США и Турция уже заговорили о создании над Сирией бесполетной зоны, как это было сделано в Ливии. «Мы не можем действовать без глубокого анализа и разработки подробных планов», — наводит туман госсекретарь США Хиллари Клинтон. Вашингтон и Анкара также намерены создать рабочую группу по Сирии и комиссию для координации действий спецслужб, дабы еще активнее помогать сирийским оппозиционерам.
Тем временем сирийского вице-президента Фарука аш-Шара якобы посадили под домашний арест. Как уверяют боевики, распространившие эту новость, Башар Асад боится еще одного громкого бегства из страны. Ранее, напомню, в Иорданию сбежал его премьер Рияд Хиджаб.
Впрочем, не исключено, что это лишь очередной этап информационной войны, развязанной оппозиционерами с подачи их западных покровителей против официального Дамаска. Одна такая утка сдохла на прошлой неделе, когда боевики объявили, что «убили российского генерала — советника Асада».
КУРС НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Все последние недели международная дипломатическая сцена была отдана сирийскому кризису. И вот что интересно: двойное российско-китайское вето в Совете Безопасности, принятие на Генассамблее подготовленной Западом резолюции, которая осуждает президента Асада, и уход Кофи Аннана с поста спецпредставителя генсека ООН — все эти контрпродуктивные с точки зрения дипломатии действия работают на совсем иные задачи, нежели восстановление мира в регионе.
Западу не было никакой нужды проводить очередное голосование по проекту резолюции, поскольку русские заранее предупредили, что не поддержат ее. Не было никакой необходимости и формулировать новую резолюцию, поскольку Генеральная ассамблея ранее уже представляла аналогичную. Более того, Генассамблея не обладает компетенцией обсуждать вопросы, которыми занимается Совет Безопасности, если только не «существует угроза миру или совершен акт агрессии и нет единодушия среди постоянных членов организации, а следовательно, Совет Безопасности не имеет возможности выполнить свою первоочередную задачу по поддержанию мира и международной безопасности». Подобной ситуации явно не наблюдалось, поскольку сами инициаторы резолюции настойчиво подавали и подают сирийский кризис как чисто внутреннюю проблему.
Как бы то ни было, Генеральная ассамблея не упомянула об этой возможности расширить круг своих обязанностей (известной как «Союз в целях поддержания мира»). Вместо этого западные лидеры четко дали понять, что обладают расширенными полномочиями, включая право гуманитарного вмешательства. Это, конечно же, интеллектуальное мошенничество. Согласно Уставу ООН главным принципом деятельности организации является уважение суверенитетов стран, являющихся ее членами, в то время как «право вмешательства» (ранее это называлось «цивилизационной миссией») является привилегией сильного и использовалось некогда колониальными державами при покорении мира.
В соответствии с выбранной установкой западные лидеры беспрестанно клеймили позором Совбез за его «бездействие», что несправедливо: Совет действительно расколот, и три последовательных вето тому свидетельство, но при этом он активно работает, что доказывают три принятые по Сирии резолюции (2042, 2043 и 2059). Когда на суде присяжные расходятся в оценках и обвиняемого отпускают на свободу, никто ведь не говорит о том, что суд присяжных не способен вершить правосудие. То же касается и Совета Безопасности, который является одним из оплотов международного права. Если он не принимает резолюцию, надо признать, что это решение законно, независимо от того, удовлетворяет оно кого-то или нет.
СМЕТЛИВЫЙ ЭКС-ГЕНСЕК
Кофи Аннан следующим образом объяснил свою отставку: «Наращивание вооруженного конфликта и отсутствие единства в Совете Безопасности радикально меняют ситуацию и препятствуют исполнению моей миссии». Это звучит по меньшей мере странно, ведь Аннан вступил в должность 23 февраля, когда сирийская армия вовсю вела осаду района города Хомса Баба Амр, где окопались порядка 2 — 3 тысяч боевиков в компании иностранных инструкторов, а Россия и Китай уже дважды воспользовались своим правом вето. И никто из фигурантов ни на йоту не изменил свою позицию. Изменилась только расстановка сил — часть сирийцев, которые поначалу поддерживали боевиков, теперь поддерживают регулярную армию. А потеряв Баба Амр, вооруженные оппозиционеры не смогли захватить ни Дамаск, ни Алеппо, а следовательно, не имеют никакой легитимной территориальной базы. То есть Кофи Аннан бежит с поля боя, как он это уже однажды сделал на Кипре в 2004 году, когда его мирный план урегулирования отвергли на референдуме.
Оглядываясь назад, можно предположить, что Аннан исходил из неминуемого силового свержения Асада и не понимает, что ему делать теперь, после поражения т. н. Свободной сирийской армии, поддерживаемой Западом. Разумеется, отставка спецпредставителя не является одним лишь отражением его личной растерянности — она работает и на то, чтобы в очередной раз заклеймить позором Россию и Китай за «связывание рук международному сообществу».
Вот тут-то тайное и становится явным. Западу наплевать на благополучие сирийского народа, ведь именно он вооружает наемников. Вся дипломатическая активность Запада направлена на то, чтобы обвинить во всем Россию и Китай, а заодно поставить под сомнение саму правомерность существования института международного права.
И сметливый Пан Ги Мун правильно все понял. Открывая заседание Генассамблеи, посвященное Сирии, он полностью обесценил анализ ситуации, данный в резолюции. Не упоминая о внутреннем конфликте, он с сожалением констатировал, что на территории Сирии идет «опосредованная война» между сильными державами, и целью этого противостояния является вовсе не сама Сирия, а установление новых силовых взаимоотношений в мире.
Байден раскритиковал массированный ракетный удар РФ по Украине
Сирийские повстанцы начали масштабное наступление в провинции Алеппо, - NYT
АЗС установили новые цены на бензин, дизель и автогаз в Одесской и Львовской областях
"Не только пальмовое масло": что на самом деле добавляют в молочные продукты