Избрание президентом Дональда Трампа обозначило не просто смену администрации в США. Это ознаменовало окончательное оформление смены мирового внешнеполитического тренда. Международная политика все увереннее дрейфует от идеалистического восприятия мирового устройства с его верой в глобальную демократию и либерализм в сторону рационального прагматизма. Украине это также следует понимать и выстраивать свою политику исходя из новых политических реалий.

После выборов в США прошло не так много времени. Тем не менее, этого достаточно чтобы окончательно осознать, что акценты внешней политики в мире меняются. И основным спикером этих изменений стал именно новый американский лидер. Центральным тезисом Дональда Трампа, который он постоянно озвучивал во время предвыборной кампании и, в том числе, в своей инаугурационной речи, стала необходимость смены акцентов политики в пользу прагматизма и национального интереса.

«На протяжении десятилетий мы обогащали иностранную промышленность в ущерб американской, субсидировали армии других стран, допуская прискорбное ослабление наших собственных вооруженных сил. Мы защищали границы других стран, и при этом отказывались защищать собственные границы» (Д. Трамп, Иннаугурационная речь).

Фактически он заявил, что Америка будет смотреть на процессы в мировой политике и экономике исключительно сквозь призму собственного интереса. В некотором смысле Трамп предлагает вернуть государство к своим истокам, где оно создавалось как инструмент реализации и защиты интересов и прав именно своих граждан.

«Каждое решение по торговле, по налогам, по иммиграции, по иностранным делам будет приниматься в интересах американских рабочих и американских семей» (Д. Трамп, Инаугурационная речь).

В этом контексте абсолютно логичным выглядел и тон разговора нового американского президента с российским коллегой Путиным, который состоялся 29 января. Тогда Трамп раскритиковал договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, заключенный в 2010 году при администрации Барака Обамы (СНВ-3). Он просто заявил, что этот договор не в интересах его страны.

Трамп, как бы в противовес оппонентам-демократам, говорит, что больше не хочет и не будет руководствоваться идеалистическим мотивами, которые так любили его предшественники. Он «подписал» договор со своими избирателями и, как человек слова, будет следовать исключительно ему, а не представлениям о всеобщем благоденствии или мессианским целям утверждения ценностей либеральной демократии во всем мире.

Во многом он лишь озвучил то, что фактически происходит на мировой арене как минимум последнее десятилетие. Геополитический дискурс все больше акцентирует свое внимание на примате внутренней политики, на необходимости подходить ко всем вопросам с точки зрения рациональности, прагматизма и национальных интересов.

Избиратели западных демократий устали от разговоров и политик во главу которых ставится глобальное и региональное доминирование, международные союзы и наднациональные институции. Они в них, не безосновательно, видят угрозу, которая персонализируется потоками мигрантов, потерей рабочих мест, ростом безработицы, размыванием национальных культур и угрозой терроризма. Это стало проблемой и Европы и Америки.

Отсюда растущая популярности правых сил в Западной Европе. На политических знаменах которых красуются лозунги о необходимости перекрыть неиссякаемые потоки мигрантов, создать механизмы защиты местных культур, экономик, территорий. Подобные же процессы, но под знаменами левых, происходят и в странах Восточной Европы, которые все еще рефлексирует свой статус провинциальных задворок которыми она оказалась после развала соцлагеря.

В результате, мы имеем глубокий кризис Европейского союза, который уже сейчас оказался на грани развала. И, судя по всему, так называемый Brexit только вершина айсберга происходящих внутри ЕС центробежных процессов.

Весьма показательной в этом контексте выглядит и полемика вокруг голосования национальными парламентами ЕС ассоциированного членства и безвизового режима для Украины. Местным политикам уже недостаточно одного лишь стремления Украины и приверженности к идеалам демократии, свободы и европейских ценностей.

Им нужны цифры, расчеты, механизмы на случай если что-то пойдет не так, как планировалось изначально, поддержка населения. Т.е. максимум прагматизма в качестве аргументов, причем прежде всего аргументов для собственных граждан.

Популярні новини зараз

Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку

В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося

Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни

Водіям нагадали важливе правило: коли включати "поворотники" у місті та на трасі

Показати ще

В качестве показательной иллюстрации можно вспомнить появившееся накануне голосования в нижней палате парламента Нидерландов исследование последствий для этой страны в случае позитивного решения по Украине. Голландцы пытаются просчитать все нюансы подобного решения. И, в первую очередь, они размышляют в категориях денег и цифр, а не идеалов и принципов.

Чем подобная смена глобальной парадигмы грозит Украине? Первое и самое главное – в украинской внешней политике подходит к концу, я бы это назвал «золотая романтическая эпоха». Ее суть можно описать как: мы обещаем и стремимся, а нам только за это дают деньги. Эта эпоха и так длилась больше 20 лет. И она завершилась!

Нам не просто намекают, а уже прямо говорят, что лишь лозунгов и «искренних намерений» мало для сотрудничества с западными партнерами. Они хотят видеть максимум конкретики. Т.е. возможностей получения дешевых кредитов, помощи и грантов в обмен на заверения больше не будет!

Западные партнеры хотят конкретные результаты. Причем не только внутри Украины, но и, в первую очередь, с оглядкой на выгоды для своих стран. Показательный свежий пример: отмена Украиной моратория на экспорт леса-кругляка в ЕС напрямую связана с получением макрофинансовой помощи в размере 600 млн. евро. Очередные транши кредитов от МВФ и Мирового банка идут в сцепке с требованиями о внесении изменений в украинское законодательство с целью изменить те или иные сферы нашего государства.

Пока в Украине еще нет полного осознания обозначившегося слома подхода, нового глобального тренда международного сотрудничества. Для многих это будет холодным душем. Но подобная закалка станет очень полезной для нашего общества и политического истеблишмента.

Это научит нас более прагматично подходить к вопросам государственного строительства. Только так мы, наконец, сможем реально заниматься своей страной, повышать ее конкурентоспособность и, небольшими шагами, с оглядкой на собственную интерес, улучшать ее позиции на мировой арене.

А в отношениях с западными (и не только) партнерами придется учиться торговаться и выторговывать. Предлагать взаимовыгодные решения и точки взаимной выгоды. Жестко отстаивать свои интересы. Иначе ни Америке Дональда Трампа, ни сегодняшним странам ЕС Украина не будет интересна.

Поэтому, учимся жить в эпоху глобального прагматизма, интересов государства и многополярного мира.