В связи с этим некоторые питают несбыточные надежды о быстрой демократизации после очередной революции. Другие уже нервно потирают руки в предвкушении использования взрыва народного гнева как своего трамплина во власть.

{advert=1}

Не питая иллюзий относительно ускоренной демократизации и не стремясь во власть, хотелось бы акцентировать внимание на угрозах социального взрыва для гражданского общества и реальной, а не дутой демократизации.

Дело в том, что для реальных власть предержащих, т.е. для формирующейся аристократии, а не для тех, с трудом говорящих голов, которые формально считаются первыми лицами, грядущая волна народного гнева может стать удобным поводом формализовать свой статус. Как высшего сословия и одновременно статус бывших граждан, как низшего сословия — нищего и бесправного. Бросить, наконец, играться в демократию с евроинтеграцией, ликвидировать любую неопределённость избирательных кампаний и сократить затраты на раскрутку карманных политиков — тех самых говорящих голов.

Сделать это достаточно просто– всего-то во время волны гражданского протеста спровоцировать волну спонтанного насилия, решительно подавить бунтовщиков, а заодно и всех остальных оппонентов режима. После этого под риторику о сохранении безопасности государства и борьбы с экстремистами можно отменять выборы, вводить пожизненную депутатскую неприкосновенность, закручивать гайки интернету и вообще вить верёвки из страны. А если это совпадёт со следующим экономическим обвалом и выходом западного кризиса за преимущественно экономические рамки и объективной необходимостью в быстрых и жестких действиях, то откат естественного и объективного, но очень медленного процесса демократизации Украины может занять десятилетии. И будет он существенно большим, чем в 2010 году.

При этом совершенно необязательно сразу сталкивать протестующих, например, с внутренними войсками. Проще на них сначала напустить штурмовые отряды, которые существуют при каждой приличной финансово-промышленной группе (олигархической семье) или предварительно выращенные радикальные группировки. Если это вдруг не получится, то можно стравить между собой протестующих из разных регионов, говорящих на разных языках и имеющих разные исторические традиции. А после того, как посыплется стекло витрин, запылают автомобили, и прольётся первая кровь, внутренние войска будут уже не подавлять протест гражданского общества, а восстанавливать законность и порядок, защищая страну от бесчинств экстремистов и разгула криминалитета.

Не знаю, какой конкретный сценарий будет реализован. Однако, представляется, наивным предполагать что формирующаяся аристократия станет повторять свои ошибки времён Майдана 2004 года. Более того, при таком поле возможностей грядущий социальный взрыв вполне может быть заранее, т.е. уже сейчас направляться властью. Это не имеет отношения к теории заговора – просто люди, считающие себя основателями новых аристократических родов, имеют свои общие интересы и согласовывают свои действия.

Противопоставить этому можно только самоорганизацию людей, не желающих становится низшим сословием. Самоорганизацию не на политическом, а не гражданском уровне. Не вокруг какого-либо политика, а для защиты своих гражданских, социальных и если хотите, своих шкурных интересов.

Применительно к акциям массового протеста эта самоорганизация должна обеспечить:

§ минимизацию угрозы перерастания мирных массовых акций гражданского протеста в кровавый бунт, не только бессмысленный и беспощадный, но также инспирируемый действиями профессиональных провокаторов и современных Гапонов

§ разработку и координацию проведения новых форматов акций гражданского протеста

Но зачем нужны новые форматы, если есть Майдан? Тем более, что последний Майдан предпринимателей показал давно прогнозируемую эволюцию в направлении меньшего национализма, меньшей политизации и большей социальной направленности. Кроме того, предприниматели доказали, что Майдан это не уникальное событие, не революция, а начало формирования традиции прямой демократии.

Популярні новини зараз

Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Но Майданы это артиллерия большой мощности в главном долгосрочном политическом конфликте Украины — процессе противостояния формирования современного сословного общества с одной стороны и демократического общества с другой. У формирующейся аристократии есть свои говорящие головы на высших постах, есть аппарат насилия, формально принадлежащий государству, а фактически первой сотне самых богатых семейств страны, есть контроль над СМИ и прикормленной частью интеллигенции.

В ответ на это у народа есть Майдан. Майдан, который делает граждан страны разного этнического происхождения, говорящих на разных языках, имеющих разные культурные, религиозные и исторические традиции одной политической нацией, одним народом. Но Майданы не могут быть частыми. Они предъявляют слишком жесткие требования для потенциальных участников. Мало кто может оставить свои семьи и работы и на многие недели за свои средства приехать в Киев, чтобы спать неделями в палатках на морозе. Очевидно, что уже сформировалась потребность в более лёгкой форме массового гражданского протеста. Поэтому хочу предложить всем демократически настроенным гражданам новую форму массового гражданского протеста.

{advert=2}

В России регулярно проходят марши не согласных. В качестве альтернативы возникла идея проведения акции протеста в обратной форме – марш согласных! Это мирная неполитическая акция гражданского протеста в форме шествия (пикета) благодарных избирателей. Она проводится не политиками и не для политиков. Митинга не будет вообще, партийной символики и мегафонов тоже. Ежели у кого они появятся, то это будет означать что, этот человек есть провокатор, никакого отношения к участникам акции не имеющий.

Главным действующим лицом акции будет каждый её участник.

Главная цель акции – напрямую и через СМИ донести, что о власти думает избиратель. В мирной форме их безмерной благодарности за чуткое руководство на всех уровнях.

Но чтобы позиция каждого была услышана мало просто прийти. Желательно самому сделать транспарант, где написать, за что именно вы благодарите власть.

Возможные темы плакатов и транспарантов:

— Спасибо за улучшение жизни уже сегодня

— Спасибо за налоговые каникулы для малого бизнеса

— Спасибо за выполнение обещания не поднимать цены на газ

— Благодарю за развитие демократии и свободы слова в Украине

Выражать благодарность можно как нынешней, так и прошлой власти. Например:

— Спасибо за выполнение обещаний данных Майдану

— Спасибо за украинский прорыв

— Спасибо за то, что всенародные референдумы стали обыденным делом

Каждый участник акции сам решает, за что конкретно он благодарит власть на своем транспаранте.

В тоже время транспаранты без благодарности в адрес любимой власти, а также оскорбляющие и разжигающие не допускаются.

Транспаранты с указанием конкретных фамилий и должностей также не допускаются, иначе юристы слуг народа в украинских независимых судах смогут доказать оскорбительный характер практически любой фразы.

Это не PR акция политической силы и бесплатного сыра не будет. Это значит, что транспаранты придется делать самим и подвоза участников автобусами не будет. Те, кто не сможет сделать транспаранты, приходите без них и поддержите других.

Для участия в таких акциях специально не приглашаются:

— политики

— партийные активисты

— сторонники любой националистической идеологии

— слуги народа из органов власти и местного самоуправления

Поскольку граждане живут, прежде всего, в своём населённом пункте, а уже потом в регионе и стране в целом, то представляется, что подобные гражданские акции должны на местах – в областных центрах и районных центрах. Это позволит сделать акценты на местных проблемах, как более важных для людей и сделает доступным участие в ней для большинства граждан. Не националистический, а гражданский характер акции не оттолкнёт от участия в ней граждан разного этнического происхождения, говорящих на разных языках, разных религиозных культурных и исторических традиций. Вообще на мой взгляд, любой национализм в многонациональной, многоязычной, и поликультурной стране с разными историческими традициями не объединяет, а разъединяет людей. Объединить может только гражданское общество в процессе отстаивания конкретных прав граждан. Не нужно изобретать велосипед. Если мы соглашаемся с базовыми принципами Руссо и Вольтера о том, что все граждане равны в своих правах, а государство есть продукт общественного договора граждан, созданный для реализации их прав, то база для объединения находится сама собой. Если же мы признаём приоритет прав этноса над правами гражданина, то нужно признать, что такой подход противоречит базовым принципам демократии и не может объединить граждан разного этнического происхождения, говорящем на разных языках с другими, культурными и религиозными традициями. Когда то Жванецкий, как яркий пример несовместимых понятий придумал образ еврея — оленевода. Точно также как не бывает евреев оленеводов, точно также не бывает национальных демократов. Либо человек националист, либо демократ, потому, что это противоположные понятия. Либо он признаёт приоритет прав этноса, пусть даже титульного, над правами человека, либо он признаёт приоритет прав человека, гражданина. Поэтому на акцию гражданского протеста специально не приглашаются радикальные националисты любой направленности.

Хочется надеяться, что подчеркнуто мирный и не политический характер акций гражданского протеста да ещё проводимых в форме марша благодарных избирателей позволит принимать в них участие государственным служащим, преподавателям, врачам и другим кто не может себе позволить формы радикальной оппозиции.

{advert=3}

Конечно, есть вероятность что ирония и сарказм шествия благодарных избирателей не сразу будут всеми поняты, т.к. благодарить власть, причем что нынешнюю, что предыдущую не за что. Не все сразу поймут, что это именно акция протеста, а не, например, акция работников коммунальных предприятий, которых в приказном порядке собрали для демонстрации массовой поддержки действий власти. Но может это и неплохо, т.к. участниками первых акций станет преимущественно интеллигенция, студенты и предприниматели. Т.е. именно те, кто преимущественно пришёл на Майдан вечером 22 ноября 2004 года, и кто фактически создал формат Майдана. Так и в данном случае – автор лишь предлагают своё видение, а создавать конкретный формат проведения будет наиболее граждански активная часть народа.

Краткая версия статьи была размещена на «Украинской правде»