Генпрокуратура

Без изменений в действующий Уголовный процессуальный кодекс Украины аресты со счетов бывших украинских чиновников за рубежом могут быть сняты, и экстрадиция этих людей в Украину для привлечения их к уголовной ответственности будет практически невозможна, заявляет заместитель генерального прокурора Украины Алексей Баганец.

«Сегодня мне не дали возможность выступить перед народными депутатами. Я хотел к ним обратиться с тем, что необходимо немедленно вносить изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, потому что если мы не внесем эти изменения, то мы действительно можем эти средства потерять», — сказал А.Баганец агентству «Интерфакс-Украина«, отвечая на вопрос о том, какие действия Украине следует предпринять, чтобы не были сняты аресты со счетов бывших украинских чиновников в странах ЕС.

По его словам, сейчас для того, чтобы украинские правоохранительные органы могли обратиться к государствам, где находятся экс-президент Виктор Янукович и его окружение с требованием об экстрадиции, необходимо, чтобы бывшие высокопоставленные лица Украины были объявлены в международный розыск, и чтобы было решение украинского суда о санкции на содержание под стражей.

«Наш суд не может сегодня этого сделать, потому что в законе написано, что в случае отсутствия подозреваемого его можно арестовать только если этот человек находится в международном розыске. А мы не можем получить международный розыск, потому что Интерпол говорит, что, согласно требованиям ст.3 их Устава, они считают, что эти дела по Майдану связаны с политическим преследованием», — пояснил А.Баганец.

То есть, по его словам, если нет объявления в международный розыск, Генпрокуратура не может обратиться в суд, чтобы был арест, а если нет санкции на арест, то «мы не можем обратиться к той же России об их выдаче». «Замкнутый круг», — сказал замгенпрокурора.

В связи с эти он подчеркнул, что следует немедленно внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс, которые бы позволили проводить необходимые действия для привлечения этих людей к ответственности.

Замгенпрокурора допустил, что, возможно, те изменения, которые были ранее внесены в УПК, были сделаны для усложнения такой процедуры. «Та власть, когда формулировала Кодекс, делала его под себя», — сказал он.

Также А.Баганец посетовал на то, что в УПК есть масса норм, препятствующих расследованию уголовных производств. К примеру, по словам А.Баганца, правоохранительные органы могут задержать человека только в двух случаях: если он задержан на месте события после совершения преступления или человека задерживают во время его побега с места преступления.

«На сегодняшний день мы расследуем дело, получаем доказательства, которые дают основания уведомить о подозрении, мы не имеем право его задерживать, мы обязаны по нашему закону за 3 дня направить ему повестку и проинформировать, что мы его вызываем в качестве подозреваемого. Это даст ему возможность, чтобы он собрался, оделся, зубы почистил, может, даже, чтобы зубы полечил или баню принял и через три дня он к нам может прийти с адвокатом для опроса в качестве подозреваемого. То есть 3 дня ему более чем достаточно, чтобы покинуть Украину», — пояснил замгенпроукрора.

Поэтому, как отметил А.Баганец, прокуратура предлагает, чтобы в безотлагательных случаях, при наличии достаточных объективных данных, что человек может покинуть Украину, чтобы была возможность задерживать человека на 72 часа, как это было раньше.