Украина-Россия

Сумма ущерба, которую Украина может потребовать от России в рамках поданных в Европейский суд по правам человека трех исков, будет определена позже.

Об этом в интервью «Главкому» сказала представитель Украины в Европейском суде Наталья Севостьянова.

Напомним, начиная с апреля, Минюст подал уже три межгосударственных иска в Европейский суд по правам человека. Первый касается нарушения прав человека в Крыму, а также защиты украинской собственности на полуострове, убыток от потери которой уже оценен в 1,18 триллионов гривен. Второй – похищений российской стороной на Донбассе детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также попытки РФ вывезти их на свою территорию. Третий – незаконного удержания в Симферопольском СИЗО сына лидера крымско-татарского народа Мустафы Джемилева – Хайсера.

«Конкретная сума утрат будет определяться на стадии сатисфакции в Европейском суде. На сегодня этот вопрос не является приоритетным, поскольку сначала нам нужно аккумулировать все факты нарушений норм Конвенции», — сказала Севостьянова.

Комментируя обвинения заторможенной реакции государства, она отметила, что «процесс идет». «Это непросто, потому что каждый из государственных органов пребывает в нетипичной для себя ситуации. Но мы аккумулируем информацию, и я могу сказать, что все органы активно сотрудничают, понимая важность этого процесса. Более того, заявление было подано Украиной еще 13 марта 2014 года», — сказала Севостьянова.

На вопрос, готовит ли Украина еще какие-то межгосударственные иски, она сообщила: «Работа ведется в разных направлениях. В рамках Министерства иностранных дел ведется своя часть работы, связанная с Международным судом ООН, оценкой перспектив, конвенционных механизмов, которые предусматривают различные конвенции. При анализе любой международной юрисдикции нужно понимать, обязательна ли она для обоих государств, которые идут в суд. Например, Европейский суд по правам человека создан на основании Европейской конвенции по правам человека, которая ратифицирована как Украиной, так и РФ. Поэтому решения ЕСПЧ для этих государств являются обязательными. А вот по Международному суду ООН есть свои нюансы. Если Россия не хочет, она может отказаться от рассмотрения дела здесь».