Общая величина задолженности по кредитам перед нерезидентами и еврооблигациям корпоративного сектора составляла на начало мая с.г. 42,7 млрд. дол. США. Еще 5,7 млрд долл – внешним кредиторам должны депозитные корпорации.
Об этом свидетельствуют данные НБУ, присланные редакции в ответ на запрос ZN.UA.
Как пишет в своей статье банковский эксперт Вадим Сирота, традиционно, более половины (54%) корпоративных займов получено из Кипра, а среди крупнейших кредиторов присутствует ряд оффшорных юрисдикций и стран с так называемым либеральным режимом налогообложения. Это подтверждает устоявшееся мнение, что иностранное кредитование очень часто фактически является реинвестированием средств, выведенных из Украины в оффшорные юрисдикции.
Автор указывает, что существующая практика регистрации кредитных договоров в иностранной валюте с нерезидентами создает огромное поле для субъективных оценок чиновников и несет в себе колоссальные коррупционные риски.
Парадоксальным является также то, что «представители регулятора, публично декларирующие свою приверженность либеральной экономической доктрине (с абсолютно свободным движением капитала), активно использовали запретительные административные рычаги регулирования валютного и денежного рынка. Скрытым мотивом этого может быть неформально функционирующая система «валютных квот». Такие квоты являются производной от непогашенных валютных кредитов, ранее полученных украинскими резидентами от нерезидентов, которые позволяют … перечислить валюту из украинского банка на счет подконтрольной компании за рубежом».
Требования по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках нерезидентов, предоставляющих кредиты в иностранной валюте, могут быть использованы в качестве инструмента дозирования доступа на рынок Украины. Подобная философия работы с кредитно-инвестиционными ресурсами усиливает сомнения в способности выполнить обязательство Меморандума с МВФ о продаже до конца июня этого года на международных платформах активов под управлением ФГВФЛ на сумму не менее 10 млрд. грн.