являются только Бойко и сотоварищи. Остальные – союзники “майданной власти”. Вероятно, эта тема будет активно эксплуатироваться как росийскими СМИ, так и “Интером” с ботофермой Медведчука.
Но, “кто кому рабинович” в списках Кремля мало интересует непродвинутого избирателя Юго-Востока. Его (избирателя) больше интересует конкретное “спасибо” за голос, а влиять на него будут радикальность фразы, частота появления кандидата в эфире, наличие узнаваемых символов и знаков, ну и материальное поощрение. Этого всего у Вилкула с Ахметовым есть в запасе.
Перчинку в интригу: “кто станет лидером ваты”? внесет и Евгений Мураев, который вполне может откусить до 2% и сыграть на ожидании “нового лица” (это ожидание есть не только у демократов, но и у “ваты” тоже).
Поговаривают, что в качестве кандидатов, претендующих на голоса Юго-Востока, могут всплыть подпольный коммунист Петр Симоненко, новоиспеченный лидер партии “Регионы, вперед!” Михаил Бродский (за которым могут стоять беглые братья Клюевы) и пр.
5) МЕЛКОПАРТИЙНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ВЫБОРЫ В ВР
Большинство предкандидатов в президенты, которые в прошлом политсезоне активно пиарились, ближе к дате визита в ЦИК попытаются продать более успешным кандидатам свое цитирование в СМИ.
Поэтому, уже в февраля мы можем стать свидетелями праздника объединения мелкодиванных кандидатов в очередные братские могилы. Не исключено, что кто-то из них окажется успешным и продаст себя фаворитам гонки.
Для другой чати участников забега важен не результат, а участие. Они делают прицел на парламентскую кампанию. Их задача — мобилизировать свой электорат, укрепить региональные структуры, получить выгодную переговорную позицию с будущей властью до начала параламентской кампании. И речь идет не только о тех партиях, которые сегодня в Верховной раде, но и о по меньшей мере 15 внепарламентских партиях.
Есть еще и технические кандидаты и двойники, но это другая история.
Ну что? Стартуем…
Детальный видео-разбор предвыборной ситуации в Украине, прогноз на итог президентских выборов 2019 смотрите в беседе Юрия Романенко с Виталием Куликом на канале «Хвилі» в Youtube.
Беседа с Андреем Золотаревым по той же проблематике ниже
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, на канал Юрия Романенко на Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook