Компания днепропетровского губернатора забирает у структур, близких к беглому экс-главе Минприроды Эдуарда Ставицкого, 45% акций «Укрнефтебурения», владеющей лицензией на разработку самого перспективного украинского газового месторождения.
По данным «ДС«, в июле Хозяйственный суд Киева принял к рассмотрению иск кипрской компании Deripon Commercial Limited к нескольким ответчикам. Среди них — Укргазбанк и Актив-банк, а также компания «Солид Днепр» — хранители ценных бумаг. Главными же объектами интереса истца стали зарегистрированные в Великобритании компании Ares Systems и Ariana Business. Совокупно эти «британцы», которыми управляет малоизвестная украинка Юлия Лобанова, владеют 45% акций одного из крупнейших частных добытчиков газа в Украине — киевского ЧАО «Добывающая компания «Укрнефтебурение». Аналогичный пакет принадлежит и истцу, который до 14 декабря 2012 г. владел 90% акций компании, пока не уступил половину своих бумаг фирмам Ares Systems и Ariana Business. Теперь же Deripon Commercial потребовал признать недействительными два договора купли-продажи, заключенные с этими компаниями, и восстановить его в правах мажоритарного акционера.
Как выяснила «ДС», фактически этот спор ведут между собой днепропетровский губернатор Игорь Коломойский и экс-министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий. Спорные договоры были заключены за 10 дней до ухода Ставицкого с Минприроды и назначения его главой Министерства энергетики и угольной промышленности. Deripon Commercial Limited входит в орбиту Коломойского (компанией владеет его оффшор с Британских Виргинских островов Burrard Financial Corp) c 2009 г. — именно тогда совладелец Приватбанка выкупил контрольную долю в «Укрнефтебурении» у структур Николая Злочевского. Занимая должность главы Государственного комитета природных ресурсов, 29 декабря 2004 г. Злочевский выдал не чуждой себе компании лицензию на разработку одного из самых перспективных месторождений газа в Украине — Сахалинского (Харьковская обл.). Его запасы газа оцениваются в 15 млрд кубометров — почти на $6 млрд в нынешних ценах.
Такой куш, естественно, привлек повышенное внимание со стороны украинского и иностранного бизнесов. После того как Злочевский в 2005 г. был уволен из Госкомитета природных ресурсов, Минприроды вернуло право эксплуатации Сахалинского месторождения госкомпании «Полтаванефтегазгеология». Это решение спровоцировало череду судебных разбирательств, затеянных «Укрнефтебурением», которые растянулись на долгие годы. Пока в январе 2010 г. Минприроды не издало приказ №23, которым на 20 лет пролонгировало для «Укрнефтебурения», к тому времени уже перешедшего под контроль Коломойского, лицензию на эксплуатацию «Сахалинки».
Последовавшая за этим смена власти и назначение ставленника Виктора Януковича — Эдуарда Ставицкого — сначала главой Государственной службы геологии и недр, а затем и министром экологии и природных ресурсов, открыли новый этап в жизни «Укрнефтебурения». Усилиями одного из претендентов на Сахалинское месторождение, ЗАО «Девон» (аффилирован с польской нефтегазовой компанией PGNIG), в мае 2011 г. Окружной админсуд Киева отменил злополучный приказ Минприроды №23. До вступления этого вердикта в законную силу, в марте 2012 г., наблюдательный совет «Укрнефтебурения» назначил и. о. главы правления компании Анатолия Липинского, считавшегося человеком из обоймы Ставицкого. После чего в мае 2012 г. «Укрнефтебурению» при поддержке Минприроды удалось отменить невыгодный ей вердикт в апелляционной инстанции. А в декабре того же года близкие к Ставицкому структуры вошли в состав акционеров компании.
Говорить, что один из видных представителей «семьи» выжимал все соки из «Укрнефтебурения», было бы неверно — только за 2013 г. компания нарастила чистый доход на 40%, до 616 млн грн., а ее чистая прибыль увеличилась в сравнении с 2012 г. втрое — до 142 млн грн. Но после того как Янукович ударился в бега, а Ставицкий, подаривший ему в свое время «Межигорье», был объявлен в розыск, у Коломойского пропало всякое желание продолжать вести совместный бизнес с опальным партнером, лишившимся прежнего влияния. И в этом свете шансы на то, что компания днепропетровского губернатора добьется своего в суде и вернет себе контроль над 90% акций «Укрнефтедобычи», очень велики.