Ситуация с наркотиками в Украине вызывает серьезные опасения у специалистов, как правоохранителей, так и медиков.

О том, каковы главные угрозы со стороны наркобизнеса для Украины, «Сегодня» рассказал Илья Кива, до недавнего времени возглавлявший и реформировавший в Нацполиции департамент противодействия наркопреступности.

— Не надо придумывать колумбийскую мафию для нашей страны, — говорит подполковник полиции. — Все проще: отсутствие эффективной законодательной базы привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня с наркобизнесом. У нас наркотики в большей мере разрешены, чем запрещены. Поясню: те китайские аналоги психотропных веществ, которые к нам заходят в большом количестве, вообще не внесены в список запрещенных к распространению или присутствию в стране препаратов. Это соли, смеси и прочие аналоги практически всех существующих наркотиков, особенно психотропов. А сегодня весь мир все больше употребляет именно психотропных препаратов. Потому и нам нужно пересмотреть список запрещенных веществ.

Аналоги психотропов расходятся через интернет. А отсутствие у нас возможности контролировать это дает возможность беспрепятственно распространять наркотики в Украине. Мы рискуем, если срочно не предпринять меры, превратиться, образно говоря, завтра в страну дегенератов и наркозависимых людей! Поверьте, это не просто слова, Украина сейчас — это самое дно в отношении наркоситуации и наркоторговли!

Все чаще наркотики готовят у нас. Ибо вещества, из которых изготавливаются тяжелейшие и опаснейшие наркотики, такие как амфетамин, метамфетамин, метадон, имеются в свободной продаже. Например, нитропропилен… Они также отсутствуют в списке запрещенных к реализации веществ. Любой может зайти в интернет и узнать, что надо для изготовления наркотиков, а затем и покупки этих ингредиентов. Вы получите даже методичку, как готовить зелье в домашних условиях. Ингредиенты получите по легальной почте, а сама операция доступна на кухне школьнику! Потому амфетамин просто заполонил улицы. Полиция закрывает сотни таких лабораторий. Но они возникают вновь в силу простоты процесса. Следует ужесточить наказание в отношении тех, кто изготавливает и распространяет наркотики. Что касается употребляющих зелье, то я выступил с инициативой провести общественные слушания на тему: следует ли привлекать к уголовной ответственности самих наркоманов, не занимающихся сбытом.

ТАБЛЕТКИ, ОПИУМ И МЕТАДОН. Говорить, какой из наркотиков, условно, номер один в Украине по распространению, сложно. Один из лидеров — амфетамин, тяжелейший психотроп, уничтожающий психику и меняющий личность человека. Есть также фармакологическая мафия, укрепившаяся в Украине. В свободной продаже имеются, например, кодеиносодержащие препараты, из которых готовят страшные наркотики вроде небезызвестного «крокодила» (дешевая, смертельно опасная замена героину. — Авт.). Или просто употребляют прямо в таблетках. Если принять их с десяток, наступит наркоопьянение. Несмотря на громкие заявления, в аптеках эти препараты продавали и продают. На этом построен миллиардный бизнес. Самое страшное в том, что кодеиносодержащие препараты начинают принимать школьники с 12—13 лет! Затем — амфетамин…

Присутствуют на нашем нелегальном рынке и такие наркотики, как кокаин или героин. Последний заходит к нам в основном через Турцию и Одессу. Большая часть — транзит в другие страны, какая-то часть оседает и у нас. Но занимается этой проблемой (внешние поставки запрещенных веществ) не полиция, а СБУ. Упомянутые наркотики дорогие (кокаин — в районе 200 долларов за грамм, героин — около 100 долларов), потому большого распространения у нас не получили. Есть опиумосодержащие — дешевле, например «ширка» (вытяжка из маковой соломки) или т. н. «маляс» (экстракт опия), идущий в страну со стороны Западной Украины. Этот концентрат опия изготавливают у нас и за рубежом. Как в свое время амфетамин, метадон, поначалу их только завозили к нам из Польши, Беларуси… А потом нашлись умельцы, «варщики» у нас, и теперь основная масса зелья готовится здесь.

Раз уж упомянул метадон, скажу и о метадоновой программе, когда наркозависимым за счет государства дают этот наркотик вместо привычного, скажем, героина. Ну, как вариант, чтобы снять агрессию, снизить уличную преступность, наверное, это может быть. Но программа не снизит количество наркозависимых. Ведь на ней находятся не более 8 тысяч человек. А в Украине, по нашим оценкам, употребляют наркотики около 10 млн человек! К тому же есть люди, лично обогащающиеся на метадоновой программе. Ее сворачивать не надо, но следует серьезно доработать, убрав коррупционную составляющую.

Считаю, что борьба с наркомафией выглядит, как сражение с голыми пятками против танков! Многие годы правоохранительная система страны не боролась, а способствовала развитию наркомафии в Украине. Чтобы переломить ситуацию, нужны революционные, радикальные меры, начиная с принятия необходимых законов.

Как сообщили «Сегодня» в департаменте противодействия наркопреступности Нацполиции Украины, новые психоактивные вещества (НПВ), которые в просторечии именуют «солями», в основном поставляемые из Китая, вызывают крайнюю обеспокоенность, ибо очень негативно влияют на здоровье людей, в первую очередь молодых — вплоть до гибели.

Распространяют их без проблем через интернет. «Несовершенство действующего законодательства — основная проблема на пути эффективного противодействия упомянутой наркоугрозе (слишком долгий процессуальный путь от выявления НПВ до включения его в список запрещенных)», — говорится в сообщении. Чтобы повлиять на ситуацию, Нацполицией в 2016 году предложено Минздраву внести в этот список свыше 30 психоактивных веществ, так как наркоторговцы для легализации своей продукции изготовляют все новые и новые виды отравы.

Примеры, приведенные департаментом, ужасны. Так, в Харькове в одной из квартир были обнаружены мертвыми молодые люди в возрасте 16, 17 и 19 лет. Экспертиза установила: парни погибли вследствие употребления синтетического психоактивного вещества (сленговое название — «соль»). Этот психотроп можно заказать в интернете, его относительно безопасная доза для человека — 0,3 миллиграмма, что в быту отмерять нереально.

Мнение медиков высказал главный нарколог столицы Владимир Ярый:

Популярные статьи сейчас

Украинцы каждый день демонстрируют свой несокрушимый дух - Трюдо

Обновлены социальные нормы потребления газа: что теперь должны знать потребители

"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК

“Умру в борьбе за свободу”: Хавьер Милей о радикальных реформах в Аргентине, войне с социализмом и надеждах на Трампа

Показать еще

— По количеству обращений к врачам у нас ситуация уже пять лет стабильная: нет ни резких всплесков, ни падения. Но в последние годы на рынке наркотиков произошла трансформация. Люди, которые к нам обращаются, в подавляющем большинстве имеют абстинентный синдром, в просторечии «ломки». Как правило, вследствие употребления опиатов. И количество именно этих людей меняется мало. Однако в последнее время резко возросло количество тех, кто употребляет психостимуляторы. И вот они к врачам обращаются гораздо реже, чем те, кто «сидит» на опиатах. А особо тревожный и необычный для прежних лет момент мы наблюдаем с октября прошлого года. Впервые к нам в отделение реанимации стали поступать пациенты, у которых развился психоз вследствие употребления такого стимулятора, как амфетамин. С этим веществом мы знакомы много лет, амфетамин очень давно на наркорынке, но с психозами после его употребления наши специалисты не сталкивались. Всегда была масса тех, кто его употреблял, но они, как правило, требовали не медикаментозного лечения, а психологического. Мы и направляли их к психологам, в реабилитационные структуры. А с октября и по сей день поступают «амфетаминщики» с манифестной формой психоза, такой же, как острый алкогольный психоз (то есть галлюцинации, бред и т. д.). У нас есть отделение, где всегда были пациенты с алкогольным психозом и не было наркоманов. А после октября бывали дни, когда там до 70% от всех больных лежали не алкозависимые, а принимавшие амфетамин! Причем если алкогольный психоз развивается на фоне отмены алкоголя (то есть когда человек уже не пьет), то амфетаминовый психоз наступает во время действия препарата. Более того, алкоголики с психозом — это люди со стажем возлияний, обычно в возрасте. А после амфетамина к нам поступают зачастую подростки, и это самое страшное! Стаж употребления — не годы, а месяцы. Причем количество людей с амфетаминовыми психозами растет. Если за весь прошлый год из 1790 обратившихся к нам наркозависимых таких было 38 человек, то лишь за первый квартал этого года их уже 185 человек, в основном молодежь. Это же прямая угроза подрастающему поколению!

Отчего так происходит? По информации правоохранителей, то вещество, которое называют амфетамином, ныне в Украину практически не ввозится, оно синтезируется у нас, в разных лабораториях, зачастую чуть ли не на кухне. И тут все зависит от ингредиентов. Что на выходе в такой кустарной лаборатории? Амфетамин или что-то другое? Может, заменив один или несколько компонентов по какой-то причине (не сумели достать, слишком дорого и пр.), получили иное вещество? Или, во всяком случае, «грязный» амфетамин. Правоохранители должны разобраться в ситуации.

С похожими признаками психоза обращаются к нам и люди, употребляющие так называемые «китайские соли» (тоже стимулятор). Их меньше, чем «амфетаминщиков», но человек десять в месяц попадают к нам в реанимацию. А сколько не попадают? Это тоже серьезная угроза.

ЗАМЕНИТЕЛЬ ГЕРОИНА. Ныне в Киеве практически нет героина. Ввоза нет, видимо, это заслуга СБУ (также причина и в экономической ситуации. — Авт.). Немного осталось и тех, кто употребляет «ширку» (вытяжку из маковой соломки). Опять же в силу отсутствия соломки, правоохранителям удалось перекрыть каналы ее поставок, да и нелегальные маковые поля во многом уничтожены. Но! Все это заменили «уличным» метадоном, синтезированным, как и амфетамин, в домашних условиях. Для людей, имеющих проблемы с опиатами, наркотик выбора сегодня — метадон. Ведь если героин стоит более 100 долларов за грамм (да еще попробуй достать), то грамм самодельного метадона в три-четыре раза дешевле. А сила воздействия мощная. Этот метадон даже вытеснил наркотики на основе кодеина, вроде «крокодила». Уже около двух лет к нам практически не обращаются кодеинозависимые. Проще купить готовый метадон, чем возиться с изготовлением того же «крока». Сколько людей употребляют «уличный» метадон, сказать сложно. По некоторым оценкам, вообще в столице колются, то есть потребляют наркотик через инъекции, примерно 30 тысяч человек. Но ведь его еще нюхают, курят и т. д.

Кроме «уличного» есть и легальный метадон, который получают люди по спецпрограмме. Их количество тоже стремительно растет, только в Киеве на сегодня в муниципальной программе 900 человек. И еще примерно столько же — в коммерческих структурах, оказывающих такую услугу. Смысл программы в том, что человек, зависящий от опиатов, получает легальный заменитель героина или «ширки», у него нет «ломки», но нет и наркотической эйфории. Исключены также передозировки, грязные шприцы, преступления ради дозы и пр. Человек социально адаптируется, может работать и иметь семью. Но ежедневно в специальных пунктах получает свою дозу метадона. Выдача происходит либо в таблетках, либо в жидкой форме. Но жидкий метадон на порядок дороже таблетированного, нужен спецдозатор (они пока есть только в Киеве и Днепре). Пока и аппаратуру, и препараты Украина закупает за рубежом на средства, полученные от Глобального фонда. И делается это централизованно, одной структурой. Но в следующем году финансирование от Фонда должно прекратиться, придется искать средства на государственном и муниципальном уровнях. Это тоже большая проблема, особенно если каждый регион будет закупать сам. Возникнет разница в цене, да и возможности для коррупционных схем…