Глава НБУ Валерия Гонтарева так и не выступила в Верховной Раде, зато провела пресс-конференцию. Гонтарева дала понять, что идти в отставку не собирается, а планов у ее ведомства много.
Общалась с журналистами глава НБУ долго, ответила на все вопросы, правда, не дала никаких прогнозов по курсу доллара, мол, это не в компетенции регулятора. Зато пресс-конференцию Гонтарева закончила шуточным поздравлением: «С Новым годом, с новым курсом!», – сказала глава Нацбанка. «Сегодня.ua» собрала самые важные заявления Гонтаревой о планах НБУ, ситуации на валютном рынке и экономике Украины в целом.
Об ответственности за курс гривны
По словам Гонтаревой, украинцы склонны винить НБУ в резком падении курса гривны, поэтому Нацбанк хочет внести изменения в Конституцию, «чтобы избежать недопонимания».
«Однозначно мы будем инициировать изменения в Конституции. Если кто-то считает, что «стабильность денежной единицы» – это «отношение курса гривны к курсу доллару», мы уже подготовили изменения. То есть это даже не изменения – просто ничего не надо там [в Конституции] писать, для этого есть закон об НБУ», – заявила она.
Как отметила глава НБУ, «стабильность денежной единицы» касается в первую очередь инфляции, платежного баланса и ситуации в банковской системе, что происано в законе «Об НБУ». При этом Гонтарева уточнила, что Нацбанк не отвечает конкретно за курс гривны к доллару или к евро, но курс валюты составляет часть инфляции и тоже влияет на стабилизацию банковской системы.
«Нельзя сказать, что НБУ вообще абсолютно все равно», – отметила она и добавила, что удержать курс гривны к иностранной валюте – это нереальная для одного НБУ задача, которую можно выполнить лишь при полном взаимодействии всех ветвей власти.
О реструктуризации валютных кредитов
По словам Гонтаревой, НБУ имеет отношение к Меморандуму о реструктуризации валютных кредитов лишь в качестве посредника. Этот документ не закон и никогда им не будет, отметила Гонтарева, ведь это противоречит требованиям МВФ. Глава Нацбанка уточнила, что Меморандум является «рыночной договороенностью». По словам Гонтаревой, этот документ сможет «заработать» лишь после того, как Верховная Рада отменит мораторий на конфискацию имущества должников по валютным кредитам.
О гибкости курса
«Мейчас мы перешли на плавающий курс гривны. И кому бы сейчас это не нравилось, я вам скажу, что любой стране, которая привыкла жить в такой парадигме, ей это очень тяжело дается. Это при том, что только 3% населения регулярно выезжает за рубеж. Любые панические настроения на рынке одномоментно приводят к огромному спросу на валюту, потому что гривна так и не стала инструментом накопления», – рассказала Гонтарева.
«НБУ не откажется от гибкого валютного курса», – заявила глава НБУ. При этом, по ее словам, до свободного курсообразования стране еще далеко, ведь на валютном рынке остаются ограничения.
«Не могу сказать, что мы нашли равновесный курс», – отметила Гонтарева, подводя итоги года.
Тысячи без тепла: один из городов Украины оказался на грани коллапса
"С ума сошли": Буданов высказался об ударе баллистикой "Кедр" по Днепру
"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей
Успеть до декабря: ПриватБанк разослал важные уведомления
«Украине нужно забыть, что такое валютный курс к доллару, евро и даже к рублю», – отметила она. Гонтарева подчеркнула, что необходимо сосредоточиться на платежном балансе, росте экономики и инфляции. Кстати, инфляция в 2015 году, по словам Гонтаревой, составит 17-18%, а по итогам 2014 г. – все 24%.
О «черном рынке»
Гонтарева заявила, что НБУ не имеет никакого отношения к «черному валютному рынку», но при этом Нацбанк может на него влиять. «Мы не отвечаем за «черный рынок», и мы не будем за него отвечать», – сказала Гонтарева.
«Как только мы начнем снимать [валютные] ограничения, он сам выровняется», – пояснила Гонтарева. Это, по ее словам, касается «черного рынка» физлиц, а не теневого бизнеса в целом. По данным НБУ, кстати, за этот год с «белого» рынка «выпало» 19% денег.
О кризисе
Экономическая ситуация в Украине весьма плачевная, и помочь выбраться из нее нам помогут реформы и международная помощь, сказала Гонтарева. «В стране – полномасштабный финансовый кризис. Победить мы его можем только путем очень быстрых экстремальных реформ и с помощью международных доноров», – отметила глава НБУ. Но, по ее словам, нельзя только ждать что «заграница нам поможет».
Об ограничениях
По словам Гонтаревой, пока в Украине идут боевые действия, валютные ограничения не могут быть сняты. Такие меры имеют негативные последствия, но «без них мы бы не смогли жить», – отметила глава НБУ.
О резервах
«Уровень наших резервов достиг минимального уровня с 2009 года и составил 9,9 млрд долл», – сказала глава Нацбанка.
«Из-за искусственного поддержания курса в 8 грн было потрачено 23 млрд резервов. За первые два месяца этого года ушло более 4 млрд», – подсчитала Гонтарева.
Она отметила, что резервы, которые хотел бы видеть НБУ и МВФ – 15 млрд. «Но чем больше – тем лучше. Хорошо было бы и 23 млрд. Максимум не ограничен ничем», – подчеркнула Гонтарева.
О международных кредитах
Международная поддержка собьет панику на рынке, уверена Гонтарева. Сейчас, по словам Гонтаревой, Нацбанк должен помочь правительству в проведении реформ.
По ее словам, с МВФ во время январского визита миссии будет обсуждаться вопрос увеличения размера финансовой помощи для Украины.
«МВФ исключительно помогает странам, у которых дисбалансы в платежном балансе страны. МВФ никогда и нигде не помогал финансировать армию и военные действия», – отметила она. При этом, по ее словам, в Украине было много трат на армию. «То есть МВФ не финансирует военные расходы, а рынки капитала у нас закрыты», – резюмировала Гонтарева.
О банках-банкротах
«33 банка в этом году уже выведены с рынка. Мы выводим с рынка даже не «больные», а «мертвые» банки, неплатежеспособные. И банки, которые занимались отмыванием денег. Это был огромный бизнес в нашей стране. Его обороты достигали невероятных размеров. в 2013 году это было 300 млрд грн. Семь таких «отмывочных» банков мы уже вывели в фонд гарантирования. Скоро мы не будем так долго их выводить с рынка – до сих пор нельзя было их вывести и сразу лишить лицензии – но у нас появилась возможность выводить эти банки в один этап, о чем идет речь в антикоррупционных законах», – объяснила Гонтарева.
Гонтарева подчеркнула, что у НБУ нет задачи бороться с количеством банков. При этом, по ее словам, больше 80% банковской системы составляют 40 банков. «Они и дают нам комфорт в системе» – отметила Гонтарева.
«Мы провели стресс-тесты 35 крупнейших банков, продолжается стресс-тестирование остальных банков». 18 банков требуют докапитализации (всего на 66 млрд грн.), но все 35 прошли стресс-тесты, подчеркнула Гонтарева.
Глава НБУ также отметила, что в бюджете на следующий год предусмотрено 20 млрд грн, которые государство даст Фонду гарантирования вкладов. Кроме того, по словам Гонтаревой, Фонду будут помогать международные организации и сам НБУ.
О поддержке банков
Всего банкам для поддержания ликвидности выдали кредитов больше, чем на 33 млрд. «Поэтому говорить об огромном рефинансировании нельзя» – отметила Гонтарева и опровергла слухи о том, что НБУ выделил банка 90 млрд грн.
Также Гонтарева сообщила, что согласно принятому накануне Верховной Радой антикризисному закону, рефинансирование банков больше не будет являться банковской тайной. Теперь станут известны названия банков, которым выдается рефинансирование.
«Каждый банк может рассчитывать на НБУ как кредиторов высшей инстанции, но только платежеспособные банки, у которых проблемы с ликвидностью, но есть достаточный капитал или план рекапитализации, могут приходить за кредитами», – заявила глава НБУ. Она также уточнила, что в банке должен находится куратор, который который отслеживает использование кредита.
О депозитах
Отток депозитов из банков в Украине составил 52 млрд грн и 8,8 млрд долл. По словам Гонтаревой, это почти треть всех вкладов украинцев, но отток в основном произошел в начале года, а сейчас – замедлился. Активнее всего вклады из банков забирали в февраое-апреле и в сентябре.
О «Нафтогазе»
НАК «Нафтогаз» серьезно влияет на валютный рынок, и если бы не он, в Украине был бы переизбыток доллара. «Весь платежный баланс говорит нам, что на рынке без «Нафтогаза» у нас уже должен быть профицит валюты», – сказала Гонтарева.
По ее словам, это произойдет, когда паника закончится. Тогда, отметила Гонтарева, предложение будет превышать спрос. Она уточнила, что НБУ продал «Нафтогазу» 8,6 млрд долларов из резервов. 3,1 млрд долларов из них – задолженность «Газпрому».
«НАК требует фундаментальных реформ «еще вчера», – отметила Гонтарева.
О реформе НБУ
«Структура очень застарела. Мы начали перестройку. К нам приехала техническая миссия канадского и норвежского Центробанков. Эта миссия помогла нам разработать новую структуру Нацбанка. Мы потратили на это больше 3 месяцев. Из 11 тысяч человек в течение года остается 5 тысяч. Из 25 региональных отделений останется 4 кластера – Киев, Одесса, Львов и Днепропетровск», – отметила глава НБУ.
«Мы продаем наши непрофильные активы, но многие сразу передать не получается», – уточнила она. По ее словам, все продажи идут через Фонд госимущества. НБУ сэкономит на этом всем около 6 млрд гривен, которые передаст в бюджет, заверила Гонтарева.
О рубле
На гривну существенно повлияло рекордное падение рубля – 90% девальвация (ноябрь 2013 – к ноябрю 2014). «Но тяжело даже сравнивать ситуацию в Украине и в РФ – у них на территории нет войны, заводы работают, резервы значительно больше», – пояснила она.