Бывший полевой командир, лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр вернулся в Кабул через восемь месяцев после подписания мирного соглашения с афганским правительством.
Об этом сообщает Русская служба ВВС.
Хекматияр выехал в столицу из Джелалабада под усиленной охраной, его автоколонну сопровождали вертолеты афганской армии.
В четверг он планирует встретиться с президентом Ашрафом Гани, а в пятницу провести молитву в главной мечети Кабула.
Хекматияр — одна из самых противоречивых фигур в афганском обществе. Он получил известность в 1980-е годы во время войны с советской армией, введенной в Афганистан для поддержки ставленника Москвы Бабрака Кармаля.
Хекматияр возглавлял одну из двух крупнейших по численности группировок моджахедов, которая вела активные боевые действия против советской армии и афганских правительственных сил.
После вывода советских войск и падения правительства Наджибуллы Хекматияр развернул ожесточенную борьбу за контроль над Кабулом с другими конкурирующими группировками моджахедов, в первую очередь с лидером Исламского общества Афганистана Бурхануддином Раббани и его правой рукой Ахмад Шахом Масудом.
Результатом военного противостояния бывших союзников стало разрушение многих зданий в столице и гибель нескольких тысяч жителей, из-за чего за Хекматияром закрепилось прозвище «Мясник Кабула».
В середине 1990-х годов Хекматияр занимал пост премьер-министра Афганистана, но с приходом к власти талибов в 1996 году бежал из столицы. В 2003 году США объявили его террористом, обвинив в поддержке «Аль-Каиды» и «Талибана», с которыми он, впрочем, тоже воевал.
Сейчас Хекматияр возглавляет группировку «Хезб е-Ислами» — второе по величине военизированное формирование в стране.
Возвращение Хекматияра в Кабул стало возможным после того как ООН по просьбе афганского правительства сняла с него санкции.
В сентябре 2016 года лидер моджахедов и власти Афганистана заключили мирное соглашение, которое предусматривает амнистию в отношении него и его боевиков в обмен на поддержку афганской конституции и обещание расформировать боевое крыло своей организации.
США приветствовали это соглашение. Надежда заключается в том, что Хекматияр может повлиять на неподконтрольных правительству полевых командиров, которые некогда воевали под его знаменами, и усадить их за стол переговоров.
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
МВФ спрогнозировал, когда закончится война в Украине
40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
Критики возвращения Хекматияра напоминают о тысячах ракет и снарядов, которые он обрушил на Кабул в ходе гражданской войны в 1990-х годах, за что многие афганцы до сих пор его не простили.
Противники соглашения с Хекматияром считают, что движение «Талибан» вряд ли прислушается к его призывам к мирным переговорам, особенно если оно почувствует слабость афганского правительства. «У Хекматияра недостаточно сторонников и плохая репутация», — сказал в беседе с Рейтер житель Кабула.
Опасения вызывают и призывы Хекматияра к централизации правительства, которые, по выражению одной из афганских газет, «направлены на доминирование одной этнической группы».
Как и президент Гани, Хекматияр — пуштун, поэтому его возвращение в страну может стать тревожным сигналом для представителей других народностей Афганистана — таджиков, узбеков, хазарейцев, отмечают афганские СМИ.