Придя к власти, украинский олигарх Порошенко сделал ставку на сдержанность Путина и уверенно начал спецоперацию по подавлению сепаратизма на востоке страны, обещая «положить конец этому ужасу» в считанные часы. Однако легитимность новоизбранного президента Украины целиком находится в руках Путина, полагает западная пресса. Российский президент, виртуозный игрок в старомодные геополитические игры, поставил Украину на грань войны, а «теперь ему остается только выждать, пока Запад перестанет обращать внимание на ее муки».
«Роковая ставка на сдержанность Путина» — так озаглавлена статья The Times. «Петр Порошенко начал свое президентство, сделав ставку, которая, вероятно, его определит. Он уверен, что даже десятки жертв среди русских в битве за Донецк не спровоцируют российское вторжение, поскольку Владимиру Путину на западном фланге по-прежнему нужен сателлит, а не горячая точка», — полагает обозреватель Джайлз Уиттелл.
«Он [Порошенко] надеется, что сражение «продлится часы», однако, если судить по недавней истории сепаратистских движений в Восточной Европе, эти слова будут его преследовать», — говорится в статье.
По мнению журналиста, худший сценарий развития событий очевиден: «если Кремль решит, что Порошенко перегнул палку настолько, что закрывать глаза на это уже нельзя, российские и пророссийские вооруженные формирования усугубят столкновения на востоке Украины с целью лишить легитимности новый режим, прежде чем он встанет на ноги».
«У Украины нет надежды на стабильность, не говоря уже о новых отношениях с Европой, которых большая часть ее избирателей требовала с прошлого ноября, до тех пор, пока Кремль не признает, что не может аннексировать Донецк так же, как Крым. Есть признаки того, что Путин, пришедший к власти, подавляя сепаратистов в Чечне, это знает. После выборов он даже лестно отозвался о конфетах Порошенко», — сообщается в статье.
«Наступление украинской армии на пророссийских повстанцев на востоке Украины не застало Владимира Путина врасплох, но ожесточенность столкновений, возможно, станет переломным фактором, если они выйдут из-под контроля», — передает Globe and Mail со ссылкой на Reuters.
Вероятность того, что российские силы вторгнутся на Восточную Украину, снизилась. Однако, если в ходе какого-то эксцесса погибнет большое число мирных жителей, Путин окажется под давлением общественности и будет вынужден ввести войска, чтобы защитить русскоязычное население, предполагает автор статьи Тимоти Хэритедж.
«Повстанцы стали угрозой сохранению статус-кво и, возможно, раздражают Путина, потому что их непредсказуемые действия увеличивают риск того, что события выйдут из-под контроля», — считает автор статьи.
Как отмечает НАТО, несмотря на признаки того, что некоторая часть российских войск отходит от украинской границы, основная их масса остается поблизости. «Пока войска остаются там, угроза российского военного вторжения продолжит нависать над Украиной, даже если это не является оптимальным вариантом действий для Путина», — заключает Хэритедж.
«Мы положим конец этому ужасу», — обещает новоизбранный президент Украины Порошенко, давший совместно с лидером партии «Удар» Виталием Кличко интервью изданию Bild. По словам Порошенко, он не боится задач, с которыми ему предстоит столкнуться на должности президента — с разрухой в экономике и расколом страны.
Пока не состоялась инаугурация, отметил Порошенко, «я не могу отдавать приказов армии». «Но мы больше не допустим того, чтобы эти террористы похищали и убивали людей, захватывали здания и отменяли законы», — подчеркнул Порошенко, добавив, что против Украины ведется самая настоящая война. По словам нового президента, отныне наибольший приоритет для него будут иметь вооруженные силы: «В военное время нам необходимо значительно улучшить денежное обеспечение военнослужащих».
Также Порошенко обвинил Россию в поддержке сепаратистов на востоке Украины. «Она поддерживает их оружием, бойцы беспрепятственно пересекают границу, на российской территории есть тренировочные лагеря». Цель России, по убеждению будущего главы государства, «заключается в дестабилизации ситуации на Украине до такой степени, чтобы она согласилась на условия, которые предлагают русские».
Польские фермеры готовят полное закрытие границы с Украиной
От 33 гривен: АЗС опубликовали новые цены на бензин, дизель и автогаз
"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК
“Умру в борьбе за свободу”: Хавьер Милей о радикальных реформах в Аргентине, войне с социализмом и надеждах на Трампа
«Что же касается вступления Украины в НАТО, то пока что большая часть населения выступает против, — заключает Порошенко. — Но в принципе нам необходим военный союз с США и Европой ради защиты Украины. Как президент Украины я буду добиваться заключения этого союза и сразу же начну переговоры по этому вопросу». Однажды, напомнил президент, Украина отказалась от ядерного оружия и взамен получила гарантии от России. «Но теперь мы видим, что те гарантии ничего не стоят, и нам необходим новый союз».
Как противостояние «путинизма» и «обамаизма» интерпретирует кризис на Украине обозреватель The New York Times Томас Л. Фридман.
Китай и Россия полагают: «мы можем извлекать выгоду из глобализации XXI века, когда хотим обогащаться, но можем поступать, как державы XIX века, когда нам хочется откусить что-то у соседа». Им возражают, что «мир XXI века не просто взаимосвязан, но и взаимозависим, и либо вы играете по правилам, либо дорого расплачиваетесь».
Путин неверно оценил обстановку на Украине. Он думал, что в мире все по-прежнему решают «сферы влияния», диктуемые сверху вниз, но в ситуации на Украине главное — появление людей Майдана, организовавшихся снизу вверх и жаждущих присоединиться к миру свободы и свободных рынков. По мнению автора, Путин также недооценил украинский патриотизм и эффект от западных экономических санкций. Так что в этой игре «он моргнул».
Захват Крыма ослабил российскую экономику, обеспечил Китаю льготные цены на газ, побудил Европу избавляться от зависимости от российского газа и обсуждать идею увеличения расходов на оборону, подытоживает Фридман. «Потому-то я говорю, что страна, которой Путин сегодня больше всего угрожает, — это Россия», — замечает он.
Фридман считает, что Запад не должен стремиться к полному уничтожению влияния Путина на Украине (если учесть российско-украинские связи, это невозможно и «нездорово»). Он советует «заставлять Путина идти на попятный и моргать», чтобы Украина могла быть соседкой, а не вассалом России.
«Владимир Путин, виртуозный игрок» — статью с таким заголовком публикует Los Angeles Times. Российский президент «мастерски играет в старомодную игру международного балансирования на грани войны и пока вырывается вперед», утверждает обозреватель Дойл Макманус.
«Российский президент поставил Украину на грань войны, но затем, что примечательно, пошел на попятный», — продолжает автор. Судя по тому, что «Красная Армия не примчалась на выручку», когда начался бой за донецкий аэропорт, борьба за Украину не перерастет в военную конфронтацию России и Запада.
Автор описывает «счет в игре»: Путин «прикарманил» Крым, «вынудил ЕС затормозить движение Украины к членству в западном экономическом клубе», в основном сохранил российско-западные деловые связи и подписал газовый контракт с Китаем. «Теперь ему остается только выждать, пока Запад перестанет обращать внимание на муки Украины, а это наверняка случится», — пророчит Макманус.
«Даже Порошенко говорит, что пора нормализовать отношения с Москвой, — отметила американский эксперт Фиона Хилл. — Он знает, кто будет задавать тон, когда речь идет о будущем Украины: не Брюссель, не Вашингтон, а Москва».
Путин считает Украину частью законной сферы влияния России. Со своей стороны, западным державам не хотелось проводить военное вмешательство, поскольку «не существует договорных обязательств по защите Украины, а доверие к киевскому правительству невелико», говорится в статье.
Теперь все в руках Порошенко, считает автор. Порошенко должен «договориться о новых отношениях с Путиным и одновременно удовлетворить требования украинского электората, который все еще хочет движения в сторону Запада».
При этом у Путина есть мощные рычаги воздействия на экономическую и политическую стабильность Украины, замечает Макманус.
«Старая концепция международных сфер влияния, возможно, кажется устаревшей, но Путин без обиняков дает понять, что в нее верит. Он хочет, чтобы у России была такая сфера влияния, включающая в себя Украину. И пока он берет верх», — подытоживает издание.
Источник: Inopressa.ru