Прежде чем в апреле 2014 года заговорили автоматы, были массовые митинги в феврале и марте. Прежде чем вспыхнула война, был невооруженные беспорядки.
Прежде чем в Донбассе началась война, там была так называемая «русская весна». Об этом сегодня в своей статье пишет обозреватель Radio Free Europe Radio Liberty Брайан Уитмор. Он добавляет, что мало кто сомневался в причастности Кремля к началу войны в украинских Донецкой и Луганской областях в апреле 2014 года. Но массовые демонстрации в русскоязычных городах на востоке и юге Украины, которые прокремлевские СМИ назвали «русской весной», были несколько неоднозначными. В напряженной и беспорядочной среде после свержения пророссийского президента Виктора Януковича вполне можно было предположить, что эта «русская весна» началась из-за недовольства местных. А уже потом Кремль начал использовать ее в своих целях.
Однако сейчас такой сценарий кажется маловероятным. Уитмор напоминает, как в начале недели украинская Генпрокуратура опубликовала записи перехваченных разговоров между близким к Кремлю Сергеем Глазьевым и его марионетками в Украине, которым он давал четкие распоряжения устроить демонстрации в Донецке, Харькове, Запорожье, Одессе, Луганске.
Это произошло еще в феврале 2014 года, до того, как Россия оккупировала Крым. «Записи разговоров не только указывают на то, что «русская весна» была организована и профинансирована Москвой, но и на то, что Кремль планировал оккупировать значительно большую часть Восточной Украины, если бы сфабрикованое «восстание» было успешным», — пишет Уитмор. Однако для осуществления такого плана, России была нужна «массовая поддержка местных».
В этом убежден эксперт Institute of Human Studies в Вене Антон Шеховцов. Он пояснил, что для Москвы было совершенно неважно, что мобилизует местное население: идеология или деньги. Главное было создать убедительную картинку внутреннего восстания, чтобы оправдать военное вторжение и подать его как «защиту людей». Однако, Россия смогла устроить протесты только в Донецке и Луганске. Попытки в Харькове, Одессе и Запорожье потерпели неудачу. Однако не из-за того, что их не было или они были недостаточно решительными. На одной из записей от 28 февраля 2014 года Глазьев обсуждал финансирование беспорядков в Харькове и Одессе с Константином Затулиным, бывшим депутатом Госдумы, который теперь руководит оккупационной властью в Крыму. В другой записи за первое марта, Глазьев ругается с неизвестным мужчиной, которого называет «Анатолий Петрович», из-за слишком малой толпы в Запорожье. Российский политик приказывает своему собеседнику, что «демонстранты» должны захватить здание Запорожской областной рады. «Почему в Запорожье тихо?» — говорил Глазьев на записи, добавляя, что у него «прямой приказ сверху вывести людей на улицы в Украине». На записи он говорит, что российская вооруженная поддержка может быть только в том случае, если протесты против Киева будут действительно массовыми.
Также на записи он велел мужчине по имени Денис устроить пророссийские демонстрации и захватить облсовет в Одессе, после чего провозгласить власть в Киеве «нелегитимной» и попросить Путина «о помощи». Российский чиновник подтверждал, что Россия готова к военной интервенции. После того, как украинская Генпрокуратура опубликовала эти записи, Глазьев и Затулин отрицали, что они настоящие.
Однако они вполне совпадают со стратегическим документом Кремля, которые в прошлом году оказался в руках российской «Новой газеты». Документ был составлен под пристальным наблюдением связанного с Кремлем олигарха Константина Малофеева и обсужден высокопоставленными чиновниками в феврале 2014 года, когда Евромайдан в Киеве был в разгаре, а Янукович все еще оставался на посту президента Украины. В нем речь шла об оккупации Крыма и значительной части Украины, в частности Харьковской области и присоединении их к России.
«Участие России в вероятном разделе украинского государства не только даст новый импульс интеграционному проекту Кремля, но и позволит нашей стране сохранить контроль над газотранспортной системой Украины.
Одновременно это фундаментально изменит геополитический ландшафт в Центральной и Восточной Европе, вернув России ее главную роль», — цитировала документ «Новая газета». Уитмор добавляет, что все эти данные лишь подтверждают то, о чем все догадывались с самого начала. Вместе с тем, если совместить документ Малофеева, который попал в прессу, и записи разговоров Глазьева, можно заполнить пробелы в исторической записи относительно причин начала войны в Донбассе. «Из них следует, что не только так называемая «гражданская война» в Украине была организована Россией. Социальный конфликт, который предшествовал применению оружия, был тайно спланирован, организован и профинансирован Москвой», — убежден эксперт Института евроатлантического сотрудничества Андреас Умланд.
Источник: ZN.ua