Кремль делает всё возможное, чтобы введённые Европейским Союзом санкции по отношению к России были сняты. Для этого Москва внедряет финансируемые ею партии в национальные парламенты стран — членов ЕС.
Однако главное для российского руководства – захватить контроль над центром, где принимаются самые важные решения, касающиеся санкционной политики. Нет, речь идёт не о Брюсселе. Целью является Берлин. В Кремле уже давно осознали, что разобщённость в рядах ЕС возможна лишь при условии, что Ангела Меркель покинет пост канцлера. Москва делает всё возможное, чтобы 2017 год стал для политической карьеры Меркель последним.
Испытание Берлином
Предложения, озвученные министрами иностранных дел Германии и Франции в Киеве, а после и заявление немецкого канцлера – Ангелы Меркель о необходимости выполнения Украиной политической части Минских договорённостей, совпали с поражением правящей партии ФРГ – Христианско-демократического союза (ХДС) на местных выборах в парламенты земель Мекленбурга-Передней Померании и Берлина.
Почему так важно проводить параллель между выборами в самой малонаселённой федеральной земле – Мекленбург и в немецкой столице? Ответ довольно прост: эти два ландтага (собрание представителей) важны с точки зрения сохранения власти для лидера ХДС – Ангелы Меркель. Так, в Мекленбурге находится избирательный округ немецкого канцлера на общефедеральных выборах в Бундестаг – парламент Германии, а Берлин является индикатором настроений немецкого населения.
Известно, что и в Мекленбурге, и в Берлине правящая партия показала худший результат за всю историю своего существования. Однако если в первом случае ХДС удалось сохранить целостность «большой коалиции», сформированной двумя крупнейшими политсилами страны – ХДС и социал-демократами (СДПГ), то во втором — бургомистром Берлина, представителем СДПГ — Михаэлем Мюллером было принято решение объединиться с Левой партией и «зелёными», оставив ХДС вне переговорного процесса.
В то же время госпожа канцлер не кривит душой, когда частично признаёт вину за провальный результат, который показала её партия на местных выборах в Мекленбурге и в Берлине. На самом деле Меркель виновата лишь в том, что вовремя не заметила «подарки» Путина – «кризис беженцев» и очередную пятую колонну внутри Германии. Она не учла, что на политической арене её страны помимо немецких партий присутствуют и кремлёвские марионетки.
В первую очередь, речь идёт о партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Этой политсиле уже удалось войти в десять из шестнадцати земельных парламентов Германии, в том числе и в местные советы Мекленбурга и Берлина. Причём на выборах в ландтаг Мекленбург-Передняя Померания АдГ заняла второе место, опередив при этом правящую ХДС.
Примечательно, что во время выборов в берлинский парламент представители «альтернативы» сделали всё возможное, чтобы заполучить голоса русских немцев. К примеру, в программе местной ячейки АдГ значился пункт о сохранении бюджетных отчислений, выделяемых на меры по интеграции русских немцев. Также любопытно, что, согласно опросам, 30% сторонников «альтернативы» доверяют Путину больше, чем Ангеле Меркель.
Известно, что 11 мая отделение АдГ в ландтаге земли Баден-Вюртемберг подготовило резолюцию с требованием отменить санкции против России, после чего «оппозиционеры» отправили документ во все федеральные парламенты Германии. А уже 19 сентября в интервью корреспонденту российского отделения BBC заместитель председателя и один из идеологов партии «Альтернатива для Германии» — Александер Гауланд заявил, что полностью поддерживает предложение своих однопартийцев и добавил, что «мы (немцы) должны отменить санкции, потому что они не работают, они не нужны. Крым не вернется в состав Украины. Поэтому санкции не нужны, потому что ими не изменишь политику России».
Сотрудничество АдГ с Кремлём происходит и на уровне молодёжных структур. Так, согласно информации еженедельника Der Spiegel, пропутинская организация «Молодая гвардия» является партнером молодежного союза АдГ «Молодая альтернатива». Ещё в апреле депутат Европарламента от АдГ Маркус Претцель стал почётным гостем Ялтинского международного экономического форума. Вместе с ним в Крыму присутствовал и 25-летний глава молодежного союза АдГ Маркус Фронмайер. Эта поездка была организована Александром Гауландом.
Проблема состоит в том, что за «Альтернативу для Германии» голосуют те, кто разочаровался в политике Ангелы Меркель. И таких людей немало. Так, согласно последним данным, уровень поддержки АдГ уже составляет 16%. За неделю этот показатель вырос на 2%. Конечно, определить расстановку сил в Бундестаге после выборов 2017 года невозможно, однако очевидно, что через год АдГ войдёт в немецкий парламент и будет влиять на национальную политику государства. Координировать свои действия она будет с Кремлём.
Немецкие челноки
Путін залишив регіони РФ без захисту заради двох міст, - глава РНБО Коваленко
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Пенсіонери отримають доплати: кому автоматично нарахують надбавки
Неслучайным оказался и приезд вице-канцлера, министра экономики Германии Зигмунда Габриэля в Москву сразу после оглашения берлинских результатов. Прихватив с собой представителей немецкого бизнеса, глава социал-демократов провёл переговоры с российским президентом. Хорошо разбираясь в торговле, Габриэль попытался продать Путину главный товар – себя. Министр экономики Германии считает, что у него есть все шансы занять в следующем году кресло канцлера. Именно этот сигнал он и попытался передать российскому руководству. Кремль его понял.
Ошибка Габриэля заключается в том, что он воспринимает результаты волеизъявления в Берлине, как репетицию общефедеральных выборов 2017 года. Он считает, что ему удастся собрать в немецком парламенте берлинский вариант коалиции с левыми и «зелёными».
Однако вице-канцлер, по-видимому, не отдаёт себе отчёт, что даже на уровне местного парламента левым и представителям Партии зелёных будет тяжело ужиться, что уже говорить об уровне федерального собрания! Ведь эти две силы идеологически различны: левые выступают против НАТО и за возобновление сотрудничества с РФ, а «зелёные» наоборот – за НАТО и против Путина.
Кроме того, Зигмунд Габриэль не желает замечать того, что его партия – СДПГ потеряла на выборах в берлинское собрание ещё больше голосов избирателей, чем партия Меркель — ХДС. Учитывая, что эти две политсилы входят в «большую коалицию» на уровне национального парламента, немцы, выступающие против нынешней политики руководства Германии, голосуют не только против Меркель и её политсилы, но и против СДПГ Габриэля. Всё та же «альтернатива» забирает голоса и у ХДС, и у социал-демократов.
Спекуляции Габриэля на тему канцлерства возникли неслучайно. В настоящее время внутри партии Меркель наблюдается серьёзный кризис. Между ХДС, которую возглавляет Меркель, и Христианско-социальным союзом в Баварии (ХСС) – «сестринской партией», с которой ХДС формирует объединённую фракцию в немецком парламенте, уже давно возникли серьёзные размолвки.
Лидер ХСС Хорст Зеехофер выступает за пересмотр Меркель своей политики относительно беженцев. В своём интервью Der Spiegel Зеехофер признался, что может не поддержать действующего канцлера в предвыборной гонке, если она не введёт лимит на приём беженцев. «Здесь речь идет о доверии (избирателей), все просто. Мы должны изменить политику, чтобы вернуть доверие», — сказал политик. Именно давление со стороны Зеехофера подвигло Меркель признать, что она допустила ряд ошибок при урегулировании миграционного кризиса: «В плане оценок миграционного кризиса все было сделано абсолютно правильно, однако, в конечном итоге, в течение некоторого времени не было достаточного контроля».
Позиция лидера ХСС неудивительна. Ещё 3 февраля Зеехофер приезжал на переговоры с Путиным в Москву. Там немецкий политик заявил, что поддерживает снятие санкций с России и возобновление с РФ торгово-экономических отношений. Этот человек отстаивает своё влияние в Баварии, с которой у России всегда были тесные отношения. Его резкая позиция относительно беженцев объясняется тем, что большая часть мигрантов пребывает именно на территорию Баварии. В то же время говорить о том, что глава «сестринской партии» может повлиять на внешнюю политику Германии не приходится. Его волнует исключительно судьба его вотчины, а власть Зеехофера над Баварией возможна лишь в том случае, если Меркель удержит в своих руках пост канцлера. Именно поэтому ХСС не будет расторгать отношения с партией Меркель и вместе с ней пойдёт на очередные общефедеральные выборы.
Таким образом, фантазии вице-канцлера Габриэля о канцлерстве останутся лишь фантазиями. Более того, никакой коалиции с левыми и «зелёными» у главы СДПГ не получится, так как в следующий парламент войдут ещё две партии, которые заберут у них голоса. Ему придётся договариваться со своими нынешними партнёрами – Меркель и Зеехофером о распределении сфер влияния. И заполучить больше возможностей, чем есть у его партии сегодня, у Габриэля также не выйдет, потому что в скором будущем «большая коалиция» расшириться и превратиться в антипутинскую при участии всё тех же «зелёных» и свободных демократов, которые также показывают довольно неплохие результаты на местных выборах. Канцлером же будет Ангела Меркель. Так что Габриэль останется при своих интересах. Продать себя Кремлю по выгодной цене у вице-канцлера не получится.
Говорящая голова Фицо
Сценарий, который Кремль разыгрывает в Германии, идентичен словацкому. Так же, как сейчас в Германии, русские действовали в Словакии во время выборов в Народную Раду 5 марта 2016 года.
Казалось бы, зачем Кремлю вмешиваться во внутреннюю политику Словакии, когда премьер этой страны Роберт Фицо считается даже в Европе ярым приверженцем Путина. Его недавнее заявление об Украине – прямое тому подтверждение.
Но вот незадача. С начала военной агрессии России против Украины Фицо неоднократно высказывался о необходимости прекращения против РФ санкционного прессинга, однако его страна ни разу не голосовала в Совете ЕС за отмену штрафных мер. С одной стороны, Фицо критикует Украину, говоря о невыполнении той Минских соглашений, а, с другой, поворачивает газовый вентиль, направляя российское топливо в украинскую трубу.
Имея большинство в парламенте, Фицо мог себе позволить следовать своей личной логике, которая предполагала поддержание взаимовыгодных отношений и с ЕС, и с Россией. Так, РФ занималась модернизацией военной техники, продавала мирный атом и газ в Словакию, а ЕС обеспечивал финансовую стабильность внутри самой страны. Однако 5 марта ситуация изменилась. Премьер потерял большинство в парламенте.
Частично этому способствовал сам Фицо, который пытался активно разыгрывать антииммигрантскую карту, что привело к росту популярности сил правого толка. Между тем, оказалось, что те праворадикальные политсилы, которые прошли в словацкий парламент, имеют довольно тесные связи с Москвой.
К примеру, Словацкая национальная партия, вошедшая в одну коалицию с правящим «Смер» (со словацкого – курс, направление), выступает за расширение дружеских отношений с путинской Россией. Один из лидеров партии, спикер парламента — Андрей Данко, открыто заявляет, что ЕС не может расширяться бесконечно, именно поэтому Украина и Турция не должны быть приняты в состав ЕС. Ранее он выступал против предоставления американским правительством помощи Украине. Более того, спикер возложил ответственность за украинский кризис на Евросоюз. Он считает, что «Украина не относится к ЕС… Подобная ситуация не возникла бы, если бы в Евросоюзе поняли, что его и НАТО нельзя расширять к границам России». После чего Данко вообще призвал Словакию самоустраниться от конфликта на Востоке Украины.
Однако, кроме таких радикалов, как Данко, Кремлю удалось ввести в словацкий парламент откровенных фашистов – политсилу «Народная партия — Наша Словакия» во главе с Марианом Котлебой, человеком, который открыто заявляет, что «продолжает наследие» Йозефа Тисо — президента Первой Словацкой республики, государства-сателлита нацистской Германии, депортировавшего из страны 60 тысяч евреев.
Примечательно, что в своём ежегодном докладе за 2015 год Словацкая информационная служба (SIS) заявила о влиянии Российской Федерации «на общественное мнение в Словацкой Республике и лиц, которые участвуют в его формировании». А в 2016 году ежедневная газета Sme сообщала со ссылкой на свои источники в спецслужбах, что деньги на избирательную кампанию Котлебы поступали на словацкие счета из Москвы через австрийские фирмы. Уже в конце июня этого года ультраправые попытались отработать вложенные в них Москвой средства, инициируя проведение в Словакии референдума за выход страны из Евросоюза.
Таким образом, для словацкого премьера сложилась неприятная ситуация, при которой он каждый раз, делая шаг, должен оглядываться на Кремль. Но, как известно, Роберт Фицо пытается координировать свою деятельность с немецкими социал-демократами. Когда после парламентских выборов 2017 года СДПГ и Зигмунд Габриэль, её лидер, останутся при своих интересах, а Меркель сохранит за собой пост канцлера, Фицо ничего не останется, кроме как продолжить координировать свою политику с Берлином и поддерживать санкции против России. В общем, чтобы в будущем сохранить за собой премьерский пост, Фицо и дальше придётся петь лживые дифирамбы Путину. Благо он это умеет.
Кипрский мешок
Кипр — важная часть Кремлёвской головоломки. Президент страны – Никос Анастасиадис не отрицает, что является другом Путина. Во время своей встречи с министром иностранных дел РФ – Сергеем Лавровым киприот заявил, что «санкции не дают возможности вести диалог и решать проблемы». Однако в отличие от своего словацкого коллеги, Анастасиадису приходиться не просто оглядываться на Кремль, но и считаться с его интересами.
Как известно, в 2011 году, во время финансового кризиса, Москва предоставила кипрским властям кредит на суму в 2,5 миллиарда евро под невысокий (по сравнению с требованиями международных рынков) процент – 4,5% годовых. Договор предусматривал, что Кипр должен рассчитаться с правительством РФ в 2016 году. Кипр этого сделать не смог, после чего началась история с реструктуризацией долга. Согласно подписанному Путиным закону, срок выплаты задолженности переносится на 2018-2021 годы, а процентная ставка снижается до 2,5%.
Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что взамен реструктуризации долга Москва потребует от киприотов соблюдать её интересы. В первую очередь речь идёт о возможности российских нуворишей размещать в оффшорных зонах Кипра свой нелегальный капитал.
Так, согласно исследованию некоммерческой организации Global Financial Integrity (GFI), в период с 1994 по 2011 год из России было нелегально выведено порядка 211,5 миллиардов долларов. Одновременно в страну было направлено 552,9 миллиардов долларов — также через теневые каналы. В целом же речь идет о сумме, превышающей 760 миллиардов долларов. В 2011 году только из расположенных на Кипре банков было переведено в Россию прямых иностранных инвестиций такого рода на сумму в 128,8 миллиардов долларов.
Однако киприотам приходится не только хранить грязные деньги Кремля, но также и ублажать российское руководство, открыто заявляя на всех площадках о необходимости снять санкции с РФ. К примеру, в начале июля 2016 года парламент Кипра принял резолюцию, в которой призвал правительство страны усерднее работать над отменой штрафных мер.
Документ внесли на рассмотрение представители партии коммунистов — AKEL (Прогрессивная партия рабочего народа). Большинство депутатов поддержало обращение, однако представители партии власти воздержалась. Таким образом Анастасиадис ублажил российскую верхушку и не вступил в конфликт с ЕС. Тем не менее, всё это голосование – фикция, так как все политсилы, входящие в парламент Кипра, так или иначе сотрудничают с Кремлём.
Однако для Москвы Кипр – это больше, чем просто мешок, где можно хранить деньги. От решения киприотов, хоть и частично, зависит переизбрание немецкого канцлера.
Ныне киприоты пытаются сорвать миграционную сделку между Меркель и турецким президентом – Реджепом Эрдоганом. Согласно договорённостям, Турция должна сдерживать наплыв беженцев в Европу, а Меркель должна сделать всё возможное, чтобы Турция стала членом ЕС. Москва же чётко осознаёт, что Меркель сможет сохранить свой пост лишь в том случае, если поток мигрантов в её страну уменьшится.
В данный момент ситуация выглядит так, что Меркель под давлением таких политиков, как Анастасиадис, не может договориться со своим турецким коллегой, а наплыв беженцев не уменьшается. Виновником же сложившейся ситуации является Путин. Тем не менее, переговоры, которые ныне ведутся между властями Кипра и турецкой стороной об объединении острова под одним флагом, вселяют надежду, что Ангела Меркель, которая активно продвигала концепцию примирения враждующих сторон, всё же одержит победу над Путиным и в этой войне.
Путин и сломанная палочка
Что и говорить, из Путина вышел плохой дирижёр. Российский лидер машет своей палочкой невпопад, создавая в Европе кризис за кризисом. «Музыканты», которых он назначает в общий европейский оркестр, бесталанны и глухи к истинным переживаниям самих европейцев. Однако хозяину Кремля осталось недолго управлять этим разношерстным сборищем.
Уже в 2017 году главный немецкий маэстро снова возьмёт бразды правления над оркестром ЕС в свои руки и оштрафует российского дирижёра-недоучку и его трупу за исполнение запрещённого в Европе репертуара. А музыканты Евросоюза снова заиграют в лад. Российскому дирижёру останется просто-напросто сломать свою палочку и уйти на покой. У Кремля ничего не выйдет. Берлин устоит!