Польша-Украина

Закон о борьбе с пропагандой тоталитарных идеологий в Польше нужен. Но законопроект о внесении изменений в закон «О запрете пропаганды коммунизма и других тоталитарных режимов» вряд ли смог бы сыграть необходимую роль. И хорошо, что Сенат его отклонил.

Об этом на страницах Rzeczpospolita пишет обозреватель Ежи Хащинский, сообщает ZN.UA

Автор добавляет, что в отклоненном документе ошибочно к категории «режимов» были включены идеологии. В частности, речь шла о запрете в Польше украинского и литовского национализма, из-за которых уже появилось напряжение в отношениях Варшавы с Киевом и Вильнюсом. Автор указывает, что новый запрет абсолютно лишний, поскольку трудно себе представить, чтобы кто-то в Польше предложил назвать какую-то постройку именем лидера УПА Романа Шухевича. А об этом говорилось в законопроекте. «Это не означает, что подход к темным страницам истории наших соседей не должен нас волновать», — пишет автор.

Он добавляет, что Литва не признала преступления «антипольских и антисемитских националистов, которые сотрудничали с Третьим рейхом», когда у нее был шанс. Функционеров литовских служб безопасности Александраса Лилейкиса и Казимераса Гумжаускаса лишили гражданства США за замалчивание правды о деятельности в годы войны. Их депортировали в Литву. Но Вильнюс позволил им спокойно умереть без страха оказаться в тюрьме. Только после их смерти Литва начала дебаты об оценке их действий. «Не стоит надеяться на это в Украине, потому что эта страна ведет войну за выживание и ей остро нужны антимосковские герои. К сожалению, выбор пал на националистов из ОУН и УПА. А они были также и антипольскими», — пишет Хащинский.

Он напоминает, что в Варшаве уже назвали Волынскую трагедию «геноцидом», а в 2010 году Европарламент по инициативе польских евродепутатов принял резолюцию, в которой осудил присуждение Степану Бандере титула героя Украины. Но с того времени лидеры УПА стали еще популярнее в стране, что, по мнению польского обозревателя, вредит европейским амбициям Киева и отношениям с Варшавой. «Но украинский национализм — это не режим, который кто-то нам в Польше пытается навязать, устанавливая, например, памятники Бандере», — пишет обозреватель.