Однако, многие другие социологи считают идею национального характера набором стереотипов, не имеющих под собой основы, а некоторые отрицают даже возможность групповых различий личности.
Недавние исследования, однако, показали, что ни одна из этих точек зрения не является вполне обоснованной. Существуют вполне реальные, хотя и небольшие, отличия в чертах личности представителей разных культур, но эти различия не относятся к распространенным стереотипам относительно национального характера. Например, считается, что британцы весьма сдержанны, но психологические тесты Инкелеса показали, что они, фактически, экстраверты.
Возникла большая путаница между расхожими представлениями о национальном характере наций и совокупными чертами личности. Люди часто говорят о «типичных» чертах характера разных народов: итальянцев считают эмоциональными, американцев агрессивными, финнов молчаливыми и так далее.
Для описания предполагаемых особенностей национальных характеров используют разные модели, но чаще всего используется 5-ти факторная модель, имеющая такие измерения как невротизм (N), экстравертность (E), открытость новому опыту (O), готовность придти к согласию (S) и добросовестность (C). Когда исследуются характеры представителей разных культур, показатели по этой модели обычно очень похожи.
К примеру, так называемый невротизм испанцев никак не отражается в общем уровне невротизма населения Испании. Это легко объясняется через теорию личности, которая утверждает, что люди знают, как им надлежит себя вести. Например, люди знают, что для того, чтобы быть принятым в обществе, нужно быть дружелюбным.
Так психологи остаются с двумя совершенно независимыми уровнями культурных феноменов. Психология личности ищет происхождение национальных различий в чертах личности через исследования культуры и этнического наследия. Социальные психологи и социологи больше заняты стереотипами национального характера и уже достигли некоторого прогресса.
Здравый смысл подсказывает, что представление о национальном характере, возникшее из личного опыта, не может считаться достоверным. Кроме того, есть масса доказательств того, что такие стереотипные представления часто имеют определенный перекос, этнический или ксенофобский. Люди имеют смесь черт личности, свойственных типичному представителю той или иной культуры.
Анализ действий американцев в Ираке показывает, что какой бы ни была правительственная политика и действия, это мало повлияло на представление местного населения о них. Представления о национальном характере остаются непоколебимыми перед жизненным опытом, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Географические особенности национальных характеров
Пытаясь понять причины определенных особенностей национальных характеров, мы хотим найти похожие культуры, чтобы отсюда выйти на интересующие нас детерминанты. Такой подход уже показал свою плодотворность.
Водіїв штрафують за номерні знаки: хтось може потрапити майже на 1200 гривень
Графіки повертаються: Укренерго та Yasno попередили українців про відключення світла
Німеччина змінює умови для українців: більше грошей і нові обов’язки
В Україні закриваються колекторські компанії, кредитні спілки та ломбарди: статистика НБУ
На рисунке показаны результаты многомерной оценки типов национального характера по данным Террациано (2005). Верх рисунка связан с невротическими чертами, правая часть – с экстравертностью. Методика подробнее описана в приложениях. Здесь мы просто хотели показать распределение стереотипов. Культуры, которые на этом рисунке находятся по соседству, имеют схожие черты.
Исследование Алика и Маккрея (2004) показало четкую географическую взаимосвязь в этих данных, когда американские и европейские культуры находятся в правой части, а азиатские и африканские – слева. Почему аргентинцы и жители Уганды, или эфиопы и малазийцы имеют похожие национальные характеры? Единственная географическая особенность, которую можно разобрать, это то, что на нашем графике северные европейские нации находятся слева, а страны Латинской Америки – справа. В нашей статье мы делаем предположение, что характер наций в значительной мере определяется температурой, климатом и национальным богатством, рассматривая возможные связи с национальными ценностями и убеждениями.
Характеры северян и южан: пример Италии
Хотя характер целой нации вполне можно определить, различия в пределах одной нации иногда бывают весьма заметны, особенно для ее собственных граждан. Для многих наций характерно различие между южанами и северянами. Северяне более добросовестны, южане горячи и импульсивны.
Эти стереотипы особенно заметны на примере северных и южных итальянцев. Культурные различия между ними имеют географические и исторические корни. Северная Италия – богатая и индустриальная, южная – беднее, менее развита и страдает высокой безработицей. Уровень бедности, безработицы, количество детей, бросающих школу, показатели здоровья – все это создает большой разрыв между северной и южной Италией. Даже кухня у северных и южных итальянцев разная: на севере едят больше хлеба и риса, на юге – спагетти и оливкового масла. Северяне сдержанны, осторожны, практичны, настойчивы, трудолюбивы. Южане – импульсивны, расточительны и ленивы.
В нашем исследовании мы опросили 51 человека из северной Италии, и 56 – из южной, а также использовали данные опросов 367 человек из Неаполя в южной Италии и 208 из Триеста в северной Италии. Все данные анонимны. Данные оценивались по методике Revised NEO Personality Inventory, по 30 показателям, определяющим пять факторов. Психометрические особенности итальянцев исследовались по международной методике (лишь адаптированной для Италии), что служит доказательством ее надежности.
Как и ожидалось, анализ показал, что южным итальянцам свойственен высокий уровень экстравертности (Е) и открытости новому опыту (О), и низкий уровень добросовестности (С). Северные итальянцы имеют низкий показатель Е, но высокий уровень добросовестности. В целом, те качества, которые определяют основные пять факторов, совпали, хотя и были некоторые исключения. Например, южанам меньше свойственна депрессивность, но они более импульсивны. Наибольший контраст был по таким показателям как теплота, искренность, позитивность и открытость фантазиям, по которым южане имели наибольшие баллы, а северяне получили наибольшие баллы по склонности к порядку и обязательности.
В целом, различия между регионами отвечали региональным стереотипам. Это согласуется и с существующей литературой по национальному характеру. Итальянцы часто описывают себя как людей тревожных и ранимых, а также недоверчивых, несговорчивых и малокомпетентных (по сравнению с американцами). Итальянцы больше чем американцы открыты фантазиям и чувству прекрасного, однако закрыты к новым ценностям. Что характерно, существует значительное расхождение между полученным «средним» национальным характером, и характерами самих опрашиваемых. В то же время, надо учитывать, что самооценка личностных черт – несовершенное средство, и некоторое сходство между характерами северных и южных итальянцев может быть побочным артефактом исследования. Кроме того, южане и северяне могут неосознанно сравнивать себя друг с другом, стараясь казаться похожими друг на друга – тут мешает рамка самого исследования.
Другим фактором могут быть различия в самих условиях жизни. Северные итальянцы более добросовестны, потому что они больше работают, но оказавшись в регионе с высокой безработицей, они могут стать более безответственными, и наоборот – южане могут начать вести себя, как северяне. Однако если различия в характерах основаны не на реальных различиях в личностных чертах, тогда как их объяснить? Похоже, есть связь такого показателя, как «теплота» в межличностных отношениях с климатическим теплом юга; в Неаполе значительно теплее, чем в Милане. Эту гипотезу поддерживают и данные других стран (Pennebaker, 1996).
Однако южная Италия отличается от северной Италии и экономически. Доходы средней семьи за год составляют на юге 18406 евро, и 24887 – на севере страны (ISTAT, 2006). Некоторые исследователи считают, что различия в характерах определяются статусом и конкуренцией. Группы с высоким статусом считаются более компетентными, Потому влиятельные северные итальянцы могут создавать впечатление, что они более организованные, добросовестные и амбициозные люди, чем южане. Конкуренция между северянами и южанами объясняет, почему южные итальянцы считают северян «холодными», хотя это и не объясняет, почему сами северяне считают себя более холодными.
Связь между климатом и богатством с национальными характерами в 49 культурах
Хотя в литературе указывается на различие между северянами и южанами, похоже на то, что большее значение имеет различие между холодным и теплым климатом. Например, Пеннебакер проверяет гипотезу Монтескье, что теплый климат стимулирует нервную систему, и что «тепло и жаркая погода делает людей относительно ленивыми, импульсивными и заставляет искать довольствия». Пеннебакер с коллегами нашли аргументы в пользу справедливости этой гипотезы, однако в крупных кросс-культурных исследованиях ее подтвердить не удалось. Хотя жаркая погода связана с агрессивным поведением, климат мало влияет на личностные черты, хотя и влияет на восприятие людей. Метафорическое мышление, называющее дружелюбных людей теплыми, эмоциональных людей – горячими, а отстраненных – холодными, есть в английском и многих других языках, определяя национальные стереотипы.
Это подтверждает и гипотеза (Linssen and Hagendoorn, 1994), что эмоциональность жителей семи западноевропейских стран связана с географической широтой, на которой они живут. В этой же работе рассматривалось и экономическое развитие стран. Это политэкономический факт, что нации с умеренным климатом обычно богаче, чем нации, живущие в тропиках. В нашем исследовании была обнаружена корреляция между ВВП и средней температурой, хотя главной целью было не это, а выяснение влияния климата и национального богатства на национальный характер.
Было опрошено 3989 человек из 49 культур. В основном опрашивались студенты. В многонациональных нациях (Россия, Малайзия) опрашивались представители доминирующей этнической группы (русские, малайцы). Показатели климата оценивались по среднегодовой температуре столицы страны, и ее географической широте, данные по ВВП – по «World Factbook, 2003». Национальные характеры оценивались по вышеуказанной методике. Все три показателя коррелировали с данными по национальным характерам, однако, наибольшей оказалась корреляция национального характера и температуры.
Так средняя температура оказалась значимым фактором. Более высокая температура местности повышает экстравертность жителей (особенно теплоту отношений, искренность, эмоциональность и позитивность), а также открытость фантазиям и поиску удовольствий. Кроме того, жители теплых стран имеют большие показатели доверия, альтруизма и добродушия, хотя и менее склонны к порядку. Наибольшая корреляция была обнаружена между среднегодовой температурой и теплотой межличностных отношений. Наш анализ показал и определенную корреляцию с ВВП. Эти данные поддерживают мнение, что теплый климат связан с определенными стереотипами межличностных отношений, хотя и не поддерживают гипотезу Монтескье, что жители теплых стран импульсивны и ленивы.
Связь между национальным характером и ВВП совпадает с результатами других исследований: они деловиты, прилежны и холодны. Они открыты новым ценностям, но не склонны к фантазиям и чувствам, им не свойственны альтруизм и добродушие. Поскольку такие черты характера способствуют накоплению богатства, их приписывают жителям богатых стран. Эти данные хорошо совпадают с результатами, полученными в сравнении южной и северной Италии – южане выглядят как типичные представители бедных и жарких стран мира.
(…)
Выводы
Нам удалось найти четкие свидетельства в пользу гипотезы, что теплота климата и национальное благосостояние имеют связь с теплотой межличностных отношений или конкурированием, соответственно. Нам удалось найти региональные стереотипы поведения в Италии и еще в 49 культурах. Различные культурные особенности, такие как убеждения и ценности также тесно связаны с определенными чертами национальных характеров, хотя иногда очень сложным образом. Эти результаты приводят нас к выводу, что национальные характеры отнюдь не отражают реальные различия характеров людей.
Гипотеза «зерна истины» утверждает, что стереотипы о национальных характерах все же отражают некую их особенность, хотя и сильно преувеличивают ее.
Наши результаты показывают, что национальный характер, это, скорее, метафора, хотя и указывают на влияние климата на межличностные отношения и уровень конкуренции. Каково бы ни было ее происхождение, ее нужно понимать буквально: при прочих равных условиях, люди из климатически теплых регионов относятся друг к другу более дружески. Похожие метафоры относительно влияния цвета кожи на характер, следует признать расистскими. При всем уважении к конкуренции, считать, что причины национального богатства можно найти в характерах людей — это фундаментальная ошибка. Это значит, что расхожие представления нужно полностью пересмотреть, и тогда окажется, что итальянцев считают людьми горячими и бестолковыми, но лишь до тех пор, пока не познакомятся с северными итальянцами.
Стереотипы о национальных характерах часто имеют весьма специфическое происхождение. Так представление немцев о самих себе, что они — люди консервативные, основано на переживании ими истории нацизма. Представление же канадцев о себе, что они, мол, полная противоположность американцам — мотивировано необходимостью иметь иную идентичность, иное лицо, чем у их могущественного южного соседа. Американцы могут считать себя людьми невежественными потому, что такими их считают другие.
Поскольку стереотипы о национальном характере не имеют под собой реальной основы в виде реальных личностных черт, то они подвержены множеству влияний. Правда, в какой-то момент они могут настолько въесться в представления людей, что могут быть узаконены уже на культурном уровне.
Одной из загадок национальных характеров является происхождение этих стереотипов. Есть свидетельства ряда исследователей, что эти стереотипы возникают из-за незнания людей из других культур, а также потому, что прививаются они еще в детстве, когда дети судят о представителях своей группы по характеру своей матери, впоследствии считая «своих» лучше всех остальных. Правда, работа Черча и Катигбак (Church and Katigbak, 2002) опровергает такое прямолинейное суждение. Они изучили отзывы судей, проработавших, по меньшей мере, три года в Америке и на Филиппинах, или наоборот. Опытные судьи не нашли каких-то отличий в характерах людей. Таким образом, перед психологами стоит серьезный вызов — выяснить, какие именно характеристики национальных характеров действительно отражают действительность.
Перевод Андрея Маклакова, Диалоги
Оригинал:http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2800797/