США и Китай

«Разработано Apple в Калифорнии. Собрано в Китае». На протяжении последних 10 лет эти слова на обратной стороне iPhone сокращенно описывали суть технологического обмена между двумя крупнейшими экономиками мира: Америка обеспечивает мозги, а Китай — мышцы. Но теперь такому порядку вещей наступил конец.

Об этом пишет The Economist, передает ZN.UA.

Китайские технологические гиганты мирового класса, такие как Alibaba и Tencent, теперь имеют рыночную цену около 500 миллиардов долларов, составляя таким образом конкуренцию для Facebook. У Китая самый большой рынок онлайн-платежей. Его оборудование экспортируется по всему миру. У него есть один из самых быстрых суперкомпьютеров. Китай строит один из лучших в мире центров исследования квантового вычисления. А к 2020 году Пекин собирается запустить собственную систему спутниковой навигации, которая будет конкурировать с американской GPS.

Америка нервничает. Идет расследование, в ходе которого Китай могут обвинить в краже интеллектуальной собственности, что нанесло американским фирмам ущерб на триллион долларов. Болезненные пошлины на технику тоже могут быть введены. В начале года Конгресс представил законопроект, который запрещает правительству сотрудничать с двумя китайскими компаниями: Huawei и ZTE. Бывший глава Alphabet Эрик Шмидт предостерег, что Китай опередит США в развитии искусственного интеллекта до 2025 года.

На этой неделе президент Дональд Трамп остановил поглощение американского производителя процессоров Qualcomm сингапурской компанией Broadcom, сорвав сделку на 142 миллиарда долларов. При этом он сослался на угрозу национальной безопасности из-за китайского прогресса в разработке 5G. Как это часто бывает, Трамп правильно определил проблему, но «схалтурил» на этапе ответа. Технологический подъем Китая требует стратегического ответа, а не бездумных порывов.

Чтобы понять, какой должна быть американская стратегия, нужно сначала разобраться в проблеме. Нормально, что страна размером с континент с быстро растущей экономикой и культурой научных исследований переживает технологический ренессанс. Уже сейчас у Китая есть самые большие кластеры ученых в сфере искусственного интеллекта. У него также более 800 миллионов интернет-пользователей. И это больше, чем у любой другой страны, что означает наличие большего количества данных для обучения искусственного интеллекта. Китайские технологические прорывы пойдут на пользу большому количеству людей, среди которых и американцы тоже. Если США будут пытаться сдерживать Китай ради сохранения своего места на вершине технологического мира, к примеру, «балканизируя» интернет, это будет прямой путь к более бедному, негармоничному и даже воинственному миру.

Впрочем, одно дело, когда конкретная страна доминирует в сфере телевизоров и игрушек, а совсем другое — когда она имеет преимущество в ключевых информационных технологиях. Ведь они лежат в основе производства, развития сетей и сокрушительной силы новейших систем вооружения. В более широком смысле такие технологии часто становятся субъектом для экстремальных сетевых эффектов, в которых один победитель занимает неприступную позицию на каждом рынке. Это означает, что страны могут быть изолированы от доступа к жизненно важным технологиям иностранными соперниками с большой государственной поддержкой. В случае Китая эти соперники могут ответить авторитарному режиму, который все больше выставляет себя альтернативой либеральной демократии, в частности в своей части Азии. Китай настаивает, что поддерживает мир, в котором все побеждают. У Америки нет иного выбора, как рассматривать китайские технологии в качестве инструмента, который ведет к нежелательному концу.

Вопрос в том, как на это ответить. Важнейшая часть ответа, по мнению издания, кроется в памяти о причинах американского успеха в 1950-60-х годах. Правительственные программы, нацеленные на опережение СССР в космических исследованиях и разработке оружия, усилили инвестирование в образование, исследования и инженерные разработки в целом спектре технологий. Это подтолкнуло США к появлению Кремниевой долины, наполненной духом неограниченной любознательности, энергичной конкуренции и здоровыми капиталистическими инициативами. Она также питалась от иммиграционной системы, которая привлекала выдающиеся умы изо всех уголков планеты. Через 60 лет после того, Америке опять нужна эта комбинация государственного финансирования и частного предпринимательства для достижения целей национального проекта.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook