Простота не грех. По крайней мере, до тех пор, пока она не становится основой национальной политики и базисом восприятия окружающего мира. В этом случае смысловое пространство любого общества, зараженного святой простотой, теряет содержание. А это в свою очередь приводит к деградации политической мысли, размыванию интеллектуального слоя общества и стиранию в прах информационных фильтров в головах лидеров общественного мнения – тех, кто создаёт для масс эту самую картинку мира. Такая ситуация означает фактическую смерть любой социальной группы и потерю её независимости, ибо отсутствие информационных фильтров автоматически загоняет людей в чужой дискурс, навязанный извне.
К сожалению, я слишком часто начал замечать эти трагические в национальном масштабе процессы в Украине. Смысловое пространство нашей страны прекратило иметь какой-либо смысл. Это перечёркивает любые попытки начать нормальную дискуссию о насущных проблемах, хоть немного выходящих за пределы не то, что государства, но хотя бы одного города или области. Микроскопичность информационного пространства Украины загнало наше общество в абсолютное наивно-романтическое узко-примитивное днище, лежащее в основе нашего самоощущения и самовосприятия нашей роли в этом мире. А пафосный псевдо-патриотический маразм лишь усугубил ситуацию, выстроив в головах и без того несчастных, потерянных в воздушных замках, масс дополнительную стену иллюзии.
Тема промежуточных выборов в США стали для меня очередным показателем этого недуга. Важное международное событие, влияющее на весь мир, было воспринято в медиа не просто ошибочно, но и традиционно провинциально. Мало кто обсуждал национальные интересы Украины, зато щедро посмеялись над всякими казусами на выборах типа избрания в Неваде умершего владельца борделей Дениса Хофа. Никто не обсуждал, что принесут выборы для самих Штатов и для их внешней политики. Зато достаточно было разговоров о том, что «для Украины ничего не изменится», мол, всё стабильно. Никто не обсуждал последствия выборов в Штатах для подъема национал-популизма в Европе. Но почему-то решили вспомнить, как Россия вмешивается во все выборы подряд, и даже выразили привычное уже удивление тому, что Россия, по неведомой многим причине не вмешивалась в эти выборы.
Вопрос отношений РФ и США вообще особенно ярко иллюстрирует, насколько смысловое пространство в Украине лишено глобальной политической начинки, ведь уровень дискуссий об этом настолько низок, что сводится лишь к вопросам санкций и Украины как центра мировой борьбы между силами «добра» на западе и силами «зла» на востоке. Вот, взять хотя бы этот аспект о вмешательстве РФ в выборы США. У нас уже почти 2 года свято верят в то, что Дональд Трамп – наш стратегический союзник, ибо он действует жёстко и бескомпромиссно против России и других врагов.
На деле же, реальность несколько иная. Владимир Путин не вмешивался в промежуточные выборы в США не по той причине, что Штаты «вынесли уроки из 2016 года» и прикрыли какие-то там сайты или аккаунты троллей и ботов в соцсетях, а потому что ему невыгодно это делать. Путина вполне устраивает Дональд Трамп, особенно его жёсткий подход в политике. Причин несколько.
Во-первых, будем честны сами с собой: американские санкции против РФ не очень эффективны. Лишь малая их часть, касающаяся научно-технологического сотрудничества, действительно заточена под нанесение тяжёлого удара по РФ, но лишь в перспективе 10-15 лет, отрезав Россию от новых технологий, которые она в основном всегда закупала на Западе.
Во-вторых, для Владимира Путина и его команды президент США Дональд Трамп – это идеальный американский лидер, лучший спарринг-партнёр среди всех, что были до этого, потому что он разрушает привычный мировой порядок. Для России, являющейся оператором хаоса, нестабильность и коллапс мировых институтов – идеальная среда для противостояния и продвижение собственных интересов. Трамп не связан морально-этическими ограничениями, наложенными на многих представителей американского истеблишмента и европейских элит правилами старого либерального мирового порядка, заточенного под ценности и права человека. Вместо этого, президент США подменяет этот порядок совершенно иной системой, основанной на Realpolitik и конкуренции великих держав. Это вполне устраивает Россию, которая привыкла играть в глобальную политику силы, а не политику ценностей. К тому же, сам Путин разделяет такой реалистично-циничный и меркантильный подход Трампа к международным отношениям, основанный на национальных интересах и сделках, ведь этот подход признаёт Россию в качестве равного Штатам глобального игрока.
В-третьих, политика Трампа «Америка прежде всего» заставляет Штаты уменьшать своё вовлечение в глобальные и региональные процессы, позволяя другим конкурентам заполнять вакуум влияния. А что может быть лучше для россиян, чем Штаты, занимающиеся своими внутренними делами, да ещё и с президентом, обостряющим социальное напряжение в самом американском обществе.
В-четвёртых, действия Трампа, порождающие коллапс глобального порядка, лишь усиливает конфликтогенность регионов, а чем больше хаоса, тем лучше Россия будет маневрировать в урагане эмоций, войн, колебаний цен на нефть и т.д.
Поэтому, когда у нас в Украине говорят о промежуточных выборах в США сквозь призму нашего конфликта с Россией и санкционной политики Вашингтона, молясь на неё каждый день, все забывают, почему в Кремле были и остаются рады присутствию Трампа в Белом Доме. Дональд Трамп – не стратегический союзник Украины, потому что Украина опирается на глобальной порядок, который администрация в Штатах разрушает. А хаотичность и реалистичный подход Трампа к мировой политике лишь повышает шансы для РФ договориться с США и Китаем по разделу сфер влияния в мире, что также исключает из схемы Украину.
Однако украинское информационное пространство слишком микроскопично, провинциально и чересчур наивно, чтобы переваривать подобные идеи, остающиеся маргинальными, так как медийный мейнстрим создаётся не с подачи лидеров общественного мнения, политиков или журналистов, а спросом масс, хавающих то, что они хотят. Получается замкнутый круг.
Так и получается, что для Украины восхождение национал-популистских сил в Европе и других регионах мира – это не проблема мирового уровня, а банально происки Кремля. Санкции США против Ирана и многочисленные конфликты на Ближнем Востоке – это не процессы, напрямую затрагивающие экономическую и энергетическую стабильность Украины, а что-то далёкое, связанной с пресловутой борьбой «добра» и «зла» в лучших традициях глобального старого либерального дискурса, в котором пребывает Украина, сама того не осознавая.
Подобные искажения приводят к заведомо ошибочному восприятию мира, а затем к построению нереальной картинки, которую и хавают массы с экранов телевизоров или со страниц газет и журналов. А затем, когда Украина сталкивается с реальностью (Северный поток-2, конфликт с Венгрией, призывы ослабить санкции против РФ, поражение США в Сирии), наступает внезапное удивление, перерастающие в «зраду» и разочарование, традиционно отображающиеся на избирательных участках. Отсюда и проблема самоощущения нации и отсутствие какого-либо восприятия страны как элемента региональной или глобальной архитектуры безопасности и экономики.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
И напоследок. Летом этого года на свет вышла прекрасная компьютерная игра в жанре психологического триллера под названием «We Happy Few», настоящий, по моему мнению, шедевр канадской «Compulsion Games». Она рассказывает о мире-антиутопии Веллингтон-Уэллс, где всем запрещено грустить. Население добровольно-принудительно принимает таблетки под названием «Радостин» и окружающий его мир преображается в яркие нежно-розовые цвета. Главный игрок – клерк Министерства правды, которое регулирует принятие людьми таблеток и вырезает все плохие истории из газет и журналов. И вот однажды, он перестаёт принимать таблетки, и видит реальный мир, который уж очень сильно отличается от того, в котором он привык существовать.
Эта игра напомнила мне Украину, хоть и не в настолько мрачных тонах. Тем не менее, в ней прекрасно показана та болезнь, которой заражено наше общество, радостно принимающее таблетку, которая показывает ему то, что оно хочет видеть.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.