Многие активно-политические граждане нашей страны восприняли недавние протесты в Беларуси и России, по аналогиями с украинской революцией 2013/14, как начало неких местных «Майданов». К сожалению, это глубоко неверно.

Ситуация в Беларуси и в России коренным образом отличается от ситуации в Украине в конце 2013 года. Если в Украине были все предпосылки для последующего развития событий, то в данных двух странах предпосылок для этого нет.

Давайте вспомним, какие именно причины привели к украинскому Майдану-2. Основных причин было три:

1. Существенный раскол и противоречия между различными группами украинских элит. К концу 2013 г Янукович, с помощью своей «молодой команды» под предводительством великого знатока українськой мови пана Азірова, сконцентрировал под собой или под своим влиянием большую часть как «белых», так и теневых финансовых потоков в стране. В условиях всё сокращающихся ресурсов феодально-олигархической украинской экономике к концу 2012 г был ограблен средний и средний+ бизнес. Но ситуацию это не исправило. Приходилось брать всё больше и больше в долг. В условиях, когда МВФ отказал от кредитов, приходилось брать дорогие кредиты у фонда FT (через евробонды). В итоге к концу 2013 г Украина уже была банкротом. Метание Януковича между ЕС и Кремлём — это ломка наркомана в надежде вытребовать либо у одних, либо у других очередную дозу финансового зелья. ЕС отказал — побежали к Путину. Даже, если бы Украина получила все 15 млрд $ российского кредита, это затянуло бы агонию Януковича максимум на год-полтора.
В этих условиях Янукович и его «Семья» ещё с 2012-го года начали наступление на столпы украинской экономики и государственности — на крупные отечественные ФПГ. Проще говоря — начался «отжим» активов и финансовых потоков от «старых» ФПГ в пользу «Семьи». Естественно, что Янукович получил жесточайший конфликт интересов практически со всеми украинскими крупными олигархами.
Майдан был поддержан, либо явно напрямую, либо косвенно (ТВ каналами, интригами через лоббирование в Раде и т.д.) всеми крупными олигархами. Уже в декабре 2013-го года в Женеве на встрече «большой четвёрки» (Ахметов, Коломойский, Фирташ, Пинчук) было решено, что требуется перезагрузка и выбрана кандидатура следующего Президента — Порошенко.

2. К концу 2013 г в стране был выраженный конфликт между значительной частью общества и властью. Этот конфликт имел признаки не только социального, но и регионального, конфессионального, этического в конце концов. Одна половина страны ненавидела эту власть «громко», вторая — не была готова защищать её. К началу Майдана власть могла опереться только на штыки и собственный финансовый ресурс. За последний она нанимала «сторонников» очень сомнительного качества. Которые, после бегства Януковича просто разбежались.

3. Существовала политическая оппозиция на уровне фракций в Парламенте. Т.е. был политический субъект, который превращал протест из «раздражённой толпы» в политический процесс. Чем бы не заканчивался бунт, если поле этого нет политического решения, то начинается хаос и анархия. Плюс проблемы с международной легитимностью новой «власти».
Да, эта оппозиция действовала на 99% в интересах поддерживающих Майдан олигархов. Да, оппозиция пыталась всё время пойти на «компромисс» с властью. Тем не менее, эта же оппозиция обеспечивала трибуну, в т.ч. медийную и парламентскую, хоть для некоторых идей Майдана. И, кроме этого, обеспечила международную поддержку Майдана именно как политический субъект — парламентская оппозиция.

Чем же отличается ситуации в Украине конца 2013 г от текущего положения в Беларуси и в России?

1. Ни в Беларуси, ни в России нет серьёзного конфликта внутри элит. В обеих странах выстроена жёсткая вертикаль власти, которая контролирует не только права и свободы граждан, но и все финансовые потоки. В Беларуси вообще нет олигархов в украинском значении, а в России олигархи и власть давно слились. Путин, в своё время, сделал то, что не смог сделать Янукович. Он «отжал» активы у неугодных ФПГ и привёл к беспрекословному повиновению остальных олигархов. Часть из них вообще является порождением клана Путина. да, происходят подковёрные интриги и борьба. Это, где-то, напоминает «бульдогов под ковром» во времена СССР — борьба за ЦК КПСС и Политбюро. Но даже со сменой Генсека власть, принципиально, оставалась та же. И система не менялась пока полностью себя не истощила.

2. Ни в России, ни в Беларуси нет конфликта общества и власти. Подавляющая часть населения поддерживает курс обоих авторитарных моделей и вождей. Причём, больше поддерживает из-за страха перед либерализацией, чем из-за «любви к вождю». Но согласие идёт даже на принципиально этическом уровне. Т.е. мораль для общества и власти одинаковая. Количество выходящих на протест мизерно по отношению даже к потенциально активному населению. Которую скорее запишется в «добровльцы убивать укров», чем менять что-то в своей стране.

3. Нет серьёзного политического субъекта, который может легитимизировать протест как внутри страны, так и за рубежом. В итоге всё заканчивается «походушками» и, в крайнем случае, автозаками и 15-ю сутками для самых буйных. Ни в Беларуси, ни в России нет оппозиции с парламентской трибуной. А «партии», которые выходят на протест являются, большей частью, маргиналами. «Внесистемная оппозиция» — это вообще смех. Внесистемная оппозиция в принципе не может ничего изменить системно.

Исходя из этих факторов я не вижу каких либо причин для революционных изменений в России и Беларуси ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе.

Facebook автора

Популярні новини зараз

У Туреччині спрогнозували "переломний момент" війни в Україні

Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку

Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Показати ще