Российская Федерация рассматривает территорию современного Украинского государства как исторические русские земли и формирует такие взгляды российских граждан с детства, а основным источником формирования взглядов на украинские земли есть обычный школьный учебник истории.
Об этом говорится в статье аналитика Центра гражданского просвещения «Альменда» Олега Охредько для DT.UA. Автор рассмотрел шесть учебников по истории России для 6 класса, на основе которых российские учителя и готовят собственные рабочие программы. «Авторы российских учебников для шестиклассников очень свободно обращаются с терминологией: например, в учебнике Чернишева на с. 20 есть название «русские» и одновременно пишется, что «к концу ХІХ в., как писал известный русский исследователь В.О.Ключевский…», объединяя определение принадлежности к Древнерусскому государству и ученого Российской империи.
В учебнике Баранова и др. прямо сказано, что Древнерусское государство является «русским»: «Ученые дали старинной Руси название «Древняя Русь», или «древнерусское государство», подчеркивая этим, что речь идет о самом древнем из известных нам русских государств» (с. 44). В учебнике Пчелова просто объединяется «древнерусское» и «русское»: «В результате вместо разных племен… образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Жители Древней Руси теперь осознавали себя прежде всего русскими людьми…» (с. 70–71)», — говорится статье. » Очень интересное отношение в российских учебниках к временам раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Эти времена авторы рассматривают как обособление «русских земель». Например, в учебнике Пчелова даже в названиях параграфов проведена определенная параллель: «§14. Южная Русь» (параграф о Киевском княжестве, с. 98); «§15. Юго-Западная Русь» (материал о Галицком и Волынском княжествах, с. 103); «§16. Новгородское государство» (с. 106); «§17. Владимиро-Суздальская Русь» (с. 114). В других учебниках похожая ситуация: «Древнерусские юго-западные земли» (материал о Галицко-Волынском княжестве) (УЧ, с. 74)», — пишет Охредько.
«Один из первых русских монастырей был основан … на берегу Днепра, неподалеку от Киева» (с.79, ПП); «русская церковь», «Илларион прославился как авторпервого оригинального русского сочинения — «Слово о законе и благодати» (с.38, ПЧ); «Антоний и Феодосий, положившие начало русскому монашеству…» (с.79, ПП); «Русская церковь», «русские летописцы» (с.67, ПКП); «Русская православная церковь» (с. 45, ПДК); «Во главе русской церкви стоял митрополит» (с.44, ПДА); «Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили … подвижники Русской земли — первый русский летописец Нестор … первый русский иконописец Алимпий» (с.80, ПП)», — цитирует учебники Охредько. «И в завершение еще «перлы» из российских учебников. Учебник Пчелова: «В России книгопечатание началось около 1553 г… книгу напечатал дьякон московской церкви Иван Федоров… выпустил в свет еще несколько книг, в том числе и первый русский букварь» (с. 244). Известно, что в 1566 г. Иван Федоров (Федорович) бежал из Москвы после того, как была сожжена его типография. Свой «Букварь» он напечатал в 1574 г. во Львове», — говорится в статье.