(Прим. Сразу стоит отметить, что автор этих строк уж никак не считает себя компетентным по целому ряду важнейших направлений – например, нам придется создавать эффективную автоматизированную систему управления войсками, отрабатывать структуру и систему взаимодействия компонентов C3I (по STANAG, либо собственным стандартам, которые в таком случае еще предстоит сформулировать), — а точнее, создавать их «с нуля», что потребует участия узких специалистов. Потому мы, предлагая общую модель, ожидаем широкого участия в обсуждении экспертов по отдельным направлениям. Вместе с тем, по неизвестной для меня причине, в нашей стране не всякий станет лезть, например, в обсуждение банковской модели, но зато едва ли не каждый «знает», какой именно должна быть армия, и навязчиво предлагает свои бесценные советы. Убедительная просьба тем, кто не представляет в практической плоскости, о чем идет речь, воздержаться от участия в дискуссии.)

Численность. В нынешней Украине структура Вооруженных сил (ВСУ) во многом отталкивается от установленной высшим руководством и парламентом численности армии и флота. Навязанное сокращение заставляет либо сильно сокращать, либо вовсе ликвидировать отдельные структурные компоненты ВСУ, исходя не из потребности, а из необходимости удержаться в границах установленной численности, причем часто играет большую роль субъективный фактор – насколько тот или иной начальник структуры симпатичен руководству МО и ГШ.

За годы независимости Украины ее ВС сокращены почти в пять раз. При этом никто никогда не объяснил, из чего на разных этапах называлась та или иная численность (и всегда – в сторону сокращения). Последний хит: месяц назад Президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О численности Вооружённых Сил Украины на 2011 год», согласно которому общая численность ВС Украины в текущем году сократится на 7897 человек и составит 192 тыс. человек.

Во-первых, никто не может сказать, с какой радости, объявив о своей внеблоковости, наша страна вдруг принялась сокращать армию (ранее численность ВСУ устанавливалась исходя из планов вступить в НАТО и, таким образом, получить коллективные гарантии безопасности, а исходя из чего она сокращается сейчас, когда такие гарантии не светят?).

Во-вторых, откуда вообще высасываются эти цифры? Почему 192 тыс, а не, например, 195 тыс или 187 тыс? Этого не знает никто, цифры тупо берутся с потолка (если у кого иная информация – пожалуйста, приведите аргументы, очень интересно послушать). О какой-то оборонной достаточности здесь говорить смешно.

Недостаток наших нынешних предложений (на данном этапе) состоит в том, что мы пока не называем этот важнейший параметр – численность ВСУ. По одной простой причине: мы исходим не из желания кому-то понравиться и не демонстрировать своих военно-политических амбиций, а из стремления понять, какая именно армия нам нужна. Говоря об активном нейтралитете, мы должны сначала оценить имеющиеся и потенциальные военные угрозы Украине, определить силы и средства, которые нам нужны для их нейтрализации, а потом уже называть конкретные цифры.

То есть нам еще предстоит проанализировать угрозы на всех направлениях, и только тогда понять, сколько корпусов, бригад, батальонов, и на каких направлениях, нам нужно иметь в Сухопутных войсках (по умолчанию предлагаем оставить структуру «батальон-бригада», поскольку «полк-дивизия», вполне очевидно, полностью исчерпала себя в ХХ веке). Сколько боевых самолетов в составе ВВС позволят нам эффективно действовать против любого противника (предлагаем нынешним Воздушным силам как ВВС+ПВО дать все же общее название ВВС, как это принято в мире). Какая структура и состав ВМС позволит нам как успешно отстаивать роль регионального лидера в Черноморском регионе, так и принимать участие в международных операциях и проводить собственные (например, антипиратские или по эвакуации своих граждан) в океанской зоне. Некоторые наброски по этой структуре есть, но все это требует обсуждения, уточнения и приведения к общему знаменателю.

Еще один важнейший фактор, который повлияет на численность ВСУ – экономическая модель государства. Суть в следующем. В странах с т.н. рыночной экономикой сильно сократить вооруженные силы при сохранении их боевого потенциала позволяет широкое использование аутсорсинга. В Украине этот термин пока ассоциируется лишь с обеспечением питания личного состава коммерческими структурами, что позволяет освободить лс от выполнения «несвойственных ему функций». В мире это понятие куда шире. Обычно компании, продающие армии и флоту вооружения и технику, в пакет услуг вносят и предложения по техническому сопровождению, ремонту и обслуживанию ВВТ. То есть, грубо говоря, у нас на одного летчика и его истребитель приходится с добрый десяток механиков и прочего обслуживающего персонала – аэродромной обслуги. Они участия в боевых действиях не принимают, но носят погоны и являются военнослужащими, т.е. входят в численность вооруженных сил. На Западе эти люди – гражданский персонал компаний, с которыми МО заключает контракты, и военными не являются. Таким образом, передача функций обслуживания в самом широком спектре частным компаниям позволяет резко сократить численность вооруженных сил (кстати, в Косово НАТОвскую базу «Бондстил», битком набитую личным составом и вооружениями, даже охраняют (!) гражданские секьюрити из фирмы KBR). То есть, определив, насколько мы готовы интегрировать коммерческие структуры в военный сектор, мы можем определить именно «боевую» составляющую ВСУ.

И последнее по поводу численности. В предыдущем материале мы отмечали, что решение задачи обеспечения обороноспособности Украины будет проходит в два этапа.

Первый этап состоит в реформе Вооруженных сил и обеспечении их современными образцами вооружения и военной техники; наращивании подготовленного мобилизационного ресурса; создании с опорой на базу частей и подразделений Вооруженных сил в регионах подразделений Войск территориальной обороны и базы партизанской войны, а также устойчивой системы управления этими структурами.

Второй этап состоит в создании военно-политического оружия сдерживания (тактическое ядерное оружие, ТЯО) и обеспечении с его помощью оборонной достаточности державы. С достижением этой цели Украина постепенно отходит от содержания и подготовки мощного резерва Вооруженных сил, создавая профессиональный резерв ВС (освобождающийся ресурс переходит в распоряжение ВТО).

Структура Военной организации державы. Костяк Военной организации – это Вооруженные силы (ВСУ) и Войска территориальной обороны (ВТО).

Популярні новини зараз

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів

Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Показати ще

Все остальные нынешние т.н. «вооруженные формирования» исчезают – Погранвойска переформировываются в Пограничную охрану (не имея статус военнослужащих), функции Гражданской обороны переходят Войскам территориальной обороны, Внутренние войска расформировываются с передачей функций подразделениям МВД (также не имеющих статус военнослужащих), СБУ лишается военного компонента (военная контрразведка формируется как орган, подчиняющийся высшему руководству страны – этот вопрос требует дополнительного обсуждения).

Отдельный вопрос, требующий обсуждения – разведывательное сообщество.

Основные направления обеспечения обороноспособности Украины: построение профессиональных Вооруженных сил, имеющих на вооружении современные вооружения и военную технику; создание мобилизационного резерва для развертывания Вооруженных сил в случае военной угрозы; подготовка мобилизационных ресурсов для ведения партизанской войны (Войска территориальной обороны).

Военно-административное деление. Должно состоять в формировании округов территориальной обороны при одновременном существовании на их территории оперативных командованиях по нынешней схеме. При этом оперативные командования (ОК) занимаются организацией и обеспечением жизнедеятельности частей Вооруженных сил, округа – подготовкой мобресурсов и созданием базы партизанской войны в регионах (Войска территориальной обороны).

Всего создается пять территориальных командований (Северное, Восточное, Южное, Западное и Территориальное командование «Крым») и совпадающие по их границам военные округа. ОК должны обладать мобилизационными возможностями для развертывания в каждом командовании в дополнение к дислоцирующимся здесь войскам двух механизированных, одной танковой и одной артиллерийской бригады. При невозможности в случае вооруженной агрессии против Украины провести мобилизационные мероприятия для Вооруженных сил, личный состав и вооружение резерва на оккупированной противником территории автоматически переходит в распоряжение Войск территориальной обороны.

Управление. В мирное время кадровыми Вооруженными силами управляет Генеральный штаб. Параллельно действует Штаб Войск территориальной обороны, функционирующий во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, Министерством образования и структурами управления аграрно-промышленным комплексом и промышленностью.

В случае необходимости создается Государственное командование обороны во главе с Президентом как Верховным главнокомандующим, в составе структур ГШ и Штаба ВТО. Этому высшему органу в оперативное подчинение переходят все вооруженные формирования и разведывательное сообщество страны.

Вооруженные силы. Сохранение призыва для комплектования Сухопутных войск со сроком службы минимум 1,5 года (как свидетельствует нынешний опыт, политическое решения установить срок срочной службы 1 год абсолютно не позволяет говорить о подготовке специалистов из числа «срочников»). Вариант – контрактная служба с длительностью первого контракта 4 года и последующим подписанием контрактов на 3 года. Из отслуживших контрактников формируется мобилизационный резерв для развертывания Вооруженных сил в случае военной угрозы, а также «действующие» кадры для ВТО.

Также на базе частей Вооруженных сил проходит подготовку резерв Войск территориальной обороны (затем вопросами поддержания боеготовности занимаются непосредственно структуры ВТО). Система ВТО подразумевает предварительную подготовку учеников в общеобразовательных школах и студентов младших курсов в вузах, краткосрочную начальную подготовку (для тех, кто не попадает служить в ВСУ) по достижению призывного возраста на базе частей ВСУ, а затем – сборы на базе подразделений уже самих ВТО.

Три вида Вооруженных сил – Сухопутные войска, Военно-морские силы и Военно-воздушные силы (ВВС+ПВО). При этом максимально соответствующие организационно-штатной структуре военного времени – войска ПВО (прикрывающие всю территорию Украины, а в военное время усиливающие прикрытие стратегических объектов и совместно с ПВО Сухопутных войск обеспечивающие прикрытие разворачивающихся и действующих войск).

В каждом ОК формируется полк специального назначения (СпН) в непосредственном подчинении командования Сил специальных операций при Генштабе, и два «морских» полка СпН в Очакове и Севастополе с Центром специальных операций в Кировограде и Морским центром специальных операций в Очакове.

Сухопутные войска – основной вид Вооруженных сил. Основа СВ – механизированный батальон. Костяк – армейские корпуса, в состав которых входят отдельные механизированные, танковые, артиллерийские, воздушно-десантные и аэромобильные бригады (последние имеют в своем составе эскадрильи военно-транспортных вертолетов), а также части и подразделения обеспечения (связи, инженерные, медицинские и т.д.).

Механизированный батальон как основная единица СВ имеет такую специфику по оргштатной структуре. Во взводе одно отделение оснащено, помимо стрелкового оружия, ручными противотанковыми средствами (РПГ). В роте одно отделение – переносных зенитно-ракетных средств (ПЗРК) и одно безоткатное орудие (станковый противотанковый гранатомет). В каждом взводе в составе первого отделения – снайпер, помимо этого в составе батальона – отдельный взвод снайперов.

В составе Военно-морских сил костяк — 2-3 фрегата (для действий в океанской зоне), минимум 12 корветов (для действий в акватории Черного моря), минимум 5 подводных лодок. Оперативное командование «Крым» создается на базе нынешнего Центра береговой обороны (при этом батальон морской пехоты разворачивается до бригады). «Сухопутный» и «морской» полки СпН, а равно Морской центр специальных операций могут в случае активных боевых действий переходить в оперативное подчинение штабу ВМС и обладают возможностями широкомасштабных диверсий в береговой зоне и на море. Также в составе ВМС – минимум две бригады морской авиации.

В составе Военно-воздушных сил – пять воздушных командований (по оперативным командованиям). В составе каждого – зенитно-ракетные, радиотехнические бригады и отдельные полки, а также бригады тактической авиации и по полку транспортной авиации. К этому необходимо решить вопрос возрождения дальней бомбардировочной авиации и сформировать минимум 2 полка ДБА центрального подчинения.

Ядерный статус. С возвращением ядерного статуса в составе Вооруженных сил создается отдельный род войск – Стратегические ракетные войска (СРВ). Тактическими ядерными боеголовками оснащаются перспективные оперативно-тактические ракетные комплексы с дальностью до 400 км (в настоящее время идет речь об окончании работы над МФРК «Сапсан» с дальностью 280 км, при этом необходимо предусмотреть возможность его оснащения ядерной БЧ). Также тактические ядерные боеприпасы (авиабомбы) поступают на вооружение ВВС.

Таким образом, ядерный потенциал Украины составят:

— оперативно-тактические ракеты с ядерной БЧ (до 300 боезарядов);

— авиабомбы (до 200 шт).

Мощность данных боеприпасов — малые (1 — 10 кт) и средние (10 — 100 кт).

Важная оговорка: законодательством должен быть предусмотрен запрет на применение своими войсками ядерного оружия на своей территории в случае оккупации части Украины. Освобождение оккупированных территорий осуществляется силами Войск территориальной обороны методами партизанской войны и Вооруженных сил с помощью обычных средств поражения. В качестве ответа и в случае возможности могут наноситься ядерные удары по территории противника.

Войска территориальной обороны. Частично играют роль национальной гвардии, т.е. состоят в основном из резервистов, в военное время действуют совместно с ВС по решению общих задач. Но также и выполняют специфическую задачу.

В мирное время решают иные задачи, среди которых:

— ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

— борьба с экстремистскими группировками и бандформированиями;

— в отдельных экстренных случаях оказание помощи правоохранительным органам для проведения отдельных операций по нейтрализации угроз обществу;

— выполнение мероприятий карантина на определенных территориях, а также мероприятий чрезвычайного положения;

Специфическая задача ВТО – формирование в мирное время ресурсов и проведение подготовки кадров для ведения партизанской войны в случае вооруженной агрессии против Украины и оккупации части или всей ее территории. Важное законодательное обеспечение – разработка и принятие в Украине «Закона о Войсках территориальной обороны», позволяющего частным лицам, являющимся резервом ВТО, хранить в домашних условиях нарезное огнестрельное оружие.

Действующий резерв ВТО состоит из военнообязанных лиц трех категорий, в зависимости от возраста, специальности и уровня подготовки. Подготовка резерва ВТО начинается с 6-го класса общеобразовательной школы, и по достижению призывного возраста (18 лет) распределяется по категориям в зависимости от состояния здоровья, морально-психологических качеств и уровня подготовки. В стране действует система социально-правового обеспечения категорий резерва ВТО (в частности, дающая право лицам 1-й категории льготного обучения в гражданских вузах, получения государственного медицинского страхования и пр.).

На предприятиях промышленности и аграрно-промышленного комплекса, в вузах, при местных органах исполнительной власти создаются подразделения, части, соединения и объединения ВТО. Бойцы ВТО проходят регулярные сборы под управлением региональных штабов Войск. Лица 1-й категории резерва хранят дома личное оружие и прибывают на сборы с ним. Регулярно проводятся учения по организации территориальной обороны и ведению партизанских действий совместно с частями Вооруженных сил. При подготовке резерва ВТО учитывается география того или иного региона.

Лица 2-й категории – все лица женского пола и представители социально значимых (врачи, учителя) и государственно важных профессий (работники стратегических предприятий). Они проходят менее интенсивную подготовку и не столь частые сборы, их личное оружие хранится в местах постоянной дислокации местных подразделений ВТО, либо на их полевых базах.

Лица 3-й категории – обладающие низкими показателями физического здоровья. Они проходят только базовую подготовку и являются «резервом резерва», выполняя в военное время небоевые задачи.

Основа войск – отряды ВТО численностью 10-15 человек, формируемые на предприятиях, при местных органах исполнительной власти и в вузах. Отряды ВТО вооружаются легкими стрелковыми вооружениями. Это автоматы и пулеметы, ротные и станковые крупнокалиберные пулеметы, снайперские винтовки, ручные противотанковые гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы, а также (на батальонном уровне и выше) – станковые автоматические гранатометы, безоткатные орудия (реактивные гранатометы), огнеметы, минометы разных калибров. Активно изучается подрывное дело.

Отряды объединяются в роты и батальоны (10 отрядов в одном роте, от 5 до 10 рот в батальоне). Командование отрядов назначается из наиболее подготовленных резервистов ВТО или резервистов ВС, командование батальонов – из офицеров ВТО. Административные районы с сформированными на их территории отрядами, ротами и батальонами представляют собой бригады ВТО или отдельные батальоны ВТО (в зависимости от численности населения в районе), области – дивизии, военные округа – фронты ВТО.