Сенат Конгресса США принял законопроект о расходах на оборону в 2016-м году, который разрешает главе Пентагона Эштону Картеру при координации действий с госсекретарем США Джоном Керри использовать 300 млн долларов на оказание военной помощи Украине.
Важным элементом законопроекта является положение, согласно которому 50 млн долларов с указанной сумы может быть использовано на предоставление Украине оборонных вооружений, пишет Сегодня.ua
Эксперты отмечают, что 300 млн долларов не будут направлены на наполнение украинского бюджета – на них будет закуплено вооружение, причем американского производства.
В нацбюджет деньги США не придут, объясняют эксперты. «Разве что, за исключением отдельных грантовых программ, которые требуют именно такого администрирования. Но в основном все будет идти по американскому бюджету и под жестким контролем американской администрации и законодателей», – объясняет политолог Владимир Фесенко. Он напоминает, что такую помощь Украина получала и в прошлом году, и ее объемы возрастают с каждым годом. «Сейчас нам поставляют радары, которые позволяют оперативно наносить ответный удар», – говорит политолог.
Кроме того, на эти средства также будут куплены средства разведки, наблюдения и обороны американского производства.
По словам Владимира Фесенко, речь идет не только о покупке техники, но и о программах обучения военных и о предоставлении нам оружия, в том числе летального, о необходимости которого в Украине говорят уже полтора года.
«Американцы на эту сумму (300 млн долларов) будут оказывать нам тренинговую поддержку – обучать наших военных, и бюджет США будет оплачивать услуги военных, которые будут обучать наших солдат. Плюс американцы предоставят нам свое оружие», – отмечает эксперт. По его словам, в целом США будет содействовать модернизации и реформированию украинских Вооружённых Сил.
Помощь США существенно повысит уверенность и боевой дух Вооруженных Сил Украины и их военно-техническую базу, считает политический эксперт руководитель Центра политического анализа Владимир Головко. «Если Украине дадут оружие, это означает, что как минимум в Америке уверены, что оно не будет перепродано сепаратистам. Соответственно этой стране можно давать не только летальное оружие, но и инвестиции. Это шаг доверия, который может иметь системные подходы», – считает эксперт.
Однако политический эксперт Руслан Бортник отмечает, что 300 млн долларов – относительно небольшие деньги. «Даже с грубым пересчетом по курсу 30 мы получим 9 млрд грн при общем оборонном бюджете нашей страны в районе 100 млрд грн, и при всем оборонном бюджете Минобороны около 60 млрд. Поэтому, я думаю, это больше политическая и моральная поддержка, нежели военная».
Так что на украинской экономике эта сумма, тем более переведенная не в виде купюр, а в виде военной техники, никак не отразится. «Помощь от США – это вопрос геополитики и национальной безопасности, а не экономики», – считает экономический эксперт Андрей Блинов. С ним солидарны и другие специалисты.
Руслан Бортник уверен: военная помощь США – скорее символический жест, нежели реальная помощь. «Это совсем не тот уровень поддержки, в котором Украина нуждается и на который надеется власть. Но этот символический жест важен: он позволяет нам понять политическую стратегию США – что они поддерживают Украину в конфликте с РФ», – считает политолог.
Другими словами, таким образом США демонстрирует миру свою проукраинскую позицию. Мол, в конфликте на Донбассе Америка на стороне Украины. А эта демонстрация, в свою очередь, может повлиять на действия нашего восточного соседа.
«Я бы воспринимал это как некое предупреждение горячим головам наших соседей о том, что если будет эскалация, то данная программа поставок вооружений будет форсировано реализована. То есть, это предупреждение против эскалации конфликта на Донбассе, ведь тогда сепаратистам и российским военным придется воевать не только со старым украинским вооружением, а и с новым, американским. А это большие финансовые и человеческие потери», – считает Владимир Головко.
The Washington Post: Поспешное мирное соглашение по Украине может иметь опасные последствия для всего мира
Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания
Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
С ним согласен и Владимир Фесенко, который считает, что военная помощь от США – это фактор сдерживания российской агрессии. «Сепаратисты и российские военные будут знать, что их танки и прочие ударные системы встретят надежный отпор со стороны украинских Вооруженных Сил с помощью современных вооружений – возможно, американских противотанковых ракет. Чем более системным будет сдерживание от возможного российского наступления на Донбассе, тем больше гарантий для того, что перемирие на востоке будет более надежным, а не таким, как сейчас», – утверждает эксперт.
Но у Америки в этом шаге есть и свой, внутриполитический интерес. Предоставляя помощь Украине, они автоматически избегают обвинений в эскалации конфликта в свой адрес – так как помощь эта больше оборонная, а не наступательная, отмечает Руслан Бортник: «Для США это также внутриполитическая игра, при которой они не могут не помогать Украине, поскольку потеряю поддержку своих избирателей. А этот избиратель в основном настроен антироссийски. Так что Барак Обама действует в интересах своей политической силы и своего рейтинга».
Военная помощь от США не прямо и не сразу, но будет способствовать уменьшению активности боевых действий, считает Владимир Фесенко. Но об окончательной реализации Минских соглашений, по его мнению, речи пока не идет. «Их реализация зависит от доброй воли сторон. Обе стороны не готовы жить вместе. Обе стороны пытаются навязать друг другу свою реализацию Минских соглашений. Поэтому американские поставки оружия на Минские соглашения никак не повлияют. Военная помощь лишь уменьшает риски новой российской агрессии», – говорит Владимир Фесенко. Но эксперт оговаривает возможность того, что военная помощь от США может сделать россиян более сговорчивыми. Но в том, что военная помощь от США повысит обороноспособность нашей страны, сомневаться не приходится.