Выдвижение Генпрокуратурой подозрения Александру Януковичу, Ставицкому и Литовченко в причастности к завладению резиденцией «Межигорье» ставит в качестве следующего шага вопрос о привлечение к ответственности всех чиновников, которые готовили, согласовывали и утверждали документы, «узаконившие» кражу у государства данной собственности. Это нужно не из-за «жажды крови» пособников «преступного режима», не ради успокоения возмущений простых граждан фактическим саботажем нынешней властью процесса возврата награбленных «Семьёй» активов, а для воспитания всего корпуса украинских госслужащих на государственнических, а не коррупционно-лакейско-приспособленческих принципах (об этом автор писал тут и тут). Без такого практического научения широко разрекламированное сегодня реформирование системы государственной службы в Украине на западных стандартах станет очередной профанацией и тратой немалых денег. Причём как спонсорских (международных финансовых организаций и ряда правительств европейских стран), так и бюджетных.

Для того, чтобы понять, чиновники каких ведомств и за какой период своей деятельности должны понести ответственность за «подмахивание» подписей на документах по «Межигорью», вспомним историю «скромной хатынки» Януковича, как символа коррупции президентского масштаба.

До 1935 года на территории современной резиденции находился Межигорский монастырь. В апреле 1935 Политбюро ЦК КПСС года издало указ об уничтожении всего комплекса, который был исполнен в том же году. В советское время «Межигорье» было резиденцией Павла Постышева, Станислава Косиора, Никиты Хрущёва и Владимира Щербицкого. В течение этого периода её местонахождение было скрыто от общественности.

Вступив в должность премьер-министра в 2002 году, Виктор Янукович безвозмездно получил от Фонда госимущества дом № 20 площадью 325 м² на территории резиденции. 1 апреля 2003 года Янукович при посредничестве донецкого благотворительного фонда «Возрождение Украины» арендовал дом № 20 и 3 га земли. Согласно договору, стоимость аренды — 3,14 гривен в месяц за сотку, срок — 49 лет, цель — «осуществление мероприятий по содействию реализации общегосударственных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения» (предел политико-морального лицемерия – Авт.).

В марте 2005 года заместитель Генерального прокурора обратился в Хозяйственный суд Киева по поводу отчуждения резиденции в интересах правительства и Фонда госимущества. 10 мая иск был удовлетворен в пользу государства, а 20 мая решение вступило в законную силу.

23 ноября 2006 года, при втором премьерстве Януковича, Высший хозяйственный суд отменил решение, которым разрывался договор аренды. Дело было передано на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд Киева. 5 марта 2007 года представитель правительства Виктора Януковича Елена Лукаш отозвала иск.

9 июля 2007 года президент Украины Виктор Ющенко подписал секретный указ № 148, в котором говорилось: «Правительственная дача на территории комплекса отдыха Пуща-Водица предоставляется в пользование главе Кабмина Виктору Януковичу».

11 июля 2007 года Янукович издал распоряжение правительства № 521, согласно которому Национальная акционерная компания «Надра Украины» получила государственную резиденцию и территорию 137 га в «Межигорье». За «Надра Украины» отвечает Министерство экологии, которое тогда возглавлял Василий Джарты — бывший руководитель избирательного штаба Януковича. Вскоре НАК заключила бартерный обмен с компанией «Мединвесттрейд», после чего правительство утвердило обмен резиденции на два здания на Парковой аллее в Киеве. «Мединвесттрейд», в свою очередь, продал приобретённую резиденцию компании «Танталит». В то время цена имущества оценивалась в 1 миллиард гривен (200 миллионов долларов).

Основанная в Донецке компания «Мединвесттрейд» подавала иск о неправомерности отчуждения и проиграла его 22 октября 2007 года. Так же они проиграли апелляцию — то есть в законную силу вступил судебный вердикт, который фиксировал правомерность действий с выводом «Межигорья» из государственной собственности.

В мае 2008 года министерство внутренних дел объявило в розыск директора «Мединвесттрейда» Геннадия Герасименко, который, по мнению МВД, был вовлечён в схему выведения резиденции из государственной собственности.

После назначения премьер-министром Юлии Тимошенко её правительство отменило указ, передавший резиденцию фирме «Надра Украины», вернув её под контроль правительства. В марте 2008 года генпрокурор Александр Медведько написал Тимошенко, что действия должностных лиц «Надра Украины» по обмену резиденции «Межигорье» были законными и оспорить их невозможно, так как они уже обжаловались и выносилась окончательная апелляция в пользу Януковича. 28 июля 2008 года Хозяйственный суд города Киева отменил решение Кабмина и вернул «Межигорье» в собственность Януковича.

1 сентября 2009 года, после объявленного премьером Тимошенко намерения обжаловать отчуждение «Межигорья», по указанию депутата от «Партии регионов» Николая Джиги из Вышгородской администрации были изъяты 27 оригиналов документов об аренде земельного участка, которые впоследствии были направлены в сейфы Генеральной прокуратуры. 27 января 2010 года частное предприятие «Да Лат» подало иск в Высший хозяйственный суд о незаконности сделки купли-продажи бывшей резиденции «Межигорье» и проиграло его.

По состоянию на 2010 года бывшая правительственная резиденция «Межигорье» была распределена между тремя частными субъектами — ООО «Танталит» (129 га), благотворительным фондом «Возрождение Украины» (7,6 га) и гражданином Виктором Януковичем (1,7688 га). На территории комплекса были расположены яхтенный причал, конный клуб, тир, теннисный корт и другие развлекательно-туристические объекты, а также зоопарк с разными животными (такими как кенгуру, австралийский эму, американский нанду, павлины, фазаны, австралийские гуси, земляной заяц), искусственное озеро, которое питается водой из десяти артезианских скважин, и охотничьи угодья. На одном из выездов из резиденции был устроен гараж на 70 единиц техники. Все 140-гектаров «Межигорье» были ограждены пятиметровым забором по периметру. Янукович же утверждал, что ему в комплексе принадлежат только «дом и земельный участок площадью около гектара».

Популярні новини зараз

Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»

Водіям нагадали важливе правило: коли включати "поворотники" у місті та на трасі

Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців

МВС спростило процедуру отримання водійських прав: що можна зробити самостійно

Показати ще

Однако, согласно расследованию журналиста «Украинской правды» Сергея Лещенко, соучредитель фирмы «Танталит» Павел Литовченко выступал доверенным лицом Януковича и также являлся основателем фирмы, в число конечных акционеров которой входил Александр Янукович — старший сын экс-президента. Другая фирма-соучредитель «Танталита» связана со структурой, на которую зарегистрирована австрийская компания Activ Solar и опосредованно принадлежала экс- секретарю СНБО Андрею Клюеву и его брату Сергею.

В сентябре 2013 года номинальным владельцем «Танталита» стал Сергей Клюев, который сообщил, что приобрел компанию у экс-народного депутата от Партии регионов Игоря Гуменюка. В начале 2015 года стало известно, что Сергей Клюев продал свою долю в ООО «Танталит» самому «Танталиту».

Из новейшей истории «Межигорья» можно выделить цепочку государственных инстанций, которые участвовали в противозаконной передаче резиденции во владение Януковича: Кабинет Министров (первичное распоряжение) – Фонд госимущества (передача в пользование дома № 20 и фактически в бесплатную аренду земли) – Державный комитет по земельным ресурсам (оформление актов на право пользование землёй) – Вышгородская районная госадминистрация — Высший и Киевский городской хозяйственные суды – генеральный прокурор Медведько – президент Ющенко — министерство экологии и природных ресурсов – государственная НАК «Надра Украины».

Автор статьи пока не имеет возможности по фамильно (до начальника отдела и управления) проследить всю цепочку фондовских и министерских чиновников, служащих НАКа и судей, которые помогали Виктору Януковичу противозаконно присваивать себе государственные активы. Но работая в 2002 -2009 годах в Фонде госимущества в должности начальника Управления по контролю за исполнением документов высших органов власти, ориентировочно знаю, кто изначально в этом ведомстве вольно или невольно ему в этом поспособствовал.

В 2002 году в ФДМУ из секретариата правительства, который подчинялся (и подчиняется до настоящего времени) министру Кабинета Министров пришло распоряжение передать в безвозмездное пользование премьеру Януковичу дом № 20 площадью 325 м² на территории резиденции «Межигорья». Занимая в то время должность начальника управления по контролю за исполнением распоряжений высших органов власти я был в курсе, что в Фонде госимущества этот документ отрабатывали подразделения, которые подчинялись первому заместителю председателя Михаилу Чечетову и заместителю председателя Сергею Глушко. Именно они ставили «результирующие» подписи под распоряжениями, которыми дом отчуждался. В 2003 году, уже после замены «донецкими» на посту главы ведомства Александра Бондаря на Чечетова, именно по указанию последнего его заместитель Дмитрий Парфененко (нынешний первый заместитель Игоря Билоуса) подписывал документы по сдаче в аренду дома и земли.

Помимо этого, как минимум ещё один раз в 2007 году чиновники Фонда госимущества согласовывали документы, направленные Министерством экологии об аренде 127 га земли и бартерном обмене резиденции «Межигорье» на два здания на Парковой аллее в Киеве, который в последствие был утверждён правительством. Автор не знает, кто из замов тогдашнего главы приватизационного ведомства Валентины Семенюк подписывал названные документы. Но данной информацией владеет Виталий Пилькевич, который в 2002-2003 годах был начальником Управления по вопросам государственного имущества ФДМУ и в 2005 -2009 годах — директором Департамента по вопросам управления государственным имуществом и арендных отношений. Знает об этом и тогдашний директор Юридического департамента Олег Шмуляр, так как все без исключения документы Фонда и любого другого ведомства визируются сотрудниками этого подразделения.

На сегодня бывшие председатели ФДМУ Михаил Чечетов и Валентина Семенюк мертвы (по официальной версии они покончили жизнь самоубийством), Сергей Глушко давно уже не чиновник. Однако продолжают оставаться госслужащими помощник Чечетова в 2000 – 2003 годах Андрей Гудзь (ныне Директор Департамента коммунальной собственности Киевской городской госадминистрации), Дмитрий Парфененко (первый зам председателя Фонда госимущества), Виталий Пилькевич (ныне директор Департамента коммуникационного обеспечения‚ работы с Верховной Радой и распоряжения государственным имуществом ФДМУ) и Олег Шмуляр (ныне первый заместитель директора Департамента коммунальной собственности КГГА).

Конечно же чиновники Фонда госимущества различных уровней не могли даже предположить, что в результате подписания ими документов, положивших начало незаконному отчуждению правительственной резиденции «Межигорье» Виктором Януковичем, оно превратится в символ коррупции президентского масштаба. Поэтому их ни то что по закону, но и исходя из здравого смысла нельзя привлечь к уголовной ответственности. Конечно же, вышеназванные фигуранты, как и все госслужащие ФДМУ, Кабинета Министров, Министерства экологии и природных ресурсов, Держкомзема, Вышгородской районной госадминистрации, сотрудники НАК «Надра Украины», судьи Высшего и Киевского городского хозяйственных судов, которые подписывали бумаги по «Межигорью» не попадут под «мини Гаагу для всей преступной власти Януковича», которую на днях пообещал Главный военный прокурор Анатолий Матиос. Они должны понести политико-правовую и моральную ответственность.

На практике она, на наш взгляд, предполагает, во-первых, пожизненное отлучение путём люстрации всех «подписантов» от госслужбы. К сожалению, в Фонде госимущества происходит всё наоборот. Если верить официальной информации, после Революции Достоинства там был люстрирован приказом от 20 октября 2014 года на основании, предусмотренном Законом Украины «Про очищение власти» (п. 72 ст. 36 КЗпП Украины), только начальник Регионального отделения ФДМУ по Хмельницькой области Игорь Люшенко. В то же время Дмитрий Парфененко, Виталий Пилькевич, Андрей Гудзь и Олег Шмуляр, которые помогали «преступному режиму» в период президентства Виктора Януковича дерибанить государственные активы по смешным ценам, каким-то образом избежали этой участи. Более того, Парфененко под шум по поводу оккупации Крыма, олигархи приподняли с должности начальника Главного управления коммунальной собственности КГГА сначала до первого заместителя председателя Фонда госимущества, а затем и и.о. главы приватизационного ведомства (пробыл в этом качестве почти год). По инсайдерской информации, его на должность «благословил» сам Порошенко на специальной аудиенции в июне 2014 года.

Во-вторых, необходимо подготовить с помощью правоохранительных органов специальную брошюру, в которой изложить историю «Межигорья», и указать фамилии всех чиновников, которые на различных этапах помогали Александру Януковичу, Ставицкому и Литовченко незаконно передать бывшую правительственную резиденцию во владение экс-президенту. Причём в самом нынешнем музее «Межигорье» на уличном стенде перед входом в любимую Януковичем «Хонку» нарисовать красочную схему этапов её прикарманивания с перечислением «золотыми буквами» фамилий всех вольных или невольных помощников Виктора Фёдоровича до уровня главного специалиста. А в Национальной академии управления при Президенте Украины, которая призвана готовить руководящие кадры для госаппарата, должен читаться на примере «Межигорья» специальный курс лекций, как поступать госслужащему, когда начальство заставляет его готовить или подписывать противозаконные документы.

Предвижу, что некоторые читатели скажут, что это жестоко и несправедливо, так как чиновники лишь выполняли указания вышестоящих начальников, и посему не должны нести никакой ответственности. Но история XX столетия даёт множество примеров как поступали в таких ситуациях в различных странах и у различных народов. Если даже не брать в учёт тоталитарную практику Советского Союза, при которой после Второй Мировой войны даже граждане, сотрудничавшие с немцами во время оккупации и не совершившие преступлений, отбывали сроки в Сибири, в цивилизованной Франции, за аналогичное поведение в 1940-1941 годах все чиновники режима Виши и все коллаборационисты фашисткой администрации на остальной территории страны, были так же осуждены. Подверглись общественной обструкции и на несколько лет лишены гражданских прав проститутки и женщины, которые ради выживания были вынуждены спать с оккупантами.

В конечном счёте, Нюрбергский процесс постановил, что в преступлениях фашистского режима виновны не только Гитлер и верхушка вождей Третьего рейха, отдававших приказы, но и рядовые их исполнители. Это касалось и военных, вся профессиональная деятельность которых, как известно, обусловлена строгой иерархией и строится на беспрекословном выполнении приказов командиров и начальников. И даже в поствоенной Германии практически все офицеры немецкого Вермахта были осуждены на различные сроки.

Так что общественность ждёт от вас, господа Порошенко, Луценко, Аваков следующего шага в привлечении к ответственности действующих чиновников, причастных к прихватизации Януковичем «Межигорья». А то что-то вы взяли за манеру объявлять подозрения только тем, кто в бегах, и которых «достать» невозможно.