Нынешний глава Всемирного банка Роберт Зеллик ранее объявил, что намерен покинуть свой пост 30 июня, по завершении пятилетнего срока пребывания в должности. В сложившейся ситуации снова (как и в случае с недавними выборами нового главы МВФ) присутствует интрига, поскольку есть немалая вероятность того, что привычную традицию смогут нарушить, тем самым установив новые правила игры.

Развивающиеся экономики все настойчивее требуют своего места под солнцем. Удастся ли им в этом случае переиграть американцев, или вся это борьба — лишь видимость, необходимая игра, имитация выборов и конкуренции, попытка встряхнуть рынки? Анализирует «Биржевой лидер».

Выдвижение кандидатов или кто достоен стать главой ВБ?

Как объяснили эксперты Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, все дело в том, что уже более шестидесяти лет главой Всемирного банка неизменно назначается кандидат от США, в то время как руководителем МВФ выбирается представитель Европы. Однако в последнее время представители третьих стран все более настойчиво стали претендовать на место у руля этих международных финансовых гигантов. Когда выбирали нового руководителя Международного Валютного Фонда Европе с трудом, но все же удалось отстоять своего представителя. Хотя интрига была нешуточной. Теперь и в ВБ монополия американцев поставлена под большой вопрос.

Как уже говорилось, с 1944 года, то есть с момента учреждения ВБ, пост его председателя бессменно занимал гражданин США, хотя ни в каких официальных документах этот порядок, естественно, не был зафиксирован. То есть, просто традиция, не более того. Однако когда эти правила учреждались никто другой на планете и не мог претендовать на лидерство в мировых финансах:

после окончания Второй мировой войны, по сути, только США и страны Западной Европы и могли претендовать на лидерство в мире рыночной экономики: Соцлагерь вообще жил по собственным экономическим законам, Африка и Азия были колониальными, Латинская Америка — полуколониальной, Австралия и Канада — британские доминионы. Поэтому ничего удивительного в том, что мировыми финансами тогда «рулили» США и Европа не было.

после разрушения колониальной системы, «третий мир» окунулся в еще более ужасающую нищету. Конечно же, он не мог претендовать на какие-то важные роли в международной финансовой политике.

США во главе всего мира. После окончания Холодной войны и распространения рыночной экономики на весь мир, Соединенные Штаты и Западная Европа должны были оставаться во главе процесса и служить путеводной звездой, поскольку именно с них брали пример бывшие соцстраны.

уроки кризиса 2008 и 2011 гг. После первой фазы финансового кризиса 2008-2011 годов произошел мощнейший перелом в сознании — выяснилось, что мировые гиганты далеко не так сильны как казалось, а их экономики очень сильно зависят от того самого «третьего мира», который за последнее двадцатилетие успел далеко шагнуть вперед. Самых передовых его представителей теперь стали называть «странами с динамично развивающимися экономиками» и все больше включать их в состав всевозможных престижных клубов (G-20, см. ).

влияние ВБ на экономические процесы в мире. Президент Группы организаций Всемирного банка Роберт Зеллик, объявляя о совеем решении покинуть пост главы ВБ, открыто сказал о «новой реальности»: «Банк признал, что в мире, в котором мы сегодня живём, существует несколько полюсов экономического роста, традиционные понятия вроде «третьего мира» устарели, а развивающиеся страны способны сыграть одну из ключевых ролей как локомотивы экономического роста и ответственные действующие лица миропорядка»;

«Третий мир» преподносит сюрприз. Представители третьих стран уже давно в открытую говорят о необходимости равных возможностей для всех в таком важном деле как международная финансовая политика. Теперь старые традиции во многом просто утратили актуальность. Если ранее (еще 5 лет назад) подобные претензии вызывали лишь усмешку или раздражение у американцев и европейцев, то теперь, после кризиса, от претензий третьих стран стало не принято просто отмахиваться. Во всяком случае, видимость конкурса действительно имеет место: по состоянию на 22 марта, за день до окончания срока подачи заявок, на кресло председателя ВБ претендовали двое представителей «третьего мира» министр финансов Нигерии Нгози Оконджо-Ивеала и экс-глава колумбийского Минфина Хосе Антонио Окампо (профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке). А еще страны БРИКС до последнего интриговали, обещая выставить своего кандидата. Если бы после прекращения подачи заявок набралось более четырех кандидатов (ранее такого не случалось), 25 исполнительных директоров Всемирного банка оказались бы перед необходимостью составить шорт-лист из трех претендентов, с которыми затем будут проводиться собеседования. Судя по тому, что Белый дом резко взял паузу и до последнего тянул с выдвижением собственной кандидатуры, это для него действительно стало сюрпризом;

почему, собственно, нельзя остальным? Этот вопрос сейчас задают многие. Тем более, что по правилам Всемирного банка 187 стран — участниц финансовой организации имеют право выдвинуть своего кандидата на пост руководителя. «Во всех остальных ведущих международных институтах используется открытый конкурс. Так поступают ООН, ВТО, ОЭСР. МВФ и Всемирный банк являются аномалиями с этой точки зрения, — утверждает Х.А.Окампо. — Мы присоединились к предвыборной гонке, ожидая, что на этот раз все будет по-другому…Кандидаты — больше, чем просто символы. Они свидетельство того, что развивающиеся страны могут выдвигать хорошие и заслуживающие доверия кандидатуры, возможно, столь же хорошие, как кандидаты из США, а может быть, даже лучше». Кроме того, и нынешний председатель Роберт Зеллик совсем не обязательно хочет видеть своим преемником соотечественника. Среди возможных претендентов он назвал индонезийца Мульяни Индравати, египтянина Махмуда Мухиэддина и нигерийку Оконджо-Ивеале. «Это первоклассные профессионалы, которые подходят по всем параметрам», — говорил Зеллик;

американцы тянули до последнего. И этим, кстати, не только продемонстрировали свою слабость, но и помешали многим достойным кандидатам выдвинуть свои кандидатуры, поскольку те ожидали решения Вашингтона. США, по слухам, даже рассматривали вариант предложить кандидатуру своего гражданина от другой страны (раньше идти на такие ухищрения не было необходимости). В Белом доме долго взвешивали все «за» и «против», выбирая между четырьмя кандидатами: среди которых гендиректор Pepsi Индра Нууи, посол США в ООН Сюзан Райс, бывший руководитель совета по экономике при президенте США Ларри Саммерс и глава комитета по международным отношениям сената США Джон Керри. Пока мир гадал, на ком же из них остановит свой выбор Барак Обама, произошел новый сюрприз: Белый дом совершенно неожиданно выдвинул пятого — президента Дартмутского колледжа Дзин Ён Кима, человека совершенно неизвестного в финансовом мире.

Популярные статьи сейчас

Реформа МСЭК: семейные врачи получат новые полномочия по установлению инвалидности

В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь

В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только

Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной

Показать еще

Интрига года: кто став во главе ВБ сможет регулировать мировую экономику?

Как уже писалось, это выяснится в конце апреля. Но все далеко неоднозначно, и интрига сохраняется.

Нгози Оконджо-Ивеала. Страны БРИКС в последние месяцы заявляли о необходимости завершения практики назначения главами Всемирного банка кандидатов от США, поэтому они скорее всего поддержат кандидатуру неамериканцев. Кого именно из них — пока вопрос. Но скорее всего именно Нгози Оконджо-Ивеалу, поскольку ее кандидатура пользуется поддержкой т.н. «группы 11» развивающихся государств. Сейчас известно, что ее точно поддержат Бразилия и ЮАР. Ранее Оконджо-Ивеала занимала пост управляющего директора Всемирного банка, но в прошлом году президент Нигерии Гудлак Джонатан предложил ей возглавить министерство финансов и стать куратором реформ. Известно, что и многие в США хотели бы видеть во главе Всемирного банка женщину;

Джим Ён Ким — самый неожиданный претендент на этот пост. 52-летний академик корейского происхождения является президентом Дартмутского колледжа с 2009 года, до этого он занимал профессорские должности в Гарвардских школах медицины и общественного здоровья, был директором департамента ВОЗ по борьбе с ВИЧ/СПИДом, он также имеет разработки в лечении туберкулеза. Он является экспертом в области здравоохранения, но не финансов, однако этот факт ни сколько не смутил Барака Обаму: «Всемирный банк является одним из самых мощных инструментов, который мы имеем для сокращения бедности и повышения уровня жизни по всему миру, и личный опыт Джима и годы службы делают его идеальным кандидатом для этой работы» — заявил президент США.Как пишет The Financial Times, выдвижение Джим Ён Кима кандидатом от США должно немало удивить развивающиеся страны, которые, скорее всего, ожидали увидеть среди кандидатов опытного финансового эксперта с Уолл-стрит, а не доктора медицины азиатского происхождения. Столь оригинальный ход уже принес свои плоды, например, Южная Корея заявила, что полностью поддерживает выдвижение кандидатуры Джим Ён Кима на пост главы ВБ;

кто же победит? Как считает большинство экспертов, шансы у американца все-таки лучше: во-первых, сила традиции (она ведь тоже не на пустом месте возникла), во-вторых, авторитет страны, в-третьих, устраивающий всех кандидат: родился в Сеуле (т.е. в «третьем мире»), не принадлежит к финансовым кланам, озабочен более насущными проблемами, чем просто преумножение капиталов.

На этот раз, скорее всего, американцам все же удастся сохранить за собой кресло главы ВБ, но уже через пять лет тренд может полностью измениться. Ведь и МВФ, и ВБ не стоят на месте и развиваются с той же динамикой, что и весь мир. Только во время последней каденции Роберта Зеллика во Всемирном банке:
· многократно увеличено инвестирование средств суверенных и пенсионных фондов в частный сектор стран Африки и других стран с формирующейся рыночной экономикой;
· половину высокопоставленных должностей стали занимать женщины;
· почти половину руководящего состава ВБ стали составлять выходцы из развивающихся стран;
· пост Главного экономиста Банка впервые занял представитель развивающейся страны — гражданин Китая Джастин Линь;
· создан дополнительный пост исполнительного директора от стран Африки южнее Сахары;
· созданы: центр по проблемам конфликтов, безопасности и развития в Найроби; «Обеспечение гендерного равенства как разумный подход к экономическому развитию»; Сингапурский Центр передового опыта в области инфраструктуры и городского развития; Инициатива стран арабского мира.

Если подобная тенденция сохранится (а так, скорее всего, и будет) следующим главой Всемирного банка почти наверняка станет представитель третьей страны и, очень возможно, женщина.