После трагического пожара в Одессе, в результате которого погибли дети, правительство, наконец, вспомнило, что в стране не все в порядке с нормами безопасности. Но ничего другого, кроме как закрыть учреждения и предприятия где такие нарушения существуют, правительство не придумало. Логичное решение, которое, если реализовать его немедленно, может привести к коллапсу страны.
20 сентября вице-премьер, министр регионального развития и ЖКХ Украины Геннадий Зубко на своей странице в социальной сети Фейсбук после пожара в детском лагере «Виктория» (Одесса) предложил закрывать все предприятия и учреждения, которые не выполняют предписания ГСЧС Украины:
«Предприятия и организации, которые не выполняют предписания от ГСЧС Украины, должны останавливаться! Предложил Правительству подготовить протокольное поручение, и вынести это решение на комиссию регионального штаба по техногенным ситуациям. Такое решение необходимо — трагедия в Одесском детском лагере «Виктория» это доказала. Есть случаи, когда в течение полгода-года, предписания от ГСЧС по результатам плановых и внеплановых проверок не выполняются».
Анализируя ситуацию с пожаром в Одессе, в словах вице-премьера есть логика. Но насколько это возможно воплотить в жизнь? В этом как-раз и кроется главная загвоздка. Потому что по самым оптимистическим оценкам, если практически реализовать предложение вице-премьера, то в Украине одномоментно может остановиться добрая половина экономики.
И не только предприятия и организации придется останавливать и закрывать, но и перекрывать мосты, путепроводы, другие объекты инфраструктуры.
В Украине давно сложилась печальная традиция, когда предписания ГСНС игнорируются. В реальной жизни это выглядит следующим образом. Приходит на какой-то объект представитель ГСЧС, выписывает предписание исправить в определенный срок нарушение. Предприятие это не делает в силу разных причин. Проходит какое-то время, представитель снова появляется, снова пишет постановление об исправлении… и так до бесконечности пока не случается беда, гибнут люди, уничтожается имущество.
Украинский бизнес предпочитает экономить на пожарной техногенной безопасности. Во-первых потому, что это лишние затраты, во-вторых, потому что всегда можно договориться, либо игнорировать подобное требование и, в-третьих, все всегда думают, что чрезвычайные ситуации происходят где-то там у других, а с тобой такое никогда не произойдет.
Возьмём в качестве примера следующий аспект. Статьей 53 Кодекса гражданской защиты Украины предписывается обязательное оборудование объектов повышенной опасности автоматизированными системами обнаружения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения населения в случае их возникновения. Но, что мы имеем по факту?
По данными ГСНС, по состоянию на конец 2016 года в Украине полностью оборудованы (приняты в эксплуатацию) упомянутыми выше системами только 8% или 481 из необходимых 6108 объектов. Например, в такой промышленно развитой области как Днепропетровская этот показатель не выше 1%. И, естественно, на каждый из этих объектов приходил в свое время представитель ГСЧС и оставлял предписание.
Помните ситуацию с Шулявским путепроводом в Киеве? Согласно упомянутой норме законодательства этот объект обязан оборудоваться подобной системой. Она должна сигнализировать о малейших изменениях (отклонениях от проектных норм и т.п.) и, таким образом, предупреждать население и собственника о возможных катастрофических последствиях. Но её там не было, поэтому часть конструкции просто обвалилась и слава богу никого не покалечила.
Кроме путепроводов и эстакад в Киеве, например, есть мосты через Днепр. Из 5 автомобильных, по данным эксперта-мостостроителя Георгия Росновского, в срочном ремонте нуждаются 3. И, к сожалению, ни один из них не оборудован подобной системой оповещения. Хотя должны были бы. Всего же в Украине насчитывается 17 тысяч мостов и путепроводов, из которых около 9 тысяч находятся в аварийном состоянии.
Среди главных нарушителей только этой нормы законодательства, как ни странно это звучит, именно государство в лице центральной и местной властей, государственных предприятий и т.п. Т.е., устами министра Зубко государство сокрушается, что игнорируются требования и предписания ГСЧС, а на практике само же их и нарушает. Например, в составе «Укроборонпрома» более 100 предприятий. Ни одно не оборудовано автоматизированными системами обнаружения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения населения в случае их возникновения. То же касается и «Укрзализныци».
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Если же брать в комплексе состояние безопасности, то ситуация будет еще печальнее. Вот и получается, что если на практике воплотить в жизнь инициативу Геннадия Зубко, то в стране останутся только единицы работающих предприятий, организаций, объектов инфраструктуры.
Это не значит, что автор этого материала призывает ничего не делать для улучшения ситуации (пожарной, техногенной и т.п.). Просто хотелось бы обратить внимание на неосведомленность высших должностных лиц в реальной ситуации в этой сфере.
К этой проблеме нужно подходить комплексно и стратегически. С одной стороны, гарантировать исполнение предписаний ГСЧС, а, с другой стороны, дать реальную возможность и инструмент их исполнения. И только потом действовать так как предлагает господин Зубко. Иначе это чистой воды популизм, который не решит реальные проблемы, а создаст новые.