На последних переговорах в Берлине украинская дипломатия, в присутствии Германии и Франции, была вынуждена играть по правилам, навязанным Россией.
Об этом свидетельствует заявление, принятое по итогам встречи, а также риторика главы МИД РФ Сергея Лаврова, пишет издание «Зеркало недели«.
Во-первых, министры выразили поддержку усилиям ОБСЕ. Во-вторых, они призвали вывести минометы и тяжелое вооружение калибром менее 100 мм, а также все типы танков. В-третьих, главы внешнеполитических ведомств договорились создать четыре рабочих группы в рамках трехсторонней контактной группы — по безопасности, политическим, социально-экономическим и гуманитарным вопросам.
Именно эти рабочие группы и стали для Украины очередной уловкой России в продвижении дальнейшей линии признания оккупированных регионов самостоятельными, в первую очередь — их признания самой Украиной. Еще одна рабочая группа будет добиваться финансового содержания Украиной неподконтрольных ей территорий.
На каждых переговорах в «нормандском» формате российская дипломатия, как правило, преследует следующие цели. Во-первых, россияне пытаются дискредитировать Киев как сторону конфликта, которая не выполняет Минские соглашения и постоянно нарушает перемирие.
Во-вторых, стремятся легитимизировать «ДНР» и «ЛНР», сделав эти виртуальные «государства» политическими субъектами. Поэтому в Москве добиваются, чтобы у Киева с «ДНР» и «ЛНР» был прямой диалог.
В-третьих, Кремль заставляет Киев принять на себя обязательства финансово содержать оккупированные Россией территории Донбасса, восстановить с ними экономические отношения, пишет издание.
На экономическую блокаду и невыплату Украиной пенсий и соцпособий на оккупированных территориях в заявлении на уровне министров обращено отдельное внимание, о чем в первую очередь упомянул Лавров.
При этом результат переговоров по урегулированию конфликта в Украине мог быть другим, если бы она проходила в так называемом «Женевском формате», то есть с прямым участием США за столом переговоров.
Присутствие американцев усиливает сопротивляемость украинской делегации российскому напору. А то непонятно: французы и немцы — они на чьей стороне? В Париже и Берлине, где заинтересованы в том, чтобы все быстрее закончилось, раз за разом подталкивают Киев к компромиссам с Москвой в ущерб украинским интересам
В Администрации президента и МИДе, в свою очередь, аргументируют согласие на создание рабочих групп нежеланием давать поводы к обвинениям в срыве Минских соглашений. Также в создании рабочих групп украинская сторона видит возможность достигнуть прогресса в возвращении пленных.
Кроме того, после переговоров в Берлине по-прежнему не понятно, что будет с украинской инициативой направить в Донбасс миротворческий контингент под эгидой ООН или ЕС. Тема анонсировалась Петром Порошенко как одна из главных, а о ней не только не упомянули в совместном заявлении, но даже всерьез не обсуждали.