Сегодня в эфире нескольких телеканалов президент Украины Петр Порошенко заявил, что не существует никакой альтернативы Минскому процессу. Позволим себе категорически с этим не согласиться и докажем, что альтернатива Минску-2 существует.
Чем опасен Минский процесс в своем финале я писал недавно в статье «Почему реализация Минска-2 приведет к фатальным последствиям и альтернатива для Украины«. Потому повторяться не буду, а покажу что Порошенко (либо любой другой политической силе) не нужно бояться развертывать альтернативу Минску-2. Например, принятие законопроекта нардепа Оксаны Сыроид о предоставлении окупированным территориям Донбасса и Крыма статус оккупированных на бесрочный период. Этому процессу может предшествовать общенациональный референдум на который должен будет вынесен этот вопрос. Референдум можно провести и после принятия закона ВРУ, чтобы легитимизировать его в глазах Запада. Но логичнее сделать это до принятия законопроекта, чтобы иметь время для маневра и коррекции нашей позиции. Нам выгодно тянуть время под тем или иным предлогом, а вот Западу после Брексита и череды других референдумов будет тяжело что-либо возразить. Поэтому, чем сильнее будет давление Запада по Минску-2, тем быстрее надо начинать организацию альтерантивного варианта.
Майское исследование Украинского Института Будущего показало, что значительная часть украинцев уже тогда была готова принять такой вариант. Как видим на графике, данную идею поддерживали в конце весны 25,8% украинцев и она была на первом месте.
На этом графике мы видим, что к более радикальному силовому варианту возврата Донбасса склоняется молодежь. А вот люди среднего возраста больше всего поддерживают вариант с референдумом.
На этом графике мы видим, что наиболее популярна идея референдума на западе Украины, а также в центральных и южных областях. А вот силовой вариант больше поддерживают в центре Украины. На востоке, естественно, украинцы против референдума и силового варианта.
Вполне логично задаться вопросом, а если бы президент Петр Порошенко решился бы на проведение референдума, то какие бы результаты бы мы получили. Мягко говоря, они бы удивили Петра Алексеевича, поскольку, оказывается, граждане поддержали бы эту идею даже с учетом того, что более полутора лет нам говорят, что альтернативы Миинскому процессу нет. Как видим, 42,2% от опрошенных поддержали бы идею референдума. Это означает, что он прошел бы успешно, поскольку бы около 55% проголосовали от общего количества пришедших на референдум, уверенно сказали был ЛДНР bye-bye.
Самое смешное, что среди тех, кто поддерживает Порошенко количество сторонников референдума выше, чем среди других кандидатов. Петр Алексеевич, не нужно недооценивать своего избирателя:)
У Туреччині спрогнозували "переломний момент" війни в Україні
В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося
У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії
Помер народний депутат України
Как видим, больше всего поддержали бы повестку референдума в возрастной группе 25-34, чуть меньше поддержка в возрастной группе 35-49 — 44,5%.
В региональном разрезе мы видим, что наибольший энтузиазм отправить ОРДЛО в бессрочный оккупационный полет демонстрируют жители западной Украины — 55,4%, чуть слабее результат южный областей -46,1%, еще чуть меньше в центре — 42,6% и на севере страны — 37,9%. Восток Украины традиционно против — там всего 14,4% проголосуют «за» эту инициативу, еще 32,9% голосовали бы «против», а 39,6% жителей восточных областей просто не пошли бы на такое важное мероприятие. Действительно, зачем тратить время на чепуху, когда можно принять то, что решат за тебя сознательные и активные.
Такие результаты напрямую связаны с тем, что за годы войны у 39,8% украинцев отношение к Донбассу изменилось в худшую сторону. Очевидно, что эта усталось постепенно нарастает.
На этом графике мы видим парадокс. Оказывается, отношение к Донбассу в худшую сторону изменилось у 33,5% жителей восточной Украины, а на западе негативные настроения еще выше — 52,7%
Теперь отвлечемся от референдума и посмотрим на примеры социальной шизофрении. В частности, должна ли Украина придерживаться Минских соглашений. Здесь у Петра Алексеевича есть повод для оптимизма — 54,9% считают, что должна:) .
Электорат Петра Порошенко в этом вопросе его поддерживает. Молодцы!:)
Только вот печалька, еще большее количество респондентов уверены, что Минские соглашения не способны решить проблему конфликта на Донбассе. Только 21,7% уверены, что Минские соглашения способны прекратить войну на востоке Украины.
Здесь мы видим, кто больше всего выиграет от реализации Минска-2. Как видим, разброд и шатания в массах.
Картина по регионам показывает такую же тенденцию и различные трактовки в различных регионах страны.
Итого, что нам показывает исследование Украинского Института Будущего:
1. Оно показывает, что украинцы скептично относятся к Минскому процессу и не связывают с ним решение проблемы конфликта на Донбасса. Его поддерживают только от безысходности, поскольку власть не предлагает альтернатив. Иначе трудно объяснить, когда 54% поддерживают Минск-2, но 57% уверены, что конфликт на Донбассе он не потушит.
2. Как только украинцам предлагают альтернативы, как на первом графике, то мы видим, что количество сторонников Минска-2 сокращается до 18,2%. Идею референдума в трактовке Сыроид поддерживают 25,8%, еще 20% высупают за силовое решение. Еще 15,4% считают, что нужно ждать, пока ситуация изменится к лучшему. И, внимание, 5,2% готовы признать независимость ЛДНР! А Петр Алексеевич говорит, что нет альтернатив Минску:).
3. Как только украинцам предлагают одну внятную альтернативу — референдум с приданием ОРДЛО статуса оккупированных территорий, то мы сразу видим, что формируется большинство, готовое поддержать такую идею. Очевидно, что многие украинцы устали от войны и готовы поддержать любую инициативу, кажущуюся выходом из сложной ситуации.
4. Можно не сомневаться, что после похорон Моторолы в Донецке, которые стали холодным душем для многих патриотов, количество тех, кто выступает против интеграции ОРДЛО в Украину только выросло. Эта тенденция была уже заметна в майском опросе Украинского Института Будущего, когда 40% украинцев сказали, что отношение к Донбассу за годы войны ухудшилось. Таким образом, все большее количество украинцев начинает все более рационально относится к тому, что проблему ОРДЛО невозможно решить наскоком. Это кардинально отличается от ситуации летом 2014 года, когда более половины населения Украины считали, что проблему Донбасса можно решить силовым путем ( очевидно, под воздействием первых успехов ВСУ).
5. Очевидно, что проблема возврата ОРДЛО превратилась в ключевую тему украинской политики, посколько она определяет будущий баланс сил в украинском государстве и приоритеты его развития на десятилетия. Более того, она определяет вообще будет наше государство существовать или нет. Поэтому эта тема может стать драйвером для новых политических сил и тех старых партий, которые поднимут ее на свое знамя. При этом можно отметить, что в данном вопросе президент проталкивая безальтернативность Минска-2 входит в конфликт с большинством населения, которое безсознательно ощущает риски, связанные с форсированием возврата оккупированных территорий в Украину.
Таким образом, можно сказать определенно, что общество вполне принимает тактическое маневрирование Петра Порошенко в Минском процессе, поскольку он действительно позволило выиграть время для Украины и избежать риска военного разгрома в 2014 году. Но общество вполне и осознает риски, связанные с интеграцией окупированного Донбасса назад в тяжело больное тело Украины. Поэтому общество не только страстно желает альтернативы, но и дозрело до нее. Поэтому каждый патриот сегодня должен повторять на каждом углу: Закон и Референдум.