Академик Ландау делил науки на естественные и противоестественные. Большинство физиков, химиков и математиков тайно или явно придерживаются такого же деления. Похоже, за этот «первородный грех» наконец пришла расплата. Орду мстителей в священный поход ведет Министерство образования.
С министрами образования Украине неизменно везло. Все были людьми талантливыми, образованными, с огоньком, инициативные, со множеством идей. Спасало лишь то, что обычно министра снимали раньше, чем гениальные идеи начинали претворяться в жизнь. Даже когда в этой веселой карусели имели место оказии и «реформы» уже начинались, то новый министр их отменял. И начинал свои «реформы», «еще более лучшие». К сожалению, ресурс прочности образовательной системы Украины практически исчерпан. Новые «решительные реформы» старушка вряд ли переживет.
После серьезного научного прорыва на лептонном фронте новость об идее Министерства образования объединить в один общий курс несколько естественных предметов, включая физику и химию, особо не удивляет. Правда, идея еще обсуждается, но сомнений, в чьи руки попала граната, уже нет. И было бы большой иллюзией полагать, что смена фамилий во властных кабинетах принципиально изменит ситуацию. Какая шайка ни победит в танцевальном конкурсе вокруг системы образования — лучше не станет. Проблема нынешней Украины в том, что нет системных игроков, нацеленных на получение реального позитивного результата. Нынешние горе-реформаторы проводят преобразования (реформами это назвать нельзя) не для себя. Их дети в общеобразовательных школах не учатся, и учиться не будут. Они создают систему образования для плебса. А плебсу высшая математика не нужна. Человек, умеющий решать дифференциальные уравнения, лептонным богам молиться не будет. Такого в новую религию не обратить. Это проблема экзистенциальная. Она более глубокая, чем нежелание и неспособность проводить реальные реформы. Все интеллектуальное и моральное убожество, именующее себя гордым словом «элита», двигалось вверх по социальной лестнице через ложь, воровство, проституцию, лизоблюдство и коррупцию. В развитом гражданском обществе место таких — на галерке. Ожидать, что вся эта армия сатаны начнет реформы, в результате которых получит пинок под место скопления интеллекта, — верх наивности. Под разговоры о реформах и качестве образования чиновники решают одну простую задачу — ночь простоять да день продержаться. Все, других целей нет. Есть «операция прикрытия»: пустые красивые разговоры о европейском пути развития, заботе об учениках и студентах, гармонизации, — о чем угодно. Есть бесконечные заграничные командировки за государственный счет. Есть пресс-конференции и дорогой пиар. И еще есть постоянное изменение законодательной базы, чтобы подчиненный крепостной люд все время оформлял бумажки и на полусогнутых стоял в очереди под кабинетом. Это как в советской армии: чтобы солдату глупые мысли в голову не лезли, он постоянно должен быть занят. Секта методистов от педагогики это правило усвоила четко.
Ситуация с системой образования, пожалуй, самая печальная. С этой бедой Украина осталась один на один. Если реформу армии и полиции в некоторой степени поддерживают внешние игроки, то на образование МВФ кредит не даст. Дело не в мировом заговоре. МВФ нет необходимости финансировать чужую систему образования и чужую науку. Стабильная для ведения бизнеса страна — это да. На это можно дать деньги. Это можно объяснить своим налогоплательщикам. В стабильной стране имеет смысл скупать земли. Это экономически выгодно. А наука у них есть своя. Зачем растить конкурента самим себе? Ну, вы же не перепишите на бомжа свою квартиру? Вы можете дать ему денег, накормить, обогреть, даже поможете устроиться на работу. Но вы не будете отдавать ему деньги, которые отложили на учебу своим детям. Так и здесь. В представлении наших «западных партнеров» Украина — аграрная страна. Вот так сформировалась их идеальная картина мира. А аграрной стране не нужны инженеры, физики, химики, математики. И какая разница, где на востоке будет проходить граница и будет ли на ней вялотекущий конфликт? Для стрельбы из автомата математику знать не обязательно. Главное, чтобы были солдаты. А автоматы, в крайнем случае, завезут в обмен на сахарную свеклу. Но пока солдаты умирают с верой в лучшее будущее для своих детей, «элита» торгует этим будущим оптом и в розницу. «Заграницу» это устраивает, «заграница» нам не поможет.
По-хорошему, в качественном образовании должны были бы быть заинтересованы родители учеников. В чем-то так и есть, но не каждому родителю объяснишь, что в школе на хорошем уровне должна быть физика, химия и математика, при том, что именно его ребенок (как и сам родитель) боится этой великолепной троицы как кары небесной. Это реально сложная задача, и с каждым годом становится все сложнее. Общая деградация населения идет ужасными темпами, как в сказке — не по дням, а по часам. Если так будет продолжаться дальше, то скоро академию наук заменит хурал шаманов, врачи будут лечить накладыванием рук, а научные степени будут присуждать путем измерения ауры в прямом эфире на каком-нибудь шоу типа «Украина имела науку».
Уже сегодня естественнонаучное среднее образование (физика, химия, математика) находится на крайне низком уровне. Не хватает учителей, и нет желающих учиться. Для воюющей страны, у которой на границе агрессивный сосед с огромным ядерным потенциалом, — это катастрофа. Можно сколько угодно читать мантры про качество образования, уровень компетенций и европейский выбор, но если страна не в состоянии защитить себя, если она не производит ничего, кроме просьб о кредитах и летальном оружии, то финал будет печальный. Даже если убрать фактор войны, то ситуация жесткая. Такие страны, как Индия и Китай вкладывают огромные средства в науку (естественную науку, не выдуманную!). Там не жуют сопли по поводу депрессии школьников от математики, физики и химии. А кого выпустит украинская школа, особенно после всех этих «реформ»? Счастливых обладателей компетенций для уборки туалетов?
Создавать настоящие научные школы очень трудно, дорого и долго. Это система с замкнутым циклом: от школьной скамьи до университета и академии наук. Удар по системе школьного образования будет ужасным, под дых. Но это не все наши проблемы. Параллельно будут разорять и систему высшего образования. Спокойно и методично. Собственно, процесс уже идет полным ходом. Схема очень простая: есть некий усредненный показатель соотношения количества преподавателей к количеству студентов. Где-то в районе 1 к 10 — то есть на одного преподавателя приходится около 10 студентов. Но это средний показатель. Для естественных специальностей 10 студентов на преподавателя — очень много. Ученый-физик, химик или математик — это продукт штучный, индивидуальный. В идеале каждого нужно готовить как актера, передавая мастерство «из рук в руки». Для гуманитарных и социальных специальностей что 1 к 10, что 1 к 100 — разница не очень большая. Страна как получала, так и будет получать определенное госзаказом количество клоунов по специальности экономика, политология, юриспруденция. Поэтому на естественных факультетах отношение количества преподавателей к количеству студентов обычно меньше, чем на гуманитарных и социальных факультетах. Точнее, так было. Поскольку нынешняя государственная политика в области науки и образования больше напоминает преступный сговор, то новый тренд — перераспределение ставок. Прелесть ситуации в том, что общее количество ставок остается неизменным, просто они постепенно перекочевывают с одних факультетов на другие. А поскольку на естественных факультетах сейчас жуткие недоборы, то очень скоро мы действительно получим новое качество высшего образования. Статистики здесь нет, но судя по всему процесс всеукраинского масштаба.
Если ко всем эти процессам присовокупить систематическое урезание финансирования Академии наук, то начинают закрадываться смутные сомнения: нет ли тут плана? Признаки синхронных действий имеются, но план, скорее всего, отсутствует. Хотя бы потому, что для разработки и реализации такой масштабной кампании по разрушению фундамента национальной системы образования и науки нужен большой ум, чего у наших казнокрадов в основном не наблюдается. С другой стороны, нынешняя патриотически настроенная и ориентированная на европейские ценности «элита» в основном родом из бывшей советской партийной и комсомольской номенклатуры, плюс примкнувший к ним криминал и личная прислуга. А передовой отряд у этой шпаны, как известно, был КГБ, который своих не бросает. Поэтому кто там знает, кому они служат и откуда получают инструкции?
Это все хорошо (точнее, плохо), но что же делать? Откровенно говоря, ситуация не очень оптимистичная. Но как говорил Иван Ильин (один чуждый делу украинской независимости философ): «Никогда не жалуйся на время, ибо ты рожден, чтобы сделать его лучше». Этот простой принцип, а также чувство гуманизма, подскажут пути для борьбы. Рассчитывать приходится только на свои силы — то есть на силы активистов, для которых совесть, профессиональный долг и уважение к людям, среди которых вырос, не является пустым звуком. Нужно системное и скоординированное давление. И нужны простые и универсальные требования для реализации. Например, имеет смысл составить список наиболее отличившихся «реформаторов» и продвигать идею о награждении их званием «Герой России». Есть подозрение, что за поребриком прислушаются к голосу украинской общественности. К тому же это будет очень гуманный акт: у самих «героев» смелости для каминг-аута не хватает, неплохо было бы им помочь.