Для начала о разнице. Диктатор претворяет в жизнь некую великую идею, спасительную, по его убеждению, для нации, безжалостно сметая с пути тех, кто препятствует, либо ненароком попал под бульдозер.
Палач же хладнокровно реализует чье-то чувство мести — власти или общества, выдаваемое за справедливость, и никакие заоблачные идеи его не торкают.
Рассуждения о противоречивом историческом пути Украины зачастую сводятся к отсутствию своего Де-Голля в шароварах — патриотического решительного лидера, который без чуждого «гуманизьму» за шиворот втащит вяло брыкающуюся страну в светлое богатое будущее.
Оппоненты автократии соглашаются, что да, народ им попался неудачный, почти бракованный: терпит до крайности и в неподходящий момент взрывается неуправляемо. Однако твердую руку ищут не личностную, а коллективную — партию, общественное движение, Переходное Правительство — хотя и диктатора, конечно, но деперсонифицированного, в помазанники не рвущегося.
Отчасти ко вторым отношу и себя. И констатирую, что ныне в Украине складывается отвратительная общественно-политическая ситуация, крайне благоприятная для вылупливания гадких диктаторов разного толка. Помните, как у Булгакова в «Роковых яйцах»?
Более того, ряд политических сил содействует этому процессу.
Повышение коммунальных тарифов до реальной стоимости, разумеется, необходимо. Оно было бы уместно году в 2003-ем — экономика на подъеме, международная конъюнктура благоприятствует, уходящему Кучме на рейтинг плевать. Вот вместе с переходом к парламентско-президентской республике надо было и тарифы оптимизировать.
А сейчас имеем геополитический, макро и микро экономический, социально-общественный кризисы, так еще и недоверие к власти зашкаливает до предреволюционного. Никакой МинСтець ни за какие деньги не убедит украинцев, что новые тарифы на ЖКХ — справедливые. Потому что коррупционные нитки торчат из каждого тарифного шва.
Идиотов во власти у нас мало, даже при Януковиче, что не мешает принимать идиотские решения. Вот и сейчас власть серьезно готовится к потенциальным протестным волнениям на тарифной и прочей экономической почве. План противодействия многоуровневый.
На первом — разнузданная дискредитация как самой идеи протестов («работа на Путина»), так и протестных лидеров: от известных оппозиционеров до новых потенциальных фигур.
На втором — жесткое противостояние со стороны силовиков, которых готовят тщательно, и готовят им техническую базу, вплоть до демонстративного ремонта водометов. На этом уровне рассматриваются и варианты провокаций, вроде гранаты, однажды загадочным образом уже пронесенной через все посты и кордоны под Верховную Раду.
А на третьем — политический финт ушами, когда вроде бы под давлением общества власть идет на уступки и назначает досрочные выборы в парламент, стравливая пар в гудок. И переходит на заранее подготовленные позиции, где в комплект к переименованному БПП выступят проекты-сателлиты, вроде мураевской «За жизнь», а также перекрасившиеся во все цвета радуги мажоритарщики. В совокупности они якобы обеспечат для нынешней власти исчерпывающее большинство в Раде.
И вот тогда, после реализации сего плана, имеющего коллективное авторство, можно будет закручивать гайки. На каждой высунувшейся голове. Со стопором, чтобы не ослабли.
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
Українським водіям порадили оновити права: у чому причина
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
В Україні знизилися ціни на рибу: свіжа вартість коропа, оселедця та скумбрії
Власть в этом уверена. Не эта первая, не она последняя.
Оппозиция тоже готовится.
Причем, бывшие регионалы готовятся к чисто бизнесовой схемке: на старте договариваемся с Банковой о взаимодействии, потом на протестной риторике набираем изрядный процент, а потом по набранному уточняем, сколько чего хотим за сотрудничество.
Те, кого принято называть демократической оппозицией, хотят всю полноту власти. И ради этого готовы зажечь изрядный пожар и вокруг тарифов, и вокруг «минского сговора», и вокруг экономических успехов правительства, исчисляющихся мнимыми числами в неэвклидовом пространстве.
Гражданское общество Украины не остается на обочине и нацеливается на горячую политическую зиму в надежде перехватить инициативу. Оно намерено убедить возбужденных граждан в безальтернативности обнуления всех «бывших» и «нынешних», различить которых сложно даже при вскрытии. И запустить переучреждение державы на основе нового Общественного Договора, разрабатываемого обществом, а не властью.
Складывается стойкое впечатление, что все три силы настолько размечтались о своих профитах от возможных протестов, что начинают эти протесты сознательно или неосознанно приближать. Провоцировать даже. Власть, в первую очередь. А как иначе расценить, что злополучные тарифы повышаются в немалой степени за счет коррупционной составляющей?
Безумные кочегары сдают обшивку судна на металлолом, а командный состав «Титаника» стоически не обращает внимания? Не верится.
При этом нельзя забывать, что Кремль непременно постарается поучаствовать в наших турбулентностях.
Напомню, что в физике задача трех тел решается лишь в частных случаях. Про четыре и говорить нечего.
Правители с придворными аналитиками слишком часто убеждены, что все пойдет по старым шаблонам. И если они учтут ошибки туповатых предшественников, то выйдут с победой. В смысле, с устойчивой диктатурой.
Но получается вроде похоже, но не совсем. Ровно настолько, что заготовки не срабатывают. К тому же власть бездарно расходует свой ресурс манипуляции.
Если сейчас общество ведется на семейные гнездышка Лещенко и Залищук размером с хоккейное поле, то со временем привыкнет. Как к любому повторяющемуся раздражителю. И скандальные вбросы перестанут отвлекать от насущных проблем. Как раз к зиме-весне основные пропагандистские заряды расстреляют по депутатствующим воробьям и сорокам.
Но самое главное, что противоборствующие силы неверно оценивают приоритеты и побочные эффекты в развитии внутриполитической ситуации в Украине.
Все ждут Де-Голля, Ататюрка, Пиночета, на худой конец, Сталина, который чудовищной ценой, но таки обеспечил суверенитет своей державы. А рискует появиться Марат — «Друг народа», ярый сторонник террора и права «забрать у богатых и поделить меж бедными». Да-да, идеологом шариковщины является именно один из отцов Великой Французской революции Жан-Поль-Марат. Который ничего не построил и не возродил, но с чьей подачи пролились бассейны крови.
Дефицит незапятнанных лидеров, пользующихся всенародным доверием, разобщенность и местечковость протестной оппозиции, а главное, отсутствие четкой программы преобразований страны, понятной и поддерживаемой большинством граждан — это один из взрывоопасных компонентов.
Второй — запредельная наглость власти, мародерствующей массово и неустанно, выходящее за здравый смысл игнорирование самых насущных требований общества (яркий пример — судебная система!), фарисейство, цинизм, утрата инстинкта самосохранения так называемыми элитами.
В общественно-политическом смысле это натуральная объемная взрывчатка, которая по разрушительной силе уступает только атомному боезаряду.
В результате Революции Достоинства общества не получило справедливости даже в какой-то сегментарной форме. Не были покараны самые вопиющие преступления предыдущего режима. А вся клептократическая система государства не только сохранилась, но приумножилась и перешла на новый уровень, когда на войну можно списывать любые злоупотребления.
Поэтому протестные волнения рискуют породить, помимо прочего негатива, и фигуру «народного мстителя» (это идея известного эксперта, которого не называю, чтобы не заподозрили в кровожадности).
Основные черты мстителя-палача — упрощенная риторика, болезненное выпячивание социального неравенства, готовность на первых порах собственноручно приводить в исполнение «приговоры суда Майдана» — громить машины, сжигать усадьбы, казнить «врагов Украины». То есть, командир среднего звена, прошедший войну и крепко пострадавший от чиновного, полицейского и прочего произвола власти.
На какое-то время такая фигура станет суперпопулярной и породит массу последователей-имитаторов. И ТВ недоимперии таки утратит необходимость выдумывать кровавых бендеровцев с распятыми мальчиками в глазах.
Пока такой фигуры не видно, слава богу. Сразу скажу, что Билецкий не подходит — слишком рассудочен. А вот в военно-политической машине «Азова» подходящие найдутся. И в подзабытом Правом Секторе. И в ОУН. И в других право и лево радикальных течениях.
Так что популистическим разжигателям большого протестного костра, не имеющим структурированного плана очищения и переучреждения Украины, обеспеченного ресурсно, стоит резко задуматься о смысле жизни. В частности, о том, что под раздачу «народных мстителей» гарантированно попадают соратники по оружию, в особенности те, кто претендует на роль учителей и вдохновителей.
Про дезинтеграцию Украины как неизбежное следствие такого сценария не говорю — популистов целостность своей шкуры волнует куда больше целостности страны.
А насчет целостности и неприкосновенности — касается всех власть имущих. Кто не понял насчет палача — Донбасс примером.
P.S. Неупоминание в данном материале Президента Порошенко не случайно: скорее всего, в среднесрочной перспективе он не будет играть той главенствующей роли, которую многие ему отводят. Не хочу вдаваться, просто запомните этот тезис.