Никакая другая администрация в Вашингтоне с первых месяцев не “протекала” так сильно, как администрация Трампа, признавали редактора крупнейших газет.
Сначала утечки списывали на пережитков администрации Обамы, остававшихся на низких должностях. Позже, например из книги Майкла Вулффа стало понятно, что постоянные утечки — это в основном “сливы”, т.е. инструмент нескончаемых подковерных войн враждующих группировок в окружении президента.
Хотя глава администрации Джон Келли зачистил основных возмутителей спокойствия, в последние месяцы оказалось, что даже ближайшие люди — Майкл Коэн и Омароза Маниголт записывали разговоры с президентом.
В начале сентября Белый дом вновь потрясли две публикации, основанные на утечках из ближнего круга Дональда Трампа. И это утечки нового порядка.
Сначала Washington Post опубликовала выдержки из ожидаемой 11 сентября книги ветерана американской журналистики Боба Вудвэрда. В ней высокопоставленные представители окружения называют президента в лучшем случае подростком, в худшем — патологическим лжецом и идиотом.
“Центральная тема книги — скрытые махинации людей из ближайшего окружения Трампа, пытающихся контролировать его импульсы и предотвращать катастрофы, как для него самого, так и для страны”, — пишет WP.
Как показывает автор, для достижения этих целей чиновники администрации готовы игнорировать приказы главнокомандующего. Как, например, генерал Мэттис. Рассчитывая, что Трамп через некоторое время забудет или передумает убивать Асада. Так и получилось.
Или воровать с президентского стола документы “на подпись”. Как это делал Гэри Кон, спасая торговые соглашения с Южной Кореей и NAFTA, рассчитывая на то, что президент забудет или передумает разрывать эти договора. Так и вышло.
Хотя книга Вудвэрда вряд ли рассказывает что-то принципиально новое об администрации Трампа, это самый болезненный удар по сравнению со всеми предыдущими расследованиями и книгами из-за сильнейшей репутации автора, в свое время вместе с Карлом Бернстайном успешно раскрывшего проделки Ричарда Никсона вокруг скандала с Уотергейтом.
Репутация и щепетильность в отношении фактов позволяют Вудвэрду полагаться непосредственно на первоисточники. Как отмечают читавшие книгу журналисты, много информации и документов, которые раскрывает журналист он мог получить только от самих высших чиновников администрации. Известно, что Боб записывает разговоры с источниками на аудионосители.
Но если книга Вудвэрда хотя бы ожидалась, публикация New York Times от 5 сентября стала настоящим сюрпризом.
Ремейк Deep Throat-2
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
New York Times в нарушение собственных традиций опубликовала анонимку от некоего высокопоставленного чиновника администрации президента Трампа. Только несколько человек в самой газете знают имя автора.
В публикации I Am Part of the Resistance Inside the Trump Administration, автор, по сути, вторит тезисам из книги Вудвэрда от первого лица (правда, анонимного).
Чиновник прямо называет Дональда Трампа глубоко аморальным человеком, а некоторых сотрудников его администрации невоспетыми героями, усердно работающими изнутри, чтобы саботировать часть его политической повестки и пресечь худшие наклонности президента”. Участником этого тайного фронта сопротивления называет себя автор статьи.
Как отмечается в тексте, сотрудники администрации даже рассматривали возможность запуска процедуры отстранения президента по 25-й поправке, предполагающей физическую или ментальную недееспособность президента.
“Президент буквально может менять мнение по важным политическим вопросам ежеминутно… Встречи с ним отклоняются от темы и выбиваются из колеи, он пускается в повторяющиеся тирады…Его импульсивность приводит к полузрелым, основанным на плохой информированности, и часто безрассудным решениям”, — говорится в статье.
Анонимный автор подчеркивает, что участники внутреннего сопротивления — это отнюдь не “левое” оппозиционное движение. Подполье, так сказать, “присматривающие взрослые”, помогают реализовывать каноническую консервативно-республиканскую повестку:
“Несмотря на то, что Трамп был выбран республиканским кандидатом, он противоречит консервативным идеалам: свободным умам, свободной торговле и свободным людям”. (О том, как Трамп вступает в идеологический конфликт с традиционной регионально-партийной повесткой мы писали в статье Американские нации в эпоху Дональда Трампа).
Анонима тут же полушутя назвали новым Deep Throat, ссылаясь на анонимный высокопоставленный источник Вудвэрда и Бернстайна, помогавший разоблачать Никсона по делу Уотергейта, названный так в честь популярного в то время новаторского кинофильма.
Как известно, бывший при Никсоне замом главы ФБР Марк Фелт отрицал, что он и есть Глубокая Глотка десятки лет до самой своей смерти, но мало кто в Вашингтоне считает, что в нынешнем политическом и медийном климате таинственность продлиться хотя бы месяц.
Но проблема, конечно, не в одной Глубокой Глотке. Как пишет Axios, после публикации в NYT несколько высокопоставленных чиновников администрации обратились в редакцию и заявили, что автор “снял слова с их языка”. “Здесь десятки и десятки таких”, — говорится в тексте.
Статья застигла Трампа и Белый дом врасплох и вероятно, усилила паранойю президента. Друг президента заявил WP, что Трамп теперь доверяет только своим детям.
В анти-трамповском лагере восприняли анонимный выпад холодно. Немногие республиканские противники Трампа, которые публично осмеливались пойти против течения называют изложенную позицию партизан в Белом доме трусливой.
Пока в Белом доме составляют списки потенциальных “крыс” (но кто знает, не составляют ли сами “крысы” эти списки?), в среде демократов и либеральных медиа, хотя и радуются расколу и новому хаосу в Белом доме, относятся к героизации сопротивления скептически. Подрыв работы президента принципиально осудил даже Барак Обама, призвав недовольных выступить публично, в виде отставок и заявлений.
Отреагировал на публикацию в NYT и сам Дональд Трамп:
“Deep State и Левые, с помощью своего проводника — Fake News Медиа, сходят с ума, они уже не знают, что делать!”, — написал он в своем твиттере 6 сентября.
Действительно, в этой части истории Deep Throat встречает Deep State.
Одушевление Deep State
К вере в конспирологические теории склонны люди разных политических ориентаций. Например, в заговор, связанный с распылением токсичных химикатов с десятков тысяч пассажирских самолетов (Химтрейл) для воздействия на здоровье и умы людей полностью верят 10% американцев, и 20-30% допускают что теория может быть в чем-то правдой. При этом исследователи не выявили явных политических корреляций среди сторонников теории. Также известно, что конспирологические теории вокруг терактов 11 сентября изначально развивали крайне-левые, но позже их подхватили и правые.
Как отмечают исследователи, главный фактор, который усиливает склонность людей к восприятию конспирологических идей — упадок веры в политические институты. Общее правило: чем меньше человек доверяет институтам, тем больше он склонен поверить в конспирологическую теорию.
(К слову, согласно опросу 2013 года, колоноскопия и Чингисхан среди американцев оказались популярнее, чем Конгресс).
В то же время, есть теории заговора, в которые более склонны верить сторонники левых и правых взглядов. В каком-то смысле левая идеология это и есть одна большая теория заговора в разных вариациях, где находящееся при власти и деньгах меньшинство всегда строит козни против большинства.
Правые вынуждены проявлять на ниве конспирологии большую изобретательность.
За последние годы, благодаря развитию интернета (особенно соцсетей и Youtube) и двум срокам нереспубликанского президента, на правом фланге расцвели десятки системных конспирологических теорий. Вот некоторые из них:
Заговор по вводу единых стандартов школьного обучения в разных штатах (на самом деле — рекомендаций), который якобы нацелен на воспитания в детях ценностей коммунизма, гомосексуализма, атеизма и глобализма.
Планы федерального правительства по введению военного положения под прикрытием военных учений.
(В 2015 году эту популярную и в прошлые годы тему помогала раскручивать Россия. В результате вызванного хайпа, губернатор Техаса приказал Национальной Гвардии штата пристально следить за ходом учений в Jade Helm. Некоторые сенаторы и конгрессмены также давали туманные комментарии в духе “нужно задать военным вопросы”, усиливая паранойю).
Agenda 21 — заговор глобалистов в ООН, чтобы под прикрытием защиты окружающей среды создать мировое тоталитарное правительство.
Теория о планах правительства по отбору легального оружия у граждан. Массовые убийства в школах создаются, как предлог для отъема оружия у американцев.
Северо-Американский союз — планы федерального центра предать американский суверенитет ради союза с Канадой и Мексикой, также введя единую валюту — Амеро.
Очень популярная теория про исламский заговор о введении Шариатских судов в США. В результате, к 2015 году 9 штатов приняли законы о запрете Shariah law в судах США, несмотря на то, что ничего подобного при действующей Конституции и быть не может.
Заговор возглавляемых евреями международных элит по подрыву американской финансовой системы, манипулируя своим карманным ФРС с целью создания мирового правительства, контролирующего все мировые финансы.
Крайне живучая конспирологическая теория о 600-800 концентрационных лагерях, построенных на территории США (некоторые с газовыми камерами), которые будут активированы при введении военного положения олигархами в DC, когда они получат команду от своих кукловодов из ООН.
Заговор властей, покрывающих десятки тренировочных лагерей исламистов на территории США.
Все эти теории нельзя списать на причуды маргинальной публики. Прямо или косвенно все они охватывают миллионы людей, отражаются в словах популярных комментаторов (для многих это отличный бизнес), регулярно проскакивают у пытающихся набрать дешевых баллов политиков или даже находят отклик в местном законодательстве.
С одной стороны, многие правые конспирологические теории вписываются в общую идеологическую канву консерваторов, выступающих за сокращения вмешательства федерального центра во всех его проявлениях и максимальную дерегуляцию.
Но также и многие теории касаются страха предательства суверенитета в пользу некоего глобального центра. Вероятно, это не в последнюю очередь связано с крайне негативным восприятием итогов внешней политики интервенционалиста Джорджа Буша-младшего и его неоконсервативной администрации, что перевернуло чашу весов на правом фланге в пользу анти-глобализма, до того свойственного крайне-левым.
Именно с защитой элитами этого глобалистского курса связана так обожаемая Кремлем теория заговора вокруг Deep State.
Это теория заговора о том, как не избранные народом представители истеблишмента из разведсообщества, армии, внешнеполитического корпуса и финансов тайно манипулируют курсом правительства. Согласно опросу ABC в 2017 году 48% американцев ответили, что Deep State, по их мнению, существует.
Теория Глубинного Государства, как правило, не учитывает, что хотя профессиональные бюрократы в различных сферах, конечно, имеют свои некоторые групповые интересы и ценности, эти группы также имеют конкуренцию внутри своих организаций и конкурируют между собой.
Скандальные выдержки из книги Боба Вудвэрда и сенсационная колонка в NYT наверняка нанесли удар ниже пояса по самолюбию Трампа и пожалуй, похоронили бы карьеру любого другого президента. Но для президента Трампа это одновременно и подарок небес — мощнейший аргумент о существовании Deep State и конкретном заговоре против него.
Вышедшие в начале сентября публикации станут бриллиантом в короне нынешней конспирологической теории Trump vs Deep State, про которую уже давно не устают говорить про-трамповские комменаторы Fox News и написаны целые бестселлеры.
Согласно этой концепции, с самого начала Трампа пытаются очернить с помощью досье К. Стила, к созданию которого приложились представители республиканской и демократической партии, чиновники Минюста, шпионы британских спецслужб и ФБР.
Затем, гласит история, после увольнения главы ФБР Минюст назначил “спецпрокурора”, который устраивает широкомасштабную охоту на ведьм среди функционеров бывшей избирательной кампании президента и создает предлог для его импичмента.
Кроме того, президенту объявили войну представители элиты спецслужб, например, экс-глава ЦРУ Джон Бреннан, у которого едва ли не на лбу написано “Deep State”. Конфликт с Бреннаном вылился в лишение его “допуска” к секретным материалам (как правило сохраняемый за топ-чиновниками для возможности консультаций с ними при необходимости). В ответ, в знак протеста против этого шага с открытым коллективным осуждением выступили чуть ли не все экс-шишки разведсообщества — явный признак войны с Deep State!
(Кстати, согласно узкой конспирологической теории, действительно владеющий арабским языком Бреннан — тайный исламист, при том обративший многих топов ЦРУ в Ислам. И да, Барак Обама тоже тайный исламист).
Добавим, что ветеран контрразведки ФБР Питер Страк, курировавший расследование по поводу домашнего сервера Хиллари Клинтон и начало расследования о возможных российских связях Трампа с РФ, явно не ждал, что внутреннее расследование Минюста будет изучать его личную переписку с любовницей, где самое мягкое, что он говорит о Трампе — “идиот”.
Смс-ка со словами Cтрака “Мы его остановим”, (по словам агента, он так прокомментировал скандальный выпад Трампа против отца погибшего в Ираке американского военного-мусульманина во время предвыборной кампании, случившийся в тот день), была сильнейшим доказательствам усилий Deep State против Дональда Трампа. Сильнейшим до момента публикации цитат из книги Боба Вудвэрда и анонимной статьи о “внутреннем сопротивлении” в NYT, прямо признающих подрывную политику против легитимного президента.
Эти публикации не заставили Конгресс пойти на конфронтацию с Трампом, влияние волшебного твита которого на возможность переизбрания сенаторов и конгрессменов по-прежнему колоссально, как на праймериз, так и на самих промежуточных выборах в ноябре. Это значит, что Трамп, обладающий паранормальной способностью выдерживать удары, сможет прийти в себя, перегруппироваться и с новой силой перейти в контратаку, мобилизируя сторонников против своего “чудовища Франкенштейна”, мифического Deep State.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» вFacebook