В 2016 году группа компаний НАК «Нафтогаз Украины» уплатит налогов в бюджет на 25 млрд грн больше, чем бюджет израсходует на дотации газа для нужд населения. Но поскольку в «Нафтогазе» убытки предыдущих периодов достигают почти 60 млрд грн, то налог на прибыль компания не будет платить до тех пор, пока не покроет эти убытки.
По результатам первого полугодия «Нафтогаз Украины» как отдельное юридическое лицо декларирует 21,8 млрд грн чистой прибыли. Внимательно изучив промежуточный финансовый отчет «Нафтогаза», Зеркало недели обратило внимание на существенные, наш взгляд, нюансы.
«С точки зрения бизнес-логики, или, как назвал топ-менеджеров главный коммерческий директор НАКа Юрий Витренко, финансовых банкиров, притворяющихся, что они газовщики, наверное, все закономерно. Но как быть с заявлением Владимира Гройсмана, который так обрадовался, что «Нафтогаз» заработал прибыль, что уже успел заверить украинцев на своей странице в FB в следующем: «Прибыли «Нафтогаза» будут распределены не только на пополнение бюджета, решающего проблемы нынешнего дня, но будут инвестирования (инвестированы. — Авт.) и в будущее», — пишут в ZN.UA обозреватель Алла Еременко и Ганна Лютая.
«Нафтогаз» в пресс-релизе заверил, что заплатит за этот год 60 млрд грн налогов, уточнив, что заплатит на 25 млрд грн больше, чем бюджет страны потратит на льготы и субсидии. Такое уточнение важно, учитывая тот факт, что почти все субсидии, запланированные на 2016 г. в госбюджете (около 35 млрд грн), правительство направляет на оплату газа… «Нафтогаза», который ими же и рассчитается с бюджетом. Как говорят, «живых» денег эта узаконенная субсидионная схема не предполагает — эдакий круговорот бумажек. Хотя господин Витренко настойчиво подчеркивает, что стоит уже избавиться от таких, так сказать, атавизмов прошлых времен, как «живые» и «неживые», то есть безналичные, деньги. Деньги есть деньги.
Однако Юрий Витренко и финансовый директор «Нафтогаза Украины» Сергей Коновец фактически подтвердили безналичный оборот средств. Максимально упрощенно оборот средств выглядит приблизительно так. Сначала из госбюджета выделяются средства на финансирование субсидий, органы социального обеспечения рассчитывают размер субсидии для потребителей газа и передают эти данные в виде реестра поставщикам газа. Дальше поставщики передают эти бумажки «Нафтогазу» или его дочерним предприятиям как оплату за потребленный субсидиантами газ, а НАК вместе с компаниями, входящими в Группу «Нафтогаз», — «Укртрансгазом» и «Укргаздобычей», платит этими же бумажками налоги в госбюджет. Итак, единственное отличие — вместо ОВГЗ, которыми раньше госбюджет поддерживал штаны «Нафтогаза Украины», теперь выписывают так называемые протоколы на рассчитанную сумму субсидий. Эти протоколы оборачиваются по кругу: бюджет—потребитель газа—поставщик газа (облгазы)—»Нафтогаз»—бюджет.
«Денег как таковых (простите, господин Витренко, но фактически вы и финансовый директор господин Коновец это подтвердили) подобная схема не предусматривает. Но все могут быть довольны: бюджет выполнен, «Нафтогаз» получает звание крупнейшего налогоплательщика в стране. То есть может получить, если не случится, как отметили топ-менеджеры «Нафтогаза», чего-то непредвиденного. Последние события свидетельствуют, что вероятность наступления таких непредвиденных нюансов сверхпрогнозируема…», — пишут Еременко и Лютая.
Интересно, что «Нафтогаз» обещает в этом году, кроме протоколов, принести в государственную казну живые деньги, даже сумму называет — 25 млрд грн. За счет чего? Или, точнее, за чей счет? Анализируя обнародованную финансовую отчетность, можно предположить следующее: максимум, что реально заплатил средствами «Нафтогаз» за полгода, — около 5 млрд грн. Возможно, ожидают, что за счет значительного подорожания газа для ТКЭ и отмены льготной цены для бытовых потребителей в отопительный период поступления от продажи газа стремительно вырастут и увеличатся платежи в бюджет по НДС?
Также среди обещанных 25 млрд в виде денег может быть часть ренты, которую надо будет уплатить в бюджет компании «Укргаздобыча» не «субсидиями», а именно деньгами. Но учитывая то, что сам «Нафтогаз» крайне плохо рассчитывается со своими дочерними предприятиями — задолженность НАКа перед компаниями госхолдинга «Укргаздобычей» и «Укртрансгазом» в первой половине текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого возросла на 22% и достигла 23,6 млрд грн, такие ожидания напрасны.
Однако менеджеры НАКа убеждают, что ренту «Укргаздобыча» уплатила своевременно. А задолженность не критичная, в пределах полуторамесячной — около 7,4 млрд грн.
При этом, по словам Коновца, на сегодняшний день существуют неоформленные субсидии на сумму около 7,5 млрд грн. «На конец 2016 г. предполагаем, что текущая задолженность не будет превышать допустимого месячного платежа», — уточнил Коновец. То есть 4–5 млрд грн.
«Не пугайтесь, в масштабах многомиллиардного оборота «Нафтогаза» и «Укргаздобычи» эта сумма в самом деле не критичная, заверили нас специалисты даже не из НАКа. Однако не критичная при условии, что она, как сказал С.Коновец, будет в пределах ежемесячных платежей. И чем быстрее «Нафтогаз» станет придерживаться этих финансовых рамок, тем скорее преодолеет временной дисбаланс», — пишут авторы статьи.