Блокада ОРДЛО продолжается с переменным успехом, в Киеве очередной раз пытаются громить российские банки. Всё это подаётся под соусом выступлений патриотов в защиту украинских интересов. Но если посмотреть трезво, экономический урон стране наносят не только на востоке и не только Россия. То, что творит часть граждан Украины, иногда и под патриотическими лозунгами, намного страшнее.
Вначале быль. Или работящие люди
В субботу 11.03 ехали знакомые из Беларуси в Украину. Между погранпереходом и городом Овруч переезжали через старый переезд. Возле железной дороги стояла грузовая «газель», а неподалёку самозабвенно работали с десяток мужиков.
Гости Украины удивились и порадовались: переезд находится далеко от населённого пункта и чтобы рано утром там уже кипела работа, рабочие должны были встать до восхода солнца. И это это в субботу.
На следующий день эти же люди возвращались назад той же дорогой. Проезжали переезд и уже бывшую колею «железки» — куда ни глянь – до горизонта рельсы «испарились». Не видно было и трудолюбивых украинцев. Логично: всё что планировали, они сделать успели.
Вторым наблюдением гостей Украины были вереницы лесовозов на Варшавской трассе, кстати, тоже в выходные дни. Это они рассказали уже после возвращения и задали сакраментальный вопрос «Лесорубы работают так же как «путейцы» на переезде?»
После разговора взглянул я на карту Украины от Гугл. Спутниковые снимки там, естественно прошлогодние, но и они показали весь масштаб проблемы. Лес уже не рубят: процесс можно сравнить с нашествием саранчи. Если сравнить снимок луга, поля после «работы» упомянутого насекомого со спутниковым снимком украинских лесов – разница будет заметна мало.
Ради интереса «прошёл» по лесной полосе вдоль границы с Беларусью: где проходит пограничная зона можно догадаться и без подсказок от сервиса картографии. Вот, например, иллюстрация
Лесной массив один и тот же. Только с одной стороны это именно массив, с другой то, что от него осталось. Приведу ещё несколько примеров:
Это, обратите внимание, заказник в котором леса становится всё меньше и меньше. Но возможно, скажет мне внимательный читатель, там охраняют не зелёные насаждения. Для таких дам фото ещё одного заказника:
Это ЛЕСНОЙ заказник «Смольный». Такая ситуация вдоль всей границы. Местами, где поработали копатели янтаря вообще виден лунный пейзаж.
Убить свою страну
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express
До 15300 гривень: українцям пояснили, чи можна збирати в лісі дрова і коли за це штрафують
Зеленський підписав закон про позбавлення держнагород за пропаганду країни-агресора
Такое впечатление, что значительная часть жителей Украины соревнуется в том, кто скорее угробит собственную страну. Даже не государство (отношение к власти понятно) — именно страну – ведь отсутствие лесов грозит огромными проблемами.
Чего стоит простое нарушение гидрологического режима. Тут есть свежий пример из Закарпатья: местные газеты 3 марта сообщили о первом паводке на реке р. Латориця. Большая вода пришла на удивление рано, а МЧС и синоптики обещают ещё не один паводок — весна длинная. Местные жители жалуются на стихию и просят помощи от государства.
Ради интереса «прошёл» в Гугл мапс по упомянутой реке и её притокам от Мукачево до истока. Везде горные леса украшают широкие, красивые, освещаемые солнцем просеки. Это при том, что спутниковые снимки, повторю, прошлогодние. Возле истоке реки — между сёлами Латорка, Котельниця на карте лунный пейзаж, изредка разбавляемый узкими полосками леса. Большой горный лесной массив, который сдерживал лавины, собирал воду, не давая развиться сильным паводкам, регулировал климат перестал существовать.
Объяснять почему возникла большая вода и почему она пришла так рано, думаю, излишне.
Ещё один пример, уже из Киева. Жители столицы и пригородов столкнулись с удивительным природным явлением — смогом в конце зимы-начале весны. Запах гари, если верить объяснениям сотрудников МЧС и синоптиков появился из-за безветренной погоды: дескать ветер скоростью 3 м.с. не мог убрать из города выхлопы автомобилей и дым немногочисленных костров. Странно, ведь слабый ветер — частое явление в Киеве, но я по крайней мере не припомню такого смога в последних числах февраля.
Ответ нашёл на тех же спутниковых снимках. Вот как выглядит лес на север от Пущи Водицы:
А вот тесной массив на северо-запад от Киева (за Бучей, Ворзелем):
Это те лесные массивы, которые «поставляли» свежий воздух при северо-западном ветре и «фильтровали» киевские выхлопы при слабоветренной погоде или ветерке с юго-востока.
Фильтра не осталось.
Бедные люди? Они не виноваты?
Если посмотреть на карту, становится понятно, что идёт фактически уничтожение страны. Повторю, не государства, а именно страны. Делают это не русские оккупанты, и даже не Янукович: лес пилят руки местных жителей. Многие из которых любят патриотические лозунги, толпами ходят в церковь и так далее.
В конце концов, если подойти к лесозаготовщикам, то большинство из них скажет, что всё легально. Ещё бы — ведь болеют леса. Год назад даже ВВС обращалось к теме и приводило пример Путильского района, где к планам вырубки в 60 тыс кубометров добавили ещё 70 «санитарной вырубки».
Да и под Киевом, возле Бучи, Ирпеня, Коцюбинского, Пущи Водицы тоже скорее всего идёт «санитарная рубка». Только странно леса в Украине болеют: во всех странах зона риска — деревья возле дорог. Тут наоборот: вдоль трассы лес здоров, высок и красив, а отойдёшь 50 метров вглубь — сплошь вырубки больных деревьев.
Можно обвинять «преступную власть», наёмные рабочие, депутаты местных советов, лесники в конце концов, не с луны свалились — они живут тут же, по соседству. Рубят лес, копают янтарь, добывают камень, режут железную дорогу.
А потом, когда, например, паводок смоет их дом просят помощи у государства: и спасти и дать компенсацию. Когда становится трудно дышать — не нарекают на себя. Когда дети подхватывают кучу болезней в результате ухудшившейся экологической ситуации — бегут в больницы, просят лечить, спасать. Но ни в коем случае не обвиняют себя, своих соседей, друзей.
Подтверждение этому я получил утром, просматривая комментарии и сообщения после нескольких своих постов на эту темы в Фейсбук. Что мол делать бедолагам, если работы нет.
Господа, если руководствоваться такой логикой, то вариантов множество – от занятий проституцией до торговли наркотиками или гоп-стопа – это ведь тоже незаконные или аморальные занятия, но что поделать «когда работы нет».
Но ведь, даже с лесом есть много вариантов, которые не вызовут нареканий. Самый простой: восстановление вырубленного: то есть срубил дерево — посадил дерево или два. Гордые жители Закарпатья, Волыни, Ровненщины или Киевщины почему-то этим не заморачиваются. Есть возможность срубить и продать — срубили и продали. А за посадку новых деревьев им должно государство заплатить (это из переписки).
Гениально: они напрямую спёрли или получили через знакомых возможность продать лес-кругляк. Сэкономили на рекультивации — тоже положили деньги в карман. И им третий раз должны заплатить за высадку нового леса, а с этих денег, естественно, можно будет ещё немножко «отпилить». Подход, кстати, ничем не отличается от описанной буквально вчера схемы заработка части олигархов на торговле с ОРДЛО. Просто сырьё разное и масштабы другие.
В прошлом году (да и в этом) искал мебель из древесного массива с нормальным соотношением цена/качество. В Украине её очень мало — так и не нашёл. Покупаю плиты, изготовленные в Польше из украинского сырья и делаю сам. А ведь организовать маленький цех легко – деньги валяются на земле. Но это ведь думать, работать плюс риски со стороны институтов государства, которые делают все, чтобы отбить охоту заниматься бизнесом. Намного проще пройтись тактикой саранчи — срезать всё под корень и не забивать себе голову.
Немного о патриотизме и причинно-следственной связи
Зато потом, эти люди будут просить, требовать помощи от государства. Перекрывать дороги, пропуская через блокады караваны лесовозов (ведь там за рулём, брат, сын, сват, кум), молиться Всевышнему, ходить крестными ходами, чтобы избавил от «большой воды», «плохого воздуха».
Такой подход мне вонь напоминает гордых жителей ЛНДР — там, правда, с лесами «не сложилось», но зато есть металл, который можно порезать на лом. В остальном бизнес-процесс, оправдание и даже способность задуматься о результатах своих действий на удивление похожи.
Похожи и проявления на более высоком уровне: система заработка Рината Ахметова на угле и вывоз кругляка. Что приносит больший вред стране я сказать затрудняюсь: только в 2015 официальный вывоз леса оценивался в 325 млн. долларов. Ещё, как минимум, столько же шло под видом «дров», которые не подпадают под запрет Кабмина и по сей день идут в соседние страны эшелонами.
В случае с лесом вред будет проявляться годами: наводнения, пожары, болезни, падение урожайности, деградация почв и многое другое. За всё это будут платить обычные налогоплательщики. Только вот странно: против угольных схем политики выступают с пламенными речами, устраивают блокады, а против лесного бизнеса как-то не хотят.
Простой анекдотичный пример: позавчера вечером сторонники блокады ОРДЛО вошли в здание Луцкой ОГА с требованием «выступить за блокаду». Уселись в кабинетах, требуют решительных действий от руководства области. Луцк, это западная Украина. Через область проходит упомянутая «варшавская трасса», по которой шли караваны лесовозов, там же железная дорога с эшелонами кругляка. В конце концов, фотографии заказников, очищенных от леса тоже с Волыни. Но местным активистам «болит» судьба Донбасса и наплевать на то, что делается в 10-15 километрах от места их выступления.
И вместо того, чтобы требовать от власти принять меры на месте: остановить поток лесовозов, прекратить пропуск эшелонов с лесом, начать расследования «санитарных рубок» в заказниках, они требуют «высказаться по блокаде». На первый взгляд абсурдно, но, если подумать — логично. Ведь работа над лесной темой — это неизбежный конфликт с местным населением, которое скоро будет голосовать. Не говоря уже о том, что можно иметь долю в «лесном бизнесе». Поэтому проще, как в старом советском анекдоте, «жалеть детей Никарагуа, а свои перетопчутся»
Получается занимательный парадокс: сказать таким патриотам, не против ли ты уничтожить Украину – нарваться на удар крепкой рукой. Но, если завести разговор не об оптовой сделке, а так сказать «о рознице» — вырубить кусочек леса, распилить немножко рельсов и предложить заработок — есть вероятность, что эта самая крепкая рука засучит рукава и пойдёт рубить и пилить. Естественно, под патриотическими лозунгами.
Но это не самое худшее.
- Такие люди, не способные оценить последствия своих действий выбирают депутатов, которые вместо того, чтобы создавать законы, делающие невозможной, например, торговлю с ОРДЛО, бегают по полям. То есть прогуливают свою работу, не выполняют то, за что им платят заработную плату, но зато часто-густо мелькают на экране телевизора, обвиняя всех в «зраде».
- Такие люди не желают изменяться сами, думать и делать что-то самостоятельно. Они ждут царя. Например, придёт богатый президент, который за всех заплатит и сделает рай, будет хороший руководитель ОГА, который «даст зарплаты», при котором «заживём». Когда выясняется, что нужно самому хотя бы немножко подумать — кричат о предательстве высоких идеалов.
- Такие люди, увы, воспитывают детей на своём примере, а, значит, переносят проблему на будущее.
Есть ли выход
Увы, выход из создавшейся ситуации с помощью одного только метода пряника вряд ли возможен. Тут необходимы три вещи:
- Позиция власти — набраться мужества для проведения более жёсткой политики даже в потенциально «своих» регионах. То есть расширить горизонт планирования более чем на ближайший электоральный период. Однако, для этого власть еще должна быть и легитимной. Как говорил классик, «нельзя усидеть на штыках». Нельзя только с позиции силы править страной, общество должно видеть обоснованность правоты власти. Власть, которая ворует, но лицемерно сама ворует и репрессирует за воровство выглядит лицемерной и нелегитимной.
- Позиция гражданского общества. Например, те же сторонники блокады на Волыни или в Закарпатье могли бы просто пройти по подворьям и провести «профилактические беседы» со всеми у кого стоит лесозаготовительная техника. Потом поспрашивать у местных, так сказать «расширить базу» и пройти ещё раз и ещё. В конце концов вызвать полицию к соседу-лесорубу (да, «заложить», «настучать»).
- Совместная работа власти и гражданского общества — предлагать альтернативы. Власть создаёт условия для бизнеса, активисты пропагандируют. Кстати, создавая тем самым базис для финансирования своих инициатив в будущем.
Увы, пока таких инициатив мало. Значит, есть ещё один вывод для думающих людей: понять, что общество такое как есть и питать надежды в скором его «просветлении» не стоит. Нужно налаживать контакты с себе подобными, структурироваться, чтобы в будущем работать по перечисленным выше трём пунктам и как власть, и как гражданское общество. А те, кого, Ю. Романенко метко назвал «одноклеточными» останутся таковыми и будут жить своей жизнью, но уже в условиях работающих законов, норм и государственных механизмов.
______________________________________
Понравился текст? Считаете их заказными?
Можете считать себя его заказчиком, если поблагодарите автора. Словом, репостом либо умеренной суммой.
Полученные деньги идут мне на пиво а так же:
1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины (информация о них в моей ленте ниже давалась не раз)
2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка Привата: 5168 7423 0834 3288