Представители украинских властей в своих заявлениях озвучивают существенно завышенные суммы потерь бюджета страны от блокады отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
Такое мнение изданию ГОРДОН выразил экс-заместитель главы правления НБУ, президент Международного института бизнеса, финансист Александр Савченко, комментируя отсрочку предоставления Международным валютным фондом (МВФ) очередного транша Украине.
«Думаю, выделение транша Украине перенесли по двум причинам. Первая – это блокада Донбасса и последовавшие за ней непрофессиональные заявления депутатов и министров по поводу потерь, которые понесет бюджет. Они утверждали, что из-за блокады государственный бюджет якобы не досчитается 25–35 млрд грн. Это больше 1% ВВП страны. То есть официальные лица безумно завышают эту сумму. Это делается в угоду одной политической силе, чтобы дискредитировать идею блокады. И когда ситуация настолько неопределенная, МВФ не может утвердить программу, которая априори невыполнима», – отметил Савченко.
По его словам, Министерство финансов Украины сознательно не говорит о том, что предприятия в ОРДЛО дотировались из бюджета страны.
«На самом деле потери бюджета из-за блокады составят 1–2 млрд грн. К тому же есть еще один момент: эти предприятия – экспортеры, поэтому они являлись основными бенефициарами получения НДС из государственного бюджета. И я думаю, средства, получаемые ими из бюджета, намного превышают те, которые они в бюджет перечисляют. То есть в Минфине акцентируют внимание только на потерях, но не говорят о самом главном – сколько эти предприятия получают средств из бюджета», – подчеркнул финансист.
По его мнению, предприятия на оккупированных территориях несли убытки украинскому бюджету.
«Эти предприятия платили единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц. По моим подсчетам, поступления в бюджет составляли 1–2 млрд грн. Больше ничего они не платили. Сколько мы тратили бюджетных средств на возмещение им НДС, точно сказать нельзя. Но, исходя из элементарных расчетов, выходит, что Украина дотировала эти предприятия. То есть они были убыточными для страны. Да и не могло быть по-другому: мы даже на подконтрольной Киеву территории не можем справиться с теневыми схемами. Что уж говорить о предприятиях в ОРДЛО? Думаю, предприятия в ОРДЛО перечислили агрессору на порядок больше денег, чем Украине. По сути, из нашего бюджета они получили 15–20 млрд грн», – заявил Савченко.
Он не исключает, что решение МВФ также связано с неопределенностью вокруг назначения аудитора НАБУ.
«Вторая причина, по которой МВФ отсрочил предоставление транша, – это неопределенность вокруг назначения аудитора НАБУ. В этот раз МВФ, по сути, впервые в своей истории выдвигает не только бюджетно-экономические требования к стране, но и антикоррупционные. В частности, речь идет об укреплении новых антикоррупционных структур и создании Антикоррупционного суда. И никакого прогресса в этом направлении они от Украины не видят. Поэтому МВФ взял своеобразный тайм-аут. Хотя, думаю, в течение следующего месяца деньги нам все же дадут», – резюмировал финансист.