Главная проблема здесь не в суммах выделяемых средств. А в том, как именно эти средства используются. Пожалуй, здесь отражается главная слабость нынешней власти — неспособность к стратегическому анализу и выработке стратегических же решений. В итоге мы видим какую-то возню, но не понимаем, как из нее может появиться нечто качественно новое.
Вот, к примеру, цифры из госбюджета. С принятием документа существенно сократили расходы на Минобороны — более чем на миллиард гривен от того, что просило военное ведомство. В итоге военные получили 16 млрд. 387 млн. 515 тыс. грн. По сравнению с 2011 годом — вроде бы прорыв (в этом году МО получило 13 млрд. 688 млн. 821 тыс. грн). И военное руководство уже успело обрадоваться: дают больше, дают много, и потому армию и флот ждет процветание!
Но подождите, ведь то самое военное руководство еще какой-то месяц назад заявляло, что самый «минимальный минимум», который бы позволил ВС Украины не просто поедать свой бюджет, но и как-то развиваться, должен составлять 17 млрд. 402 млн. 183 тыс. грн! А дали на миллиард меньше. За счет чего экономить собираемся? Понятно, что не за счет кормежки солдат и офицерских зарплат — это было бы уже слишком. А значит, не будет обеспечен минимальный уровень боевой подготовки, не будет в войсках даже запланированного минимума новых вооружений.
Заметим, эта цифра в «минимальные» 17 млрд тоже вызывает сильное сомнение. Еще в 2009 году тот самый «минимальный минимум» для армии, ниже которого Вооруженные силы ждет деградация, составлял по подсчетам финансистов Минобороны 19 млрд с копейками. Цены с того времени практически на все товары и услуги рванули вверх (а это — затраты от питания солдат и оплаты воинскими частями электроснабжения до закупки топлива, без чего никакая боевая подготовка ни в одном виде Вооруженных сил физически невозможна).
Армия тоже сократилась, но далеко не столь резво, как скакнули цены. Увеличились зарплаты военным и выходные пособия (опять-таки непропорционально росту цен, но все же). А это — проедание, и лишние траты из военного бюджета. Потому от чего армия должна радоваться выделенным 16 млрд — не ясно.
К этому добавим, что здесь речь не идет о финансирование госпрограммы перехода Вооруженных сил на комплектование военнослужащими по контракту. В 2008 году, помимо «текущего» финансирования, Минобороны после соответствующих расчетов заявило, что для реализации этой программы (т.е. — для отказа Украины от призыва и срочной службы и перехода «на контракт» — то, что Янукович обещал в своей предвыборной программе осуществить с 1 января 2011 года) необходимо затратить дополнительно 42 млрд грн (это — при зарплатах контрактников 2008 года, которые с того времени выросли). Отсутствие же средств на эту программу означает, что ни Янукович, ни Азаров, ни Ежель де-факто и не собираются выполнять обещания Виктора Федоровича и переводить армию «на контракт».
{advert=4}
Стоит сделать еще одно замечание. В реальности ситуация такова, что лично Ежелю и его протеже из Партии регионов и не нужно увеличение финансирования Минобороны из госбюджета. Наоборот — такое увеличение угрожало бы их стратегическим планам в отношении армии.
Для того, чтобы понять, что имеется в виду, достаточно просмотреть заявления представителей высшего военного руководства, прозвучавшие на протяжении осени 2011 года. В Минобороны очень четко расписали, какие именно радужные перспективы ожидают военных (и в плане социального обеспечения, и в плане переоснащения Вооруженных сил), но при этом постоянно делая маленькую оговорочку — мол, понимая, что держава не может обеспечить надлежащее финансирование армии, военное ведомство готово взвалить на себя эту непосильную ношу, только дайте поторговать землей. Мол, если Минобороны получит разрешение самому продавать земли и объекты, «ненужные» армии (а это сотни и тысячи гектаров земель, включая «золотое дно» в виде участков в центре Киева, где земля стоит бешенных денег), то все эти планы осуществятся. Добавим, что соответствующее решение Минобороны подавливает через Кабмин и Раду уже второй год.
А потому Минобороны не так уж и нужно «нормальное» финансирование из госбюджета. Если оно появится, то станет непонятным, зачем военным давать право заняться распродажей военных земель и объектов. И это в то время, как на носу — открытие рынка земли в державе…
Что касается выделенных средств и оптимизма Минобороны по поводу возможности тратить эти деньги на «развитие» армии и флота, также возникают вопросы.
Прежде всего: о каком развитии речь? С приходом к власти Януковича и кардинальной сменой державой внешнеполитического курса, неизбежно возник вопрос об изменении взглядов на внешние военные угрозы, которые существуют или могут возникнуть для Украины. Это означает, что меняются задачи армии.
{advert=1}
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
Но, черт побери, как можно «развивать» армию, если неизвестно, для чего она вообще нужна? По любой логике вы определяете угрозы, формулируете задачи, а потом уже строите армию, которая по своей оргштатной структуре, численности и вооружению способна нейтрализовать эти угрозы и выполнить поставленные задачи. Потому пока нет базового документа — Военной доктрины державы — говорить о развитии Вооруженных сил невозможно. Это все равно, что иметь футбольную команду, и думать, как бы ее пристроить для игры в гольф. Варианты можно придумать, но какой из этого будет толк, кроме бездумного расходования средств?
А отсюда уже скачут и иные проблемы. К Военной доктрине привязывается программа реформирования или развития Вооруженных сил, а к ней — такой базовый документ, как программа развития вооружений и военной техники. Яркий пример — Россия, в которой сначала приняли новую Военную доктрину, а затем уже и программу по вооружениям. Это — нормальный (точнее даже — единственно возможный) алгоритм. А в Украине что-то там развивается, что-то строят, на что-то тратят миллиарды бюджетных средств, вытащенных из и без того прохудившегося и истощенного кармана налогоплательщика, а зачем и для чего — никто не знает. И после этого какой-нибудь азаров еще блеет о каком-то кризисе. Воистину, перефразируя Булгакова, кризис — в головах.
Или вот согласно бюджету-2012 увеличили расходы на МВД, — при бюджете в 2011 году в 13 млрд. 858 млн. 393 тыс. грн, в 2012 году он возрастет до 14 млрд. 434 млн. 644 тыс. грн. Плюс входящие в состав МВД Внутренние войска, которые финансируются по отдельной статье, и которые в следующем году получат 1 млрд. 274 млн. 686 тыс. грн.
Вопрос: на что идут эти деньги? Еще год назад в самом МВД горько признавали, что милицейские штаты раздуты до безобразия. При этом у милиционеров (рядовых, не генералов) — мизерные зарплаты, что является прямым приглашением людям в погонах к вымогательству, коррупции, шантажу и прочему правовому беспределу. Милицейское начальство даже цифры называло: мол, будем срочно сокращать 100 000 милиционеров, а из оставшихся делать настоящих правоохранителей, защитников правопорядка и законности.
В итоге — пшик. Никто никого не сократил, эта структура, которую ее собственное руководство признало неэффективной (точнее — преступной), осталась нетронутой. И вот на нее еще и увеличивают финансирование. Где логика, непонятно.
Таким образом, нынешняя власть со своим бюджетом-2012 в отношении силовиков лишь подтвердила ранее известную мысль: никакой идеи реформирования державы, никакого стратегического видения и стратегических же решений украинцы могут не ждать. Их налоги просто кидаются на ветер. Ну или еще куда — но явно не на те цели, которые так красиво декларируют Янукович с Азаровым.