Высокий суд Англии и Уэльса выдал приказ о замораживании активов группы «Энергетический стандарт» украино-российского бизнесмена Константина Григоришина.

Об этом сообщает Liga.net.

Решение вынесено как обеспечительная мера в рамках арбитражного разбирательства с Вадимом Новинским и Владимиром Лукьяненко-младшим на более чем 300 млн долларов вокруг крупного машиностроительного предприятия ПАО «Сумское НПО».

Решение вынесено по требованию адвокатов Владимира Лукьяненко-младшего и компаний, связанных с Новинским, которые опасаются, что Григоришин может скрывать активы, чтобы избежать выплат по решению арбитража.

Еще 9 мая 2016 года Лондонский коммерческий арбитраж принял решение о выплате Энергетическим стандартом более 305,8 млн долларов Новинскому и Лукьяненко.

5 октября Высокий суд Англии отказал адвокатам Григоришина в апелляции на это решение.

В решении суда упоминаются, в частности, следующие украинские компании: Запорожтрансформатор, Турбоатом, ПАО «Сумское НПО», Укрречфлот, Запорожский кабельный завод, Сварог Эссет Менеджмент.

Сам приказ о WFO является конфиденциальным, полного списка замороженный активов в открытом доступе нет.

Григоришину также принадлежат крупные пакеты акций в целом ряде украинских облэнерго.

В ходе судебного слушания, адвокаты Лукьяненко смогли доказать суду, что существует риск того, что Григоришин попытается «размыть» свои активы.

В конечном счете это может привести к невыполнению решения арбитража на 305,8 млн долларов.

Как сообщает издание, Григоришин и семья Лукьяненко стали партнерами в конце 90-х, в результате приватизации НПО, на которой Григоришин приобрел контрольный пакет акций сумской компании.

Поначалу между сторонами царило согласие. Спустя десять лет ситуация изменилась. Сын Лукьяненко начал развивать собственный бизнес в России в составе компании «Гидромашсервис», которая стала конкурентом «Энергетического стандарта».

Популярные статьи сейчас

Оккупанты снова ударили по Харькову, число пострадавших растет

Новая почта объяснила, почему за легкую посылку придется платить, как за 10 кг

Украина не сможет выиграть войну только на поле боя - разведка

Украинским водителям грозит штраф или лишение прав за отсутствие одного предмета в авто

Показать еще

Управление украинским предприятиям на себя замкнул менеджмент Григоришина.

В конце 2012 года — начале 2013 года партнеры окончательно рассорились.

К тому времени Лукьяненко усилил свои позиции за счет партнерства с Вадимом Новинским, который опосредованно выкупил у него 10,04% акций НПО.

В результате стороны начали выяснять отношения в суде. В мае 2016 года английский суд принял сторону Лукьяненко и Новинского.

Суд обязал Григоришина выплатить Новинскому и Лукьяненко более 300 млн долларов. 5 октября это решение подтвердил Высокий суд Англии и Уэльса.

Бенефициарами украинских компаний, которые приписывают Григоришину, в госреестре числятся гражданин Швейцарии Леонид Пивоваров и болгарин Максим Марков.

Адвокаты Лукьяненко и Новинского смогли доказать, что реальный владелец всех активов Григоришин. Для этого потребовалось проводить допрос бизнесмена в суде.

По данным Высокого суда, большинство активов Григоришина, по состоянию на 2015 год, замыкались на двух кипрских компаниях.

Первая — Energy Standard Fund Limited (ESF). Ее акции напрямую принадлежали Максиму Маркову. В материалах суда он упоминается как адвокат с гражданством России и Болгарии.

Вторая холдинговая компания группы Энергетический стандарт — кипрская Energy Standard Fund Management Limited.

«100% акций ESFML принадлежали (прямо или косвенно) Григоришину. ESFML владела акциями в многочисленных дочерних компаниях, включая компанию Сварог Эссет Менеджмент», — говорится в решении суда.

26 июня 2015 года Григоришин передал свои доли в ESFML Леониду Пивоварову, говорится в решении суда.

Это было сделано для того, чтобы активы Григоришина не попали под санкции в Украине в связи с ужесточением законодательства по отношению к компаниям с российским капиталом или российскими бенефициарами.

На то время Григоришин был гражданином России и Кипра. В 2016-м он получил украинское гражданство.

Леонид Пивоваров — одноклассник Григоришина и менеджер швейцарского офиса Energy Standard Group.

Передача акций (долей) также открывала путь «Энергетическому стандарту» к приватизации в Украине, что было бы невозможно в случае наличия среди бенефициаров граждан России (Григоришина или Маркова).

Решение о заморозке активов Григоришина не означает, что все украинские компании бизнесмена автоматически попадают под арест.

Иностранные, в том числе арбитражные решения, не имеют прямого действия в Украине.

«Чтобы решение Высокого суда Англии было исполнено в Украине, необходимо чтобы украинский суд рассмотрел соответствующее ходатайство стороны, признал его и дал разрешение на его принудительное исполнение в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Украины», — говорит партнер юридической фирмы CMS Cameron McKenna Виталий Радченко.

Более того, между Велико­британией и Украиной не существует международного договора о взаимном признании судебных решений.

Это фактически означает, что признание решения английского суда должно производиться по взаимному согласию, что вряд ли возможно в этом споре.

Решение английских судов о заморозке активов было признано в семи страх: США, Кипр, Багамы, Британские Виргинские острова, Панама, Сейшелы, и Сент-Винсент и Гренадины.