Умер классик европейского кинематографа и одна из основателей знаменитой французской «новой волны», самой главной революции в мировом кино середины прошлого века. Аньес Варда прожила 90 лет, а работать в кино как режиссер начала в 25. За это время она сняла множество фильмов, получила главные награды самых престижных мировых кинофестивалей, включая каннскую «Золотую пальмовую ветвь».

Аньес Варда была одной из лучших женщин-режиссеров в истории кинематографа, пишет lenta.ua

Однако, как это нередко было с представителями «новой волны», например, у Жана-Люка Годара, самым лучшим ее фильмом считается первый – «Клео от 5 до 7», снятый в 1962-м году (фактически он второй, но первый опыт еще 1954-го года можно проигнорировать). Эта полуторачасовая лента почти в режиме реального времени показывает два часа из жизни молодой парижской красавицы-певицы Клео, которая в ожидании визита к врачу (у нее подозрение на рак) посещает гадалку, встречается с друзьями и просто гуляет по Парижу. В финале картины, когда Клео встречается с врачом, выясняется, что она больна, но врач не говорит, чем, и обещает выздоровление.

«Клео от 5 до 7»: этот кадр есть почти во всех учебниках по истории кино. Фото: Twitter

Понятно, что в такой ситуации чувства героини обострены, и именно так она воспринимает окружающую ее жизнь, подмечая все детали. Собственно говоря, Париж 1962-го года является вторым главными героем фильма, и его улицы, кафе, дома, квартиры и горожане сняты с такой виртуозностью и очаровывающей зрителя легкостью, которые сегодня не под силу даже большим мастерам. К тому же Аньес Варда, именно как женщина (хотя она уже тогда была феминисткой и с годами эти ее убеждения только усиливались), подмечает такие психологические детали, мимо которых режиссер-мужчина просто бы прошел.

Аньес Варда в 50-е годы прошлого века. Фото: Twitter

И вот когда сегодня, 57 лет спустя после премьеры, смотришь «Клео от 5 до 7», то в очередной раз убеждаешься, что никакого прогресса в искусстве не бывает – ни в целом, ни иногда даже в жизни и карьере самого художника. Однако в этом нет ничего страшного – уже с 50-х годов Варда не только снимала кино, но и была членом круга выдающихся  личностей тех лет, когда Франция переживала гуманитарный интеллектуальный взлет. И несмотря на то, что героиня ее лучшего фильма оказалась в непростой ситуации, сама Варда прожила долгую и счастливую жизнь. Так бывает, когда художник изживает свои страхи в своих же произведениях.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook