Для кого – коррупция, для кого – «зарабатывать»

К началу лета вопрос отставки Кабмина Азарова в кулуарах считается практически решенным. «Осенью может быть поздно», — аргументируют, — «Рейтинг-то падает. Нужен «козел отпущения». Покарав «козла отпущения» Лидер, тем самым, подтвердит имидж «железного хозяина», безжалостно карающего за провал реформ. Даже если провинились ближайшие соратники. Считается, подобные меры дадут должный информационный эффект. С ним – рейтинговый. По крайней мере, на короткое время. Ну, а осенью, мол, будет видно. В любом случае, раньше сентября, активную подготовку к парламентской кампании начинать не станут.

В чем-чем – проведении топорной, но действенной информационной политики, Банковой не откажешь. Действенной, ибо нехитрые приемчики, как ни странно, срабатывают.

Вы помните крах Налогового кодекса? Ну, первой версии. Которую Виктор Федорович – оперативно среагировав на требования «предпринимательского Майдана», ветировал? «Выгребало» тогда правительство. В белых одеждах предстал Президент.

 

Фото: Макс Левин

 

Свежий пример – кризис в ЖКХ. «Стрелочником» назначен вице-премьер Тихонов. Президента возмутило состояние дел «в коммуналке» и Виктор Николаевич превратился в безработного. Его, впрочем, это не слишком расстроило. Ибо, если верить близкому его соратнику Александру Ефремову (а не верить ему оснований нет) – о грядущей обструкции Тихонова предупредили. И пояснили: так надо. Политическая целесообразность, понимаете ли. Более того, пообещали – в качестве моральной сатисфакции — новую должность.

Админреформу-то провели, но портфелей, слава Богу, по-прежнему хватает. Портфелей если не заместителя, так советника. Знаете, кстати, сколько советников (разного калибра и статуса) у «главного разведчика» Ильяшова? С трех раз, а? Нет, не десять, не двадцать, не тридцать – сорок два! К чему ему столько? Ну, это вопрос риторический. Как и тот, зачем вообще власти анонсируют реформы, если менять, на самом деле, ничего не собираются.

Ибо то, что кардинально менять они ничего не собираются, сегодня уже очевидно. Как и то, что разговоры о реформах – просто искусный прием информполитики. Позволяющий «под шумок» заниматься тем, чем всегда занимались украинские власти. Именно – обогащением за счет государства. Коррупцией, то есть. Ибо то, что во всем мире считают коррупцией, у нас называют гордо – «зарабатывать». Причем в Украине, коррупция – способ не просто заработка, но – управления государством. Поскольку термин «зарабатывать» происходит от глагола «работать». А работать наши чины не любят. Вот, рассуждать на заданную тему – да, совсем другое дело. Когда совсем скверно – ищут крайних.

Что сейчас, собственно, и происходит.

Мажоритарка: «чужие» только тут и пройдут

«Крайним», как ожидается, станет Азаров. Премьер уже принял на себя достаточно имиджевого негатива.

Возразит ли кто, что реальным руководителем Кабмина был и остается Президент Янукович? Напомнит ли кто, что все реальные полномочия, с ними – ответственность, у него? Констатирует ли: без одобрения Януковича Азаров действительно значимых шагов не совершал (в чем, собственно, и Николай Янович, и Виктор Федорович не раз расписывались)?

Популярні новини зараз

Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Показати ще

Сильно я сомневаюсь.

И, если сомнения мои подтвердятся, значит, перестановка кроватей ничего не даст. Хотя, персонал, конечно, менять тоже придется. Ибо, по хорошему, следствием снятия главы Кабмина должно быть и обновление всего Кабинета. Что вряд ли произойдет.

 

Фото: Макс Левин

 

КМУ – орган, как известно, коллегиальный. Подразумевающий (уже не по закону, скорее – по понятиям, также – логике командной игры) квотное представительство всех участников большинства. А передел квот – дело хлопотное. И ненужное.

Кто там у нас, кроме ПР, в большинстве? Литвиновцы, да коммунисты? Последние на жизнь не жалуются. Место традиционного из спонсора, Григоришина, давно заступил господин Калетник (младший). Еще и присоединивший к своим активам парламентскую группу Игоря Рыбакова. Что значительно укрепило его статус-кво. Гарантировав благоволение гаранта и сохранность поста главного таможенника.

При том, что Калетник-старший (регионал) трудится главой парламентского комитета, в ведении которого – земельная реформа. Стратегический проект действующий власти. Что касается литвиновцев, то они довольствуются малым. «Поддержкой ПР на региональном уровне», — как сами они говорят. И поясняют: «наших активистов на местах активно сманивают в ПР. Мы не против — гарантировать им защиту, поддержку полноценную, нам все равно невозможно. Переходя в ПР, они, как правило, сразу же возглавляют их районные организации. Кадровый дефицит у регионалов сегодня огромный. Денег-то, как раньше, они людям не платят, а партию тянуть кому-то надо».

Типа совмещают приятное с полезным. Тешатся мыслью: внедряя в ПР своих людей, держат, тем самым, «регионалов» на крючке. Не слишком задумываясь о том, что распрощавшись с партбилетом «народников» местные активисты, как правило, расстаются и с соответствующими политическими сантиментами. На местах «двойным агентом» быть непросто, небезопасно, да и бессмысленно, по большему-то счету.

Ну, а на центральном уровне, «литвиновцы», в преддверии парламентских, рассчитывают «найти оптимальную формулу сотрудничества с ПР». Прямо говоря: слияния. Иного способа попадания в Раду – в условиях поднятия проходного барьера, да собственных безнадежных рейтингов, нет. Тогда как Владимиру Михайловичу, закошмаренному «делом Гонгадзе» нужна неприкосновенность. Иной вопрос: нужен ли сам Литвин Януковичу. Сейчас еще пока нужен, а вот в следующем созыве – не факт. Список-то не резиновый. Своих бы «бойцов» трудоустроить.

Мажоритарные округа? Не смешите мои тапочки! На всех желающих их не хватит. А желающих уже сейчас – очередь стоит. Более того: они и округа начинают «окучивать». Причем на каждый округ заходит по два-три человека, якобы имеющих на то «благословление Киева». Апеллируют то к Левочкину, то – к Клюеву, то – к Юре Енакиевскому, иногда даже к Ахметову. Не исключено, кто-то из перечисленных граждан подобные благословления даже раздает. На чем (опять таки – предположение, никаких, упаси Господи, констатаций), не исключено, зарабатывает.

Хотя, на самом деле, «верховного благословления» в природе не существует. По имеющейся информации, пару недель тому Сергей Левочкин уже тревожил Лидера вопросом предварительного распределения округов. И даже предлагал проектную «шахматку». Однако, Виктор Федорович парировал: сейчас, мол, еще рано, я за месяц до регистрации разберусь. Пусть, мол, пока, народ работает — рейтинг себе наращивает.

Важный момент. Ошибочно думать, будто власть всю мажоритарку узурпирует и «чужие не пройдут». Напротив – только там и пройдут. Административного прессинга, никто, конечно, не отменял, однако баллотирование по округу дает возможность хотя б относительно конкурентной борьбы. У «непровластного» кандидата шанс на победу тут есть всегда. Во времена Леонида Даниловича, админресурс был несравнимо мощнее нынешнего, но даже при таких условиях, «альтернативщики» умудрялись просачиваться в парламент. Вспомните, хотя б, позорное поражение Левочкина на одном из округов Донецка в 1998-м. Подобных примеров – сотни. Секрет успеха – технологии и грамотная кампания. Начинать которую чем раньше, тем лучше. И потенциальные депутаты времени зря не теряют. По словам коллег из Gorshenin Group, желающих заключить контракт на кампанию, немало уже сегодня. А будет еще больше.

Кандидаты на выбор

Вернемся, впрочем, к Азарову. Точнее, к тому, кто его заменит. Кандидатур имеется пять. Трое – действующие губернаторы. Двое – киевские чины. С каждым Виктор Федорович намедни имел личный разговор.

Разговор на предмет подготовки премьерской платформы. От программы действии до презентационного выступления в ВР. Которое – не исключено – один из них озвучит в последние дни работы текущей сессии парламента.

Возможно, это будет Александр Лавринович.

Неодиозный, неконфликтный, опытный юрист, предан лично Януковичу, не принадлежит ни к одной из групп влияния, не является самовлюбленным нарциссом… Чего еще желать? Такой не выродится в конкурента. А у депутатов новоизбранного парламента и мысли не возникнет создавать «пропремьерские» кружки.

 

Фото: Макс Левин

 

Соответствие главы исполнительной власти вышеперечисленным параметрам для Виктора Федоровича крайне важно. Ведь замена, как мы уже разобрались, требуется не столько содержательная, сколько – техническая. Сугубо техническая.

Которая, кроме прочего, не должна усиливать ни одну из групп влияния внутри ПР. С этой точки зрения, премьерские кандидатуры Клюева, Колесникова, Бойко, неприемлемы. Левочкина, Хорошковского, Бойко – тоже. Хотя соответствующие амбиции у них имеются.

Взять, вот, Хорошковского. Главой КМУ, на сей раз, вряд ли станет. Но вот вице-премьером, курирующим еще, скажем, Минфин, вполне. После ухода Азарова, разумеется. Заодно с Николаем Яновичем – еще и верного ему Ярошенко (ныне – глава Минфина). Потребуется, правда, незначительное перераспределение полномочий в правительстве, но это, право, чепуха. Ибо из СБУ Валерия Ивановича нужно срочно эвакуировать – слишком серьезный репутационный урон получил в Службе. А Виктору Федоровичу он еще пригодится. Его телеканал «Интер» — тем более. И сейчас – самое время переводить Валерия Ивановича из чекистов в министры. Ведь не зря же он, в последнее время, активно интересуется спецификой бюджетных процессов в регионах, текущими аспектами распределения финпотоков. Которые, в бытность свою руководителем таможни, он не просто направлял в казну – в три, а то и четыре раза умудрялся увеличивать обычные показатели. Или, к примеру, Левочкин. Значительно усиливший позиции после реформирования чиновничьего аппарата АП. Залог его влиятельности – близость к гаранту. Отказываться от нее в пользу рутинной каторги в КМУ – безумие.

За влиятельность с ним отчаянно (во многом – по инерции) еще пытается конкурировать Андрей Клюев. Правда, не очень успешно. Свидетельством чему – проблемы того же Пилипишина. Или – Евгения Корнийчука. Которому условные гарантии выдавал – на этапе фактической ассимиляции УСДП ПР (в преддверии местных выборов) – лично Клюев. Но, какие могут быть гарантии, если ни на ГПУ, ни, тем более, СБУ, «управы» Андрей Петрович не имеет? Вот-вот. А АП, особенно – Левочкин, имеет.

Аналогичной «управой» оперирует еще один человек в стране. Известный под именем Юры Енакиевского. Человек, сумевший создать собственную «орбиту». Отчаянные сигналы лояльности коей посылает, в последнее время, господин Левочкин. Гениальный аппаратчик и безошибочный «барометр», он всегда чутко ловит нужное направление.

Орбиту, в сферу которой входит упоминавшийся уже Николай Присяжнюк. Давеча также послуживший (чтоб Азарову не так обидно было «наезды» выслушивать) мишенью жесткой критики гаранта.

 

 

Стряслось сие около месяца тому, на одном из расширенных совещаний у Виктора Федоровича. Совещаний, посвященных, в основном, земельной реформе. Причина возмущения первого лица – соответствующий законопроект. Усиленно, на тот период времени, расхваливаемый аграрным министром. Расхваливаемый так, будто Виктор Федорович этот законопроект едва ль не лично написал.

— Ты видишь эту руку?! – гневно воскликнул Президент, — Она либо подписывает, либо – ветирует. Но я не буду подписывать то, чего я не читал!

Присяжнюк сделал выводы. Вскоре грянул скандал с публикацией в «Киев пост». Затрагивавшей, в том числе, аспекты одиозного документа.

Впрочем, сегодня, с течением времени, уже можно констатировать: продвижению ВР в деле модернизации земельного законодательства это не помешало.

Как не помешало и нарождению в тусовке слухов об охлаждении, возникшем между Виктором Федоровичем и Юрием Владимировичем.

В действительности, охлаждения не было, а «сватание в премьеры» Присяжнюка – капитализация его политакций.

Вообще пиарщики Иванющенко пошли – по всем фронтам – в контрнаступление. Не гнушаясь даже распространением сплетен (или не сплетен?) о том, что, де, господин Енакиевский был одним из немногих близких Виктору Федоровичу людей, подавших голос в защиту Юлии Тимошенко.

Забавно, не правда ли?

Безголовая партия

В случае отставки Николая Азарова, на повестке дня появится еще один животрепещущий вопрос. Не менее важный, чем фигура следующего Премьера. Даже, пожалуй, поважней. Как известно, Янукович – почетный Лидер ПР, формальный руководитель — Азаров. Посему, его можно «уйти красиво» — переместить на партийную работу. Особо важную в предвыборный период.

С другой стороны, сохранять за неудачливым премьером управление партией власти, несколько нелогично. Большинство «регионалов» во мнении однозначны: если «дедушку» уберут, то отовсюду.

Но, кто его заменит?

Ефремов? Он занят фракцией.

Клюев? См. контраргументы выше. Тем более, мысли Андрея Петровича поглощены, как судачат в КМУ, проектом под условным названием «Новая партия».

Добкин? Вариант неплох. Однако, Харьковщина бело-голубым стратегически важна. Одно дело, когда там парой трудятся Михаил Маркович и Геннадий Адольфович (в городе); совсем другое – если одиозный Кернес останется наедине с рейтинговым Аваковым. Зачем делать оппозиции еще один подарок? Глупо, право.

Джарты? Здоровье уж не то.

Задача, словом, не из простых. Особенно тем, что от ее решения зависит судьба не просто отдельно взятой партии – целого политикума. И, быть может, сам факт проведения осенью 2012-го выборов. Но об этом, также – о том, как происходящее скажется на политических элитах страны – в следующий раз.

Соня Кошкина, Левый берег