Продолжение, начало см.

Столица трех империй.

Столица трех империй. Часть вторая: византийские мозаики

Летом 2010 года в Стамбуле открылся новый туристический аттракцион — панорама «1453». В путеводителях о ней ничего не сказано (открыта совсем недавно), но эта неизвестность яростно изничтожается массированной рекламной кампанией: в местах скоплениях туристов и на билетах (!) пишут 4 цифры и станцию трамвайной линии «Топкапы». Ну что ж, реклама работает эффективно, надо ехать.


Где обычный турист из России может увидеть панорамы батальных сцен? Правильно, в трех местах: в Москве одну («Бородинская панорама») и две панорамы в Севастополе — «штурм Сапун-горы» и «штурм Севастополя». В Стамбуле — панорама самая лучшая, несравненно более высокотехнологичная. Давайте рассмотрим ее поподробнее:


Снаружи панорама выглядит достаточно скромно, что неудивительно — самое интересное там внутри.


Заплатив 10 турецких лир (200 рублей), заходим. Изнутри, без сомнения, можно любоваться грандиозной картиной. В каждой части панорамы свое звуковое сопровождение. Тут например слышен гул от падающих камней и крики раненых:


Видя эти двуглавые орлы, мурашки бегут по телу… Это же прототипы российского герба! Чуть слева — заряд греческого огня разрывается в толпе турок, но это их не останавливает, штурм продолжается:


Сзади на штурм бежит подкрепление, звуковое сопровождение передает визг опьяненных от желания уничтожить как можно больше неверных ромеев:


Справа от стены заряжают тяжелые осадные пушки, проломившие, в конце концов, древние античные стены. Примерно раз в 2-3 минуты раздается выстрел этого монстра артиллерии, да так, что уши закладывает. Скорострельность таких пушек была, конечно, значительно ниже (1 выстрел за 2-3 часа), но атмосфера боя передается замечательно:



Немного ошалев от ошущения глубокого погружения в бой, можно выйти на улицу, подойти к стенам города… И увидеть результат применения тяжелой средневековой артиллерии «вживую». Кое-где для туристов стену Феодосия восстановили…



Но, в целом, стены выглядят уныло… Наверное турки их специально не восстанавливают, чтобы следующие поколения жителей Стамбула помнили силу турецкой артиллерии.

Популярные статьи сейчас

Эксперт оценил, сколько нужно для возобновления украинской энергосистемы

Си Цзиньпин заявил о поиске "хороших путей" завершения войны РФ против Украины

До 60 тысяч гривен: Рада готовит новые штрафы для уклонистов

Обязательно мужчинам от 18 до 60 лет: Глущенко объяснил, почему украинцы "оживились" и ринулись в ТЦК

Показать еще

Я долго думал, почему штурму Константинополя уделено такое внимание. Разгадка простая: штурм 1453 года «учредил» Турцию, вывел ее на уровень субъекта мировой политики тех лет, превратил племена кочевников-османов в Блистательную Порту, которая со временем и стала современной Турцией. Турция родилась при этом штурме.

А Византия? Она расстаяла в новой огромной стране… И ничего от нее, кроме восстановленных младотюрками Мустафы Кемаля культурных ценностей и не осталось.

Часть 4: Стамбульский археологический музей

Неподалеку от дворца Топкапы находится богатейший стамбульский археологический музей, где можно полюбоваться на античные, византийские и средневековые артефакты. Находится музей в прекрасном здании с колоннами. Только по его виду можно понять, что турки своей историей гордятся.


Заплатив за вход традиционные для стамбульских музеев 10 TL (200 рублей), заходим.


Еще во дворе музея аккуратно сложены фрагменты зданий римского периода истории Турции, разнообразные арки и прочие архитектурные элементы, названий которых я, к сожалению, не знаю


С этой точки музей выглядит все так же величественно.


Напротив античной и византийской части музея, расположенного в здании европейского типа находится музей искусств Османской империи (называется он, конечно, не так, но судя по представленным в нем экспонатам он целиком посвящен Оттоманской Порте). Здание выполнено в ярком восточном стиле, что очень символично


Но мы пока прогуляемся по антично-византийскому «корпусу». Как нетрудно догадаться, огромная музейная экспозиция классифицирована, как нетрудно догадаться, по эпохам. Начинается все с макета Троянского коня в натуральную величину. Ничего в нем особенно интересного нет, за исключением смешного теремка на спине «подарка». Если модель и вправду соответствует своему историческому прототипу, то в нее, по моим прикидкам, может влезть человек 10, не более, но совсем не 50, как говорится в легендах. С какой целью лоховатые троянцы затащили к себе это деревянное чучело, ума не приложу. Полагаю, мы имеем дело с древнейшими попытками фальсификации истории, в противном случае придется считать троянцев идиотами (что менее вероятно, чем история с конем). Коня сфотографировал, но публиковать снимок передумал, ничего там интересного нет.

Ближайший ко входу зал посвящен как раз Трое, он увешан портретами Шлимана и схемами археологических пластов на территории Трои. Оказывается, города на этом месте строили (если считать документированную историю человечества) почти всегда, и отчего уровень №5 назван Шлиманом Троей, понять затруднительно. Любопытно, что капитал на финансировании экспедиции Шлиман нажил на недобросовестных военных поставках Русской армии в Крымскую войну, так что наши прапрадеды, можно считать, коллективно участвовали в археологических изысканиях вороватого любителя Гомера.

Следующие залы посвящены греческому, эллинистическому и римскому миру. Тут можно увидеть множество статуй, саркофагов и скульптур. Выглядит все строго, величественно и почти грандиозно. Вот, например, фрагмент резьбы по краям Сидонского саркофага времен Александра Македонского: 


В «греческом» зале создан приятный полумрак в котором можно статуи потрогать. Почему-то показалось, что двухсполовинойтысячелетние статуи… теплые.


В соседнем зале — античные (хотя, возможно и византийские, не могу точно сказать) мозаики…


… и древнеславянские солнечные часы


Этажом выше — огромная экспозиция византийского периода истории Стамбула-Константинополя, классифицированная по районам города:


Тут же можно увидеть реконструкцию вида Константинополя с высоты птичьего полета. Когда в просвещенной Европе люди жили в землянках и жрали сырое мясо, Константинополь был крупнейшим мегаполисом мира:

Музей в целом занимает огромную территорию на нескольких этажах


Если по ходу осмотра экспозиции вы немного устали, можно посидеть в кафе во дворике музея и попить чай/газировку/пиво прямо между древностями:


Попив чая или чего-то еще, можно пойти посмотреть на историю мусульманской культуры во времена Блестящей порты. На арабские мозаики…



…образцы каллиграфии…



… и многое-многое другое.

Если вам когда-нибудь предстоит поездка в Стамбул, обязательно зайдите в этот музей, не пожалейте пару часов, его постоянная экспозиция стоит того!

Часть 5: центральная улица Стамбула

Не будет преувеличением сказать, что центральной улицей Стамбула является пролив Босфор. А если прибавить к нему бухту Золотой Рог, сомнения отпадут: море — главная транспортная артерия Стамбула, раскинувшегося в двух сторонах света одновременно — в Европе и Азии.

Ну что ж, посмотрим и на Европу, и на Азию сразу:

Большинство пассажиров «межконтинентальных» паромов отправляются с пристани Каракёй, откуда открывается замечательный вид на район Галатасарай, архитектурной доминантой которого является Галатская башня.

Только-только отойдя от пристани, перед нами северная часть района Фатих, сходящая с холмов к бухте Золотой Рог

Чуть дальше из парка Гюльхане виден дворец Топкапы…

… и сама Айя-София

Движение кораблей по Босфору бешенное. Например, плывет себе спокойно огромный танкер…

… а капитан парома, как камикадзе, на полном ходу направляется ему на таран! По первому разу я напугался, но, по спокойствию местных пассажиров, понял, что такие маневры на море — обычное дело. В итоге разошлись с танкером на несколько (!! около 10-15) метров

Оглянувшись назад, «в Европу», видны вполне себе европейские небоскебы в районах Таксим и Левант:

Тут же, рядом, швартуются огромные круизные лайнеры, такие, как этот:

Около основного вокзала Стамбула Гейдарпаша паром делает минутную остановку:

В контровых лучах садящегося солнца Стамбул кажется какой-то классической Азией… А это Европа!

Зато отсюда начинается Азия, что заканчивается на Чукотке:

Именно из Азии можно наблюдать самые красивые стамбульские закаты:

На обратном пути в Европу паромы гоняют наперегонки друг с другом:

И правильно делают: вот уже село солнце и с Каракёя открывается прекрасный вид на исторический центр Стамбула. Снимать бы и снимать, да не получилось — кругом у пристани жарят какую-то невероятно жутко вонючую рыбу, от запаха которой у меня начинаются всякие аллергические проблемы. Впрочем, искусство требует жертв и одну фотографию у Галатского моста все же удалось сделать:

Часть седьмая: Стамбул современный

Все-таки Стамбул — не просто совокупность различных музеев, памятников и других интересностей, это, прежде всего, хоть и древний, но огромный город, крупнейший в Турции. Тут исторические постройки умело интегрированы в городскую среду, не портят ее и не мешают ей, но придают очарование. Где еще, например, древнейшее сооружение города, колонна Константина, которой около 1700 лет, может находится… рядом с трамвайной остановкой.

Кстати, давайте поговорим о транспорте в Стамбуле. Кроме паромов через Босфор и Мраморное море в городе очень развито автобусное сообщение, несколько линий скоростного трамвая, есть пара линий «легкого» метро. 


В целом схема стамбульского общественного транспорта выглядит так:

На этой схеме, висящей в метро (линия «Аэропорт» — «Аксарай») показаны не только собственно метро, но и трамваи, электрички, фунукулеры и даже канатная дорога. В общем, все, кроме паромов и автобусов. По мне, так для такого большого города, как Стамбул, транспорта в городе маловато. Что особенно остро чувствуется в азиатской части — в Кадыкёе, где автобусы (среди которых очень много «родных» нам Икарусов) прямо-таки штурмуют. Так же там можно прокатиться на маршрутке, раздобланных и маленьких желтых Фордах-микроавтобусах, проезд в которых варьируется от 2 до 3 TL. Очевидно, маршрутчики на глазок определяют платежеспособность клиента и называют максимальную цену. Ничего не поделать, Азия-с.

В нижнем правом углу схемы видите маленький коричневый квардатик со множеством остановок? Это однопутная (и, на мой взгляд совершенно бессмысленная) кольцевая трамвайная дорога, связывающая микрорайон Мода с пристанями Кадыкёя. По кругу раз в 20 минут медленно и очень шумно ползает вот такой забавный трамвайчик, в котором мне разрешили проехать бесплатно (вагоновожатый отказался брать оплату себе «на карман», а арбиля у меня не было). Полагаю, что трамвайчик этот такой же туристический аттракцион, как и трамвай маршрута «Таксим — Тюнель», который катается по стамбульскому «Арбату» в европейской части города. 

Зато скоростной трамвай линии Т1 (по маршруту «Зейтынбюрню» — «Кабаташ»), наверное, является шедевром трамвайной мысли. Может быть, в каких-то других городах есть трамваи и покруче, но даже стамбульский трамвай превращает трамваи российские в ужасный допотопный анахронизм. В Стамбуле в трамвае приятно ехать — его не качает, не трясет, у него очень низкий пол и сверхмощный кондиционер. Летом от жары в Стамбуле лучше прятаться в трамваях 🙂 Правда, насчет его скоростных качеств ничего сказать не могу, на линию с двумя десятками остановок он тратит более часа времени

Наверное, для потехи туристов (или для уменьшения пробок?) в городе есть двухэтажные автобусы, которые тоже сосредоточены больше в центральной части. Если же выехать из центральной европейской части города за стены Феодосия, тут же окажитесь в очень хитрых сплетениях городских автострад. Я очень удивился, когда увидел такое количество многоуровневых развязок. 

По моим наблюдениям, у турок какая-то мания к развязкам. Самый мощный пример — стамбульский автовокзал. Он четырехэтажный и к каждому этажу подведена эстакада с отдельными перронами. Вокруг него — паутина мостов, набитая такими автобусы… Глядя на которых понимаешь, что в России автобусные перевозки делают на сильно поношенных консервных банках.

По уровню культа личности основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция уверенно обходит Азербайджан с его культом Алиева-старшего. Ататюрк в Турции везде — на деньгах, на портретах, в букварях и, конечно, в памятниках. На одном из которых мудрый Мустафа дает уроки грамотности детям

Но в целом в Стамбуле прикольно — тут прикрепят к противоположному дому крюк, перекинут через него веревку к своему окну и сушат вещи прямо над улицей в 10-15 метрах над землей. 

У бухты Золотой рог можно полюбоваться невероятной красоты болгарской церковью, которую я поначалу принял за костел или кирху. К ней редко возят туристов, а зря, рядом с ней чудесный сквер, где можно подремать в тенечке прямо на траве.

Основная масса турок — мусульмане, да и мусульман-туристов в Стамбуле немало. Они направляются молиться в огромную Новую мечеть, что находится вблизи Галатского моста:

Занятно, что турецкие мужчины (как и азербайджанцы, кстати) не особо-таки любят работать. По всему Стамбулу видно огромное количество групп мужиков (от двух до пяти), которые просто сидят на улице в тенечке и ничего не делают, даже не общаются. Наблюдают за прохожими, что ли…

Впрочем, я не прав. Конечно делают. На некоторые районы города ночью смотреть одно удовольствие, много света и хороших дорог:

Впрочем, пора и честь знать, заграница хорошо, а дома лучше. Нам пора в аэропорт, значит надо сесть на метро и, во время ожидания метропоезда минут 15 (дело было в 11 вечера) рассматриваем станцию. Да, скромненько… Точно не Москва:

А через 6 часов уже наблюдаем зарю над Россией. Эх, хорошо на Родине!

Петр Королев для «Хвилі»