Стабилизация, которую режим Путина записывал себе в актив постепенно превратилась в стабилизец — процесс, который характеризуется закреплением доминирования крупного капитала, который стремится законсервировать сложившийся политический порядок в той или иной форме.
Как и в Украине, в России наблюдается ситуация, когда спайка высшей бюрократии и олигархов присваивает себе большую часть общественного продукта. Отличием является лишь то, что Россия имела большую «подушку» за счет экспорта углеводородов. Часть ренты уходила на различные социальные выплаты, другая на так называемые национальные проекты типа Сколково, которые с одной стороны создавали иллюзию некого качественного роста, а с другой стали кормушкой для сотен высших чиновников, которые дерибанили миллиарды долларов
Такая ситуация могла продолжаться ровно до того момента, пока нефтяная рента не начала уменьшаться из-за глобального экономического кризиса. При этом, как и в Украине, аппетиты верхов не уменьшились, тогда как аппетиты низов, привыкшего к потребительству в разных формах государство стало ограничивать. Это вызывает естественную негативную реакцию общества.
Собственно говоря, в России разворачивается абсолютно аналогичный процесс с Украиной, даже в более острой и радикальной форме – государство разрывает все коррупционные контракты, которые гарантировали стабильность режима Путина.
Первый коррупционный контракт заключался в том, что государство давало воровать на низовом уровне тем самым легитимизируя воровство на высшем. Вы воруйте и давайте нам – несущий столп политического режим в России последние 20 лет.
Второй несущий столп – социальные льготы, рудименты СССР, которые смягчали несправедливость в обществе. Простой гражданин барахтался в социальном болоте, но барахтался с иллюзией о бесплатном медицине и образовании.
Для партии, которой выпало быть правящей в разгар глубочайшего глобального экономического кризиса – это хороший результат.
Отказ коррупционных договоров убрал те стабилизаторы, которые не позволили в 90-е годы свалиться России и Украине в пучины гражданской войны.
Таким образом, в Украине и России созрела повестка по смене политических режимов появившихся после развала СССР. Глобальный экономический кризис плюс косность правящей верхушки плюс социальное неравенство плюс новые социальные группы являются теми факторами, которые формируют радикальную политическую повестку в Украине и России.
С этой точки зрения, события на Болотной площади, как и Майдан в Киеве – предвестники заката постсоветских режимов, которые не смогли сформировать новую повестку, актуальную для большинства социальных групп
Мы являемся свидетелями тектонического сдвига в массовом сознании, который приведет к качественным изменениям в перспективе 2-5 лет. Россия и Украина дошли до пределов утилизации советского наследия. Инфраструктура, системы образования и медицины, вооруженные силы, элиты выработали свой ресурс. Чтобы двигаться дальше нужно принципиальное форматирование государственной модели и вытекающая из этого смена правящей элиты. О перспективах этих процессов в следующем материале.