Но, как говорится, кто старое помянет…
Прошли десятилетия. Государства Восточной Европы после Второй мировой войны успели объединиться в оборонительный союз – Организацию Варшавского договора, став «оплотом мира и социализма», а затем, с развалом СССР, благополучно и без излишних угрызений совести стали «оплотом демократии» уже в рамках НАТО. В их числе была и Венгрия.
{advert=1}
Казалось бы, живи и радуйся собственным успехам в строительстве европейского дома. Но тени прошлого не дают венграм покоя.
23 августа сего года министры юстиции стран — членов Евросоюза подписали в Варшаве декларацию по случаю «Европейского дня памяти жертв тоталитарных режимов». В ней есть и такие строки: «…их страдания не пропадут в безвестности, их права будут признаны, а виновники предстанут перед правосудием».
Что ж, если такие режимы в странах — членах Евросоюза были и были их жертвы, надо разбираться, судить. Однако после принятия декларации у венгерских политиков началось «осеннее обострение». Их не интересовали «жертвы режимов» Матьяша Ракоши, Эрнё Герё, Яноша Кадара. В Венгрии было начато расследование «военных преступлений», совершённых военнослужащими Красной Армии в конце Второй мировой войны… Национальное следственное управление объявило, что пока проводится расследование одного факта: расстрела 22 марта 1945 года 32 жителей деревни Оласфлау, расположенной в Задунайском крае.
Назвать эти действия венгерской стороны восстановлением исторической справедливости сложно. Зато легко обнаружить политическую подоплеку.
Пока следователи опрашивают свидетелей «преступлений красноармейцев» и пытаются, спустя почти семь десятилетий, составить их фотороботы, перевернем некоторые страницы венгерской истории.
{advert=2}
Венгрия была верным союзником гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны. Она воевала с Советским Союзом с 27 июня 1941 года по 12 апреля 1945 года, практически всю войну. На Восточном фронте венгерские войска насчитывали до 205 000 военнослужащих.
Уже в первый месяц войны Венгрия отправила на Восточный фронт подвижный корпус общей численностью более 40 000 человек. В ходе боёв с советскими войсками корпус потерял 26 000 человек, 90 % своих танков и более 1000 единиц автотранспорта и 6 декабря 1941 года вернулся в Будапешт. Однако Германия требовала от союзников все новых усилий, и Венгрия отправила на Восточный фронт 2-ю венгерскую армию. К середине 1942 года в соединения и части венгерской армии набирались уже не только венгры, но и румыны из Трансильвании, словаки из Южной Словакии, украинцы из Прикарпатской Украины и сербы из Воеводины.
12 января 1943 года советские войска форсировали по льду реку Дон и прорвали оборону венгерских войск. Началось беспорядочное отступление венгерской армии. Во время своего бегства на запад венгры лишились большей части войскового имущества и потеряли 148 тысяч солдат и офицеров. В числе погибших был и старший сын регента Королевства – Миклош Хорти. Это было самое крупное поражение венгерской армии за всю историю ее существования. Девиз Венгерской Королевской Армии «Цена венгерской жизни – советская смерть» не оправдался. Обещанное Германией вознаграждение в виде крупных земельных наделов в России для особо отличившихся на Восточном фронте венгерских солдат выдавать практически было некому.
После разгрома остатки частей и соединений 2-й армии вернулись в Будапешт или в качестве охранных частей дислоцировались на Украине.
Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз
Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Таков был бесславный, трагический финал гонведов с излучины Дона.
Однако точку в нашем повествовании ставить рано. В ряде венгерских печатных и электронных изданий ныне появились материалы, восхваляющие «подвиги» солдат и офицеров венгерской армии, совершенные ими на территории России в годы Второй мировой войны (1).
Завершая один из таких рассказов, автор утверждал: «В течение десятилетий диктатуры нельзя было согласно заслугам исследовать деятельность и результаты 2-й венгерской армии. Мы постарались показать обстоятельства — холод, недостаточное обмундирование и вооружение, их выдержку – ведь они воевали на территории чужого государства, временами совершая героические поступки, и то, что им не за что было стыдиться» (2).
Оспаривать заявление автора по поводу «десятилетий диктатуры» в Венгрии не буду. Повторюсь, это дело венгров и Венгрии, сугубо национальное. То, что пришли гонведы врагами, захватчиками на советскую землю и нашли здесь бесславный конец, подтверждаю. А вот по поводу «героических поступков» и того, что «им не за что было стыдиться», позвольте усомниться.
Венгерские военнослужащие участвовали в многочисленных карательных операциях на территории нынешних России, Беларуси, Украины. В российских архивах хранится немало документов, свидетельских показаний о преступлениях военнослужащих венгерской армии на оккупированной территории. Они крайне жестоко обращались и с местным населением, и с советскими военнопленными.
31 августа 1942 года начальник Политуправления Воронежского фронта генерал-лейтенант С.С. Шатилов направил донесение начальнику Главного политуправления Красной Армии А.С. Щербакову о зверствах фашистов на воронежской земле. Приведу этот документ:
«Доношу о фактах чудовищных зверств немецких оккупантов и их венгерских холуев над советскими гражданами и пленными военнослужащими Красной Армии.
Частями армии, где начальником политотдела тов. Клоков, освобождено от мадьяр село Щучье. После того, как из села Щучье были изгнаны оккупанты, политрук Попов М. А., военфельдшеры Коновалов А. Л. и Червинцев Т. И. обнаружили следы чудовищных зверств мадьяр над гражданами села Щучье и пленными красноармейцами и командирами.
Лейтенант Салогуб Владимир Иванович, будучи раненым, был захвачен в плен и зверски замучен. На его теле обнаружено более двадцати (20) ножевых ран.
Младший политрук Большаков Федор Иванович, тяжело раненный, попал в плен. Кровожадные разбойники издевались над неподвижным телом коммуниста. На руках его были вырезаны звезды. На спине несколько ножевых ран.
Санинструктор Виленский в бою был тяжело ранен и подобран гражданкой Горбачевой Акулиной. Мадьяры узнали об этом, пришли к нему и спросили: «Рус наш?» Молодой патриот ответил отрицательно. Тогда мадьяры взяли Виленского вместе с постелью, на которой он лежал, и живым зарыли в яму.
На глазах всего села был расстрелян мадьярами гражданин Кузьменко за то, что у него в хате нашли 4 патрона.
Как только гитлеровские холопы ворвались в село, так сразу же стали забирать всех мужчин от 13 до 80 лет и угонять в свой тыл.
Более 200 человек было вывезено ими из села Щучье. Из них расстреляли за селом 13. В числе расстрелянных оказались Пивоваров Никита Никифорович, его сын Пивоваров Николай, Зыбин Михаил Николаевич, заведующий школой; Шевелев Захар Федорович, Коржев Николай Павлович и др.
У многих жителей были отняты вещи и скот. Фашистские бандиты угнали 170 коров и более 300 овец, отнятых у граждан. Многих девушек и женщин изнасиловали…
Акт о чудовищных зверствах гитлеровцев вышлю сегодня же» (3).
А вот написанные от руки показания крестьянина Антона Ивановича Крутухина, проживавшего в Севском районе Брянской области: «Фашистские сообщники мадьяры вступили в нашу деревню Светлово 9/V-42. Все жители нашей д[еревни] спрятались от такой своры и они в знак того, что жители стали прятаться от их , а те которые не сумели спрятаться, они их порасстреляли изнасильничали несколько наших женщин. Я сам старик 1875 г. рождения был также вынужден спрятаться в погреб…. По всей д[еревне] в ней шла стрельба, горели постройки, а мадьярские солдаты грабили наши вещи, угоняя коров, телят» (4).
.
20 мая венгерские солдаты в колхозе «4-й Большевистский сев» арестовали всех мужчин. Из показаний колхозницы Варвары Федоровны Мазерковой: «Когда увидели мужчин нашей деревни, то они сказали, что это партизаны. И этого же числа, т.е. 20/V-42 схватили моего мужа Мазеркова Сидора Бор[исовича] рождения 1862 и сына моего Мазеркова Алексея Сид[оровича], год рождения 1927 и делали пытки и после этих мучений они связали руки и сбросили в яму, затем зажгли солому и сожгли в картофельной яме. В этот же день они не только моего мужа и сына, они 67 мужчин также сожгли» (5).
{advert=3}
«Это было в мае м-це 28 дня 42 года, — пишет в своих показаниях жительница Орлии Слободки Евдокия Ведешина, — я и почти все жители ушли в лес. Туда следовали и эти головорезы. Они в нашем месте, где мы (далее в тексте неразборчиво. – Д.Б.) с своими людьми, расстреляли и замучили 350 человек в том числе и мои дети были замучены, дочь Нина 11 лет, Тоню 8 лет, маленький сын Витя 1 год и сын Коля пяти лет. Я осталась чуть жива под трупами своих детей» (6).
Брошенные жителями, бежавшими от венгерских карателей, деревни выжигались. Жительница деревни Светлово Наталья Алдушина писала: «Когда мы возвратились из лесу в деревню, деревню нельзя было узнать. Несколько стариков, женщин и детей были зверски убиты фашистами. Дома были сожжены, скот крупный и мелкий был угнан. Ямы, в которых были закопаны наши вещи, были откопаны. В деревни не осталось ничего, кроме черного кирпича» (7).
Таким образом, только в трех русских деревнях Севского района за 20 дней венграми было убито не менее 420 мирных жителей. И это не единичные случаи районного масштаба.
В июне — июле 1942 года части 102-й и 108-й венгерских дивизий совместно с немецкими частями принимали участие в проведении карательной операции против брянских партизан под кодовым названием «Vogelsang». В ходе операции в лесах между Рославлем и Брянском карателями было убито 1193 партизана, 1400 ранено, 498 захвачено в плен, выселено более 12 000 жителей (8).
Венгерские подразделения 102-й (42-й , 43-й , 44-й и 51-й полки) и 108-й дивизий принимали участие и в карательных операциях против партизан «Nachbarhilfe» (июнь 1943 года) под Брянском и «Zigeunerbaron» в районах нынешних Брянской и Курской областей (16 мая — 6 июня 1942 года). Только в ходе операции «Zigeunerbaron» карателями было уничтожено 207 партизанских лагерей, 1584 партизана было убито и 1558 взято в плен (9).
Учитель истории из села Новосергеевка Климовского района Брянской области М. С. Говорок свидетельствовал: «В наших лесах отряд (100 человек) под командованием Николая Попудренко вел бои с дислоцированной здесь 105-й венгерской пехотной дивизией Алдя Золтана, которая славилась особой жестокостью в борьбе с партизанами… В начале июля венгры решили покончить с ними и стянули сюда крупные силы, заблокировав отряд в Софиевском лесу. Кровавая битва продолжалась несколько дней и ночей. В последнем отчаянном порыве партизанам с большими потерями удалось вырваться из блокады…
Противник от такой наглости партизан просто озверел. В деревне Парасочки 7 июля в течение нескольких минут было расстреляно 83 человека — старики, женщины, дети, даже грудные. Целые семьи (Сапуто Евдокия и её 6 детей, Ирлица Фекла Яковлевна и ее 6 детей и т.д.). Жертвы были и в деревне Важице – 42 человека. Это надо же быть такими нелюдями, чтобы даже детей не пощадить! Данных о точном количестве погибших нет, в то время было много беженцев без документов. Наши деревни повторили судьбу белорусской Хатыни» (10).
Венгерские войска отличались жестоким обращением не только с партизанами и мирным населением, но и с советскими военнопленными. Так, в 1943 году при отступлении из Чернянского района Курской области «мадьярские воинские части угоняли с собой содержащихся в концлагере 200 человек военнопленных бойцов Красной Армии и 160 человек советских патриотов. В пути следования фашистские варвары всех этих 360 человек закрыли в здании школы, облили бензином и зажгли. Пытавшихся бежать расстреливали» (11).
Если венгерскую сторону не в полной мере удовлетворяют свидетельства очевидцев и документы из российских архивов, можно ознакомиться с документами о преступлениях венгерских военнослужащих в годы Второй мировой войны из зарубежных архивов, например израильского архива Яд ва-Шем национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма в Иерусалиме. Только эти материалы – не для слабонервных.
«12 — 15 июля 1942 г. на хуторе Харькеевка Шаталовского района Курской области солдатами 33-й венгерской пехотной дивизии было захвачено четверо военнослужащих Красной Армии. Одному из них, старшему лейтенанту П.В. Данилову, выкололи глаза, прикладом винтовки сбили на бок челюсть, нанесли 12 штыковых ударов в спину, после чего в бессознательном состоянии зарыли полуживым в землю. Трех красноармейцев, имена которых неизвестны, расстреляли» (12).
Жительница города Остогожска Мария Кайданникова видела, как венгерские солдаты 5 января 1943 года загнали группу советских военнопленных в подвал магазина на улице Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики. Заглянув в окно, Кайданникова увидела чудовищную картину: «Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнем, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костер. Вдруг пленный опять задергался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык» (13).
Значительное количество военных преступлений венгерских войск на территории ряда областей Российской Федерации зафиксировано Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК).
Вот такие «героические поступки» совершали венгерские военнослужащие на российской земле в годы Второй мировой войны. Похоже, сегодня пришла пора напомнить некоторым «забывчивым» политикам в Венгрии, что срок давности не распространяется на военные преступления, преступления против мира и человечности, совершенные венгерскими военнослужащими – союзниками гитлеровских захватчиков в годы войны на территории ряда оккупированных российских областей. И счет венгерским военным преступникам и карателям, которые ещё живы, предъявит не только история!
Прошу считать эту мою статью официальным обращением в Национальное следствие управление Венгрии, проводящее расследование военных преступлений в годы Второй мировой войны. Думаю, все необходимые документальные материалы, которые могут понадобиться венгерской стороне для воссоздания полной картины преступлений венгерских военнослужащих на территории оккупированного СССР, российская сторона предоставит.
1) Környei István. Katonasors 2. Egy honvéd naplója (1942. október 12. — 1943. április 23.) Kráter Műhely, 2008;http://www.magyarhirlap.hu/hatter/egy_honved_naploja_a_donkanyarbol.html
2) http://karpatinfo.net/belfold/2010/02/21/hoseinket-nem-feledhetju 3)http://istram.ucoz.ru/publ/voennyj_voronezh/zverstva_fashistov_na_voronezhskoj_zemle/52-1-0-488
4) ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л. 561-561об.
5) ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л. 543-543об.
6) ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л. 488-488об.
7) ГАРФ. Ф. Р-7021. Оп. 37. Д. 423. Л.517.
8) Залесский К. Командиры национальных формирований СС. — М.: АСТ; Астрель, 2007. с. 30
9) http://bratishka.ru/archiv/2009/4/2009_4_10.php
10) Лебедев Н. Здесь каждая сосна носит в себе свинец// «Литературная газета» № 25(6229). 17 июня 2009 г.
11) «Огненная дуга»: Курская битва глазами Лубянки. М., 2003. С. 248.
12) Архив Яд ва-Шем. М-33/497. Л. 53.
13) Архив Яд ва-Шем. М-33/494. Л. 14.
iihttp://www.magyarhirlap.hu/hatter/egy_honved_naploja_a_donkanyarbol.html
Источник: Фонд стратегической культуры