Желания сепаратистов и Москвы вторичны — вопрос в том, хочет ли сама Украина сохранить восток страны.
Об этом пишет Адриан Боненбергер, американский журналист, бывший военный, служивший в Афганистане, текст которого приводит сайт Новое Время:
«Около 50 тысяч российских солдат сосредоточены, по последним данным, на границе с Украиной, а также в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Консультанты из РФ тем временем продолжают тренировать и экипировать еще 30 тыс. бойцов-сепаратистов. Понятное дело, не для самозащиты. Аналитики то прогнозируют новое широкомасштабное наступление, то говорят, что все действия Москвы — блеф, попытка усилить давление на потрепанную экономику Украины.
Многие спекуляции касаются и юга страны. В частности, внимание приковано к портовому городу Мариуполю. Я провел там четыре дня, общаясь с местными жителями и расположившимися здесь бойцами батальона Азов. Из увиденного и услышанного сделал вывод: желания сепаратистов и Москвы вторичны, вопрос лишь в том, хочет ли сама Украина сохранить этот город.
Мариуполь — город болот, холмов и узких, вытянутых долин. Иными словами — мечта защитника и кошмар для нападающего. При правильной защите города противник сможет захватить его, только если полностью уничтожит. С военной точки зрения сохранить украинский флаг над Мариуполем несложно. Но что по этому поводу думают местные жители?
По моим наблюдениям, население разделилось практически поровну. Еще полгода назад большинство мариупольцев были настроены пророссийски, но ситуация изменилась, когда сепаратисты обстреляли город из Градов, в результате чего погибли 30 человек (по иронии судьбы, среди них был и активный сторонник России). После разговоров с горожанами у меня сложилось впечатление, что половина мариупольцев выступают за союз с Россией, а вторая половина — за продолжение интеграции Украины в ЕС. Единственное, в чем сходятся и те и другие, — коррумпированность нынешнего украинского правительства. Возможно, даже безнадежная.
О коррупции много говорят и бойцы батальона Азов, базирующегося в Мариуполе. У этого добровольческого подразделения противоречивая репутация. Жители Западной Украины считают бойцов Азова героями, первыми, кто доказал, что Россию можно победить. А вот в западной прессе репутация бойцов неприглядна: их называют фашистами, ультранационалистами (что бы это ни значило) и нацистами.
На Западе эти слова имеют большое значение; по сути, это приговор. Я уже сталкивался с неправильной интерпретацией фактов в СМИ, поэтому отправился к бойцам батальона, чтобы проверить все лично.
Для меня стало открытием, что Азов не является ни неонацистской, ни фашистской организацией. Они не монархисты и не анархисты, и уж точно не сторонники СССР. Да — националисты, как, между прочим, и большая часть украинцев (это естественная реакция на российскую оккупацию).
Многие из солдат, с которыми я говорил, хотели бы, чтобы Украина перешла в наступление. Раз за разом я слышал одно и то же: “Нам нужны танки и поддержка артиллерии. Почему нас сдерживают?” Бойцы считают, что власть не хочет сражаться из каких‑то политических соображений: либо использует их в качестве пушечного мяса, либо на самом деле готова сдать Мариуполь. Они уверены, что об этом договорились в Киеве, а Порошенко готовится начать умиротворение Путина.
Опасения правительства относительно лояльности к нему этого добровольческого батальона частично оправданы. Отряды наподобие Азова и Правого сектора верны лишь идее независимой Украины, страны с менее коррумпированным правительством и бизнесом, чем сейчас. Правительство, разумеется, в первую очередь думает о своих интересах, но политикам во власти нужно понять следующее: если они будут говорить правду и работать честно, патриоты из добровольческих батальонов станут для них самой надежной опорой.
Жители Мариуполя тоже верят в идею открытости. Они устали от коррупции. Пророссийские и проукраинские граждане по‑разному видят пути решения этой проблемы, но ее наличие режет глаз и тем и другим. Если найти способ продемонстрировать людям, что все может измениться (и я говорю не о пустых обещаниях, а о реальных действиях), Россия не сможет захватить этот город. И никто не сможет.
Сегодня у украинской власти появилась блестящая возможность сделать Украину богаче, чем когда‑либо. Сокращение коррупции пойдет на пользу всем и, кроме того, привлечет ощутимые инвестиции — как частные, так и государственные. Люди, даже живущие на востоке, готовы к этому. Добровольческие батальоны — тоже. Так когда же правительство начнет действовать ради общего, а не личного блага?».