Ситуация, на сегодня сложившаяся вокруг «Укрнафты», это определенный вызов нынешнему руководству «Нафтогаза», руководителям Фискальной службы и правительству Гройсмана.

Им приходится брать ответственность за популистскую политику предыдущих властей. Пока что они не решаются это сделать, потому что примеру «Укрнафты» могут последовать и другие компании. Но, если все оставить как есть, Украина может потерять свою единственную нефтяную компанию, обеспечивающую 20% рынка нефтепродуктов, пишет Forbes Украина.

В сентябре 2015 года, когда Марк Роллинс возглавил «Укрнафту», у компании уже имелись проблемы: налоговые долги в размере почти 9 млрд гривен и судебные тяжбы с «Нафтогазом Украины» за газ, который изымался у компании с 2006-го по 2012 год на нужды населения. В общей сложности около 10,6 млрд куб. м.

Решение о продаже всего газа собственной добычи НАК «Нафтогаз Украины» по цене, устанавливаемой НКРЭ, было принято правительством Юрия Еханурова 9 июня 2006-го (постановление КМ №813). В 2006 году у «Укрнафты» «забрали» 2 млрд куб. м газа. В последующие годы объемы были гораздо меньшими, потому что компания сориентировалась и нашла лазейку в документе Кабмина: стала оформлять свой газ как «технологический и для собственных производственных нужд», поставляя его на промышленные предприятия, подконтрольные группе «Приват». В итоге вместе с нефтью компания стала торговать химическими удобрениями, ферросплавами, металлом.

Кроме НАК «Нафтогаз Украины», акционерами «Укрнафты» являются и частные компании, интересы которых правительство Еханурова проигнорировало. Последующие правительства тоже не отменили это решение, хотя судебные тяжбы продолжались. «Укрнафта» несколько лет не проводила собрания акционеров и не распределяла дивиденды, 50% которых принадлежали государству.

Вместо этого в январе 2010-го премьер Тимошенко одобрила некий договор «о взаимопонимании и сотрудничестве» между акционерами «Укрнафты». Со стороны государства договор подписал глава НАКа Олег Дубина, со стороны миноритарных акционеров – четыре офшорные компании: Littop Enterprises Ltd, Bridgemоnt Ventures Ltd, Bordo Management Ltd и Ballioti Enterprises Ltd, связанные с группой «Приват». Из одиннадцати членов набсовета люди Игоря Коломойского получили право назначать пять, при этом кворум – восемь. Также они получили право назначать своего председателя правления. А все споры должны решаться в Лондонском международном арбитраже. Фактически, группа «Приват» получила единственную украинскую нефтяную компанию в полное единоличное владение. Если поднять соответствующие архивы Кабмина, можно увидеть там подпись Юлии Тимошенко.

Лишь в начале 2015-го, под огромным давлением и с крупным скандалом государству удалось вернуть контроль над «Укрнафтой». А в мае 2015 года три компании – фигуранты договора «о взаимопонимании», Littop Enterprises Ltd, Bridgemоnt Ventures Ltd и Bordo Management Ltd, подали в суд на Украину, правда, в Стокгольмский арбитраж. Общая сумма иска – $4,67 млрд. Она включает $2,063 млрд, рассчитанные как потеря дивидендов, $0,932 млрд – как штрафные санкции, и $1,679 млрд – как потеря стоимости акций.

Налоговые долги в «Укрнафте» объясняют тем, что изъятие у нее газа по нерыночным ценам не давало возможности полноценно развиваться и платить все налоги. О техническом и производственном состоянии компании надо говорить отдельно. И, похоже, в «Нафтогазе Украины» об этом состоянии знают, и наконец-то поняли, что угрозы миноритарных акционеров вполне серьезны. С таким отношением к бизнесу и тайными договоренностями Украина может проиграть суд.

Последний раз наблюдательный совет собирался 24 мая, и там уже шел более-менее предметный разговор о том, каким образом НАК «Нафтогаз» будет возвращать газ «Укрнафте», и как разобраться с налоговыми долгами. Еще в феврале т.г. Марк Роллинс говорил, что независимые аудиторы подсчитали стоимость газа, который был отобран у «Укрнафты» по трем методикам. Наибольшая сумма составила 50 млрд гривен.

Однако на майском заседании речь шла о сумме в 3,8 млрд гривен, то есть по цене, установленной НКРЭ. Этими деньгами планируется погашать налоговый долг на протяжении 2016 года. Кроме того, ровно такую же сумму миноритарные акционеры пообещали вытребовать у должников, которые закупали нефть у компании в первой половине 2015-го. Общая сумма дебиторской задолженности превышает 13 млрд гривен, но почему-то самых крупных должников ни акционерам, ни нынешнему руководству «Укрнафты» найти не удалось. Все эти условия прописаны в плане санации, который пресс-служба компании официально огласила лишь спустя месяц, 22 июня.

На так и не состоявшемся заседании набсовета «Укрнафты» вопрос «возвращать или не возвращать» газ уже не поднимался. Представителями заинтересованных сторон в основном обсуждалась форма возврата этого долга. Согласно официальному сообщению НАКа, «Нафтогаз Украины» настаивал, в частности, на включении в план санации обязательства правления «Укрнафты» прекратить действия, направленные на взыскание в натуральной форме 10,62 млрд куб. м природного газа, который был потреблен населением Украины на протяжении 2006-2012 годов, предусмотрев расчеты за такой газ «Нафтогазом Украины» в денежной форме».

Сегодня «нефтяной мяч» – на поле Кабинета министров, премьеру Владимиру Гройсману следует найти аргументы, чтобы убедить других членов правительства фактически «выплатить» олигарху Коломойскому компенсацию за популистские решения предыдущих правительств. Со своей стороны, действия миноритарных акционеров, в частности, срыв заседания набсовета, очень похожи на своеобразный шантаж. Игорь Коломойский заявил, что в преддверии судебного слушания в Стокгольме участие в заседании набсовета могло бы подорвать их позиции. Сложно оценивать правдивость этой информации. А вот то, что без проведения общего собрания акционеров «Укрнафта» может вообще остановить работу – это факт.

Более того, ситуация с «Укрнафтой» стала определенным прецедентом. Специализированная антикоррупционная прокуратура раскрыла схему хищения газа и денежных средств в «Укргаздобыче» через работу предприятий совместной деятельности.

Популярные статьи сейчас

Битва двух наебок: почему украинцы возвращаются на оккупированные территории

Штраф 3400 гривен: какие водители рискуют остаться без прав уже через 10 дней

Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания

В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только

Показать еще

авершения действия договоров о совместной деятельности и возврате скважин ПАО «Укргаздобыча».